Таганрогская правда. – 1943. – 2 сентября. – С.2
«Балка смерти»
Вчера вскрыта массовая могила
замученных советских людей на Петрушиной Косе
Сюда людей привозили ночью или рано утром. Серая машина, которую таганрожцы прозвали „каретой смерти", медленно шла по крутому спуску мимо стен завода им. Димитрова. Затем ухабистая дорога резко поворачивала влево, и тогда вся балка была, как на ладони. У самого въезда в нее, на обрыве, гитлеровцы врыли столб, к которому была прибита доска с надписью на русском и немецком языках: „балка смерти".
До войны в балке был карьер кирпичного завода. Отсюда брали глину для изготовления кирпичей. Здесь звенели песни свободного труда, отсюда по городу разносилась слава о передовых людях кирпичного завода.
Фашистские убийцы превратили балку в огромную могилу, в место чудовищного расстрела больших групп ни в чем неповинных людей. В длинном рву вдоль южного обрыва гитлеровцы расстреляли около семи тысяч евреев. У восточного обрыва были вырыты три ямы, в которые сбрасывались труппы русских людей.
Они лежат в несколько слоев, слегка пересыпанные землей.
Ровно за неделю до освобождения Таганрога, гитлеровцы расстреляли на Косе 80 человек - рабочих, женщин, подростков. Вчера могила была вскрыта. В балку собралось около 5 тысяч жителей советского Таганрога. Вскрытие могилы происходило в присутствии представителя Чрезвычайной Государственной Комиссии и группы врачей.
Едва был снят тонкий слой земли, как присутствовавшие увидели гору обезображенных трупов. Они лежали головой на восток, лицами в землю, связанные по рукам, в одних кальсонах и майках. Тела расстрелянных — в кровоподтеках, синяках и рубцах. По всему видно, что их ставили лицами к обрыву и расстреливали в затылок.
Страшная яма предстала во всем виде. Балка огласилась рыданиями женщин. Плакали мужчины. Тысячи проклятий раздавались по адресу немецких садистов и их приспешников.
Врачебная комиссия разрешила извлечь 31 сохранившийся труп. Алексей Васильевич Непомнящий, колхозник села Троицкое, опознал среди замученных своего 15-летнего сына Алексея. Он и его товарищи-сверстники Скворцов и Молчанов были арестованы и расстреляны, якобы, за участие в партизанском движении. Андрей Артемович Маслаков, лично принимавший участие в раскопках могилы, опознал своего брата Степана, колхозница Кабиленко — своего мужа Тихона Васильевича Кабиленко, колхозница Сальная — мужа Ивана Ивановича Сального, рабочего завода „Металлург", работница Шевченко — мужа Ивана Константиновича Шевченко, железнодорожника ст. Таганрог.
Им не предъявляли никаких обвинений. Им лишь сказали: «Вы неблагонадежные люди». А неблагонадежность их заключалась в том, что они, не скрывая ждали прихода Красной Армии. Алеша Непомнящий, возвращаясь поздно вечером с принудительных земляных работ, говорил отцу: «Я не выдержу этого, папа. Не могу быть рабом. Я еще жизни не видел. Обязательно перейду на сторону Красной Армии».
На высоком обрыве, откуда открывался прекрасный вид на Азовское море, была вырыта могила для похорон жертв гитлеровского разбоя. У могилы, состоялся многолюдный митинг. Открыл его председатель исполкома Таганрогского Горсовета тов. Медведев. Он предоставил слово секретарю Горкома ВКП(б) тов. Зобову:
— Немецко-фашистские бандиты, — говорит тов. Зобов, — превратили цветущий Таганрог в мрачный застенок. Многие жители потеряли своих родных — отцов, матерей, сестер и братьев. Многие дети остались сиротами. Фашисты терзали наших людей за то, что они горячо любили свою родину, свой народ, коммунистическую партию, великого Сталина. Мы сейчас обнаружили только самую маленькую частицу тех злодеяний, которые совершили оккупанты в нашем городе. Трупы наших людей взывают к мести. Дадим же клятву над этой могилой — отомстить врагу беспощадно. Поклянемся работать и помогать наступающей Красной Армии так, чтобы она скорее очистила нашу землю от гитлеровцев, скорее вызволила из фашистского рабства всех наших братьев и сестер.
Слово получает секретарь Ростовского Горкома ВКП(б) т. Шевченко. Свою речь он заканчивает здравицей в честь героической Красной Армии, освободившей Таганрог. Над могилой разносятся крики «Ура!», «Да здравствует любимый товарищ Сталин, ведущий нас к победе!».
Участники митинга поклялись быстро возродить хозяйство города, сделать все для разгрома врага.