Несмотря на свою неопределенность, образовательные среды, конструирующиеся в культуропорождающем образовании, обладают рядом характеристик, отличающих их от иных смысловых пространств и специфицирующих их согласно цели обеспечения появления опыта культуропорождения у субъектов образовательного процесса.
Среда является частью локальной символической практики. Образовательная среда не противоположна практике, не обусловливает ее как внешнее окружение. Поскольку среда – конструкция символическая, между ней и практикой нельзя провести четкую границу. Кроме того, являясь предметом конструктивной активности, она возникает на стыке разных практик, и тем самым изнутри данной практики элементы среды видятся как включенные в поле этой практики, будь то в качестве продуктов или принципов построения деятельности. Помимо этого, среда может быть замечена и проанализирована лишь изнутри конкретной практики. В отношении среды невозможно занять внешнюю позицию абсолютного наблюдателя. Среда – это момент практического участия и конструирования образовательной ситуации.
Среда динамична и неопределенна. Образовательная среда подвижна, она все время меняется. Являясь результирующей множества практик и ситуаций, она все время трансформируется, поскольку составляющие ее элементы вступают в новые отношения и образуют новые формы. При этом фигуры среды не завершены, они никогда не получают законченной, полной формы. В силу этого среда не поддается простой объективации. Она неопределенна, т. е. не имеет характеристик, указывающих на ее возможную природу, потому что природа среды тоже является предметом постоянного конструирования и преобразования в актуальной коммуникации.
Среда дестабилизирует ситуацию. Образовательная среда по отношению к данной образовательной ситуации выступает дестабилизирующим фактором, поскольку она указывает на локальность этой ситуации и показывает реальность иных ситуаций. Это значит, что среда не может быть когнитивным конструктом, она не познается так, как познается внешний мир. Среда указывает на те места в данной ситуации, в которых она может быть преодолена в пользу другой реальности. Поэтому она связана с множеством лакун, смысловых изъянов конкретной ситуации. Она указывает на то, чего в ситуации нет, но что, тем не менее, эффективно на нее влияет, порождая кризис значений, способов действия и форм субъективности.
Среда вмещает множество символических практик. Образовательная среда неоднородна. Она вмещает множество практик, которые вступают в некоторые отношения друг с другом, в итоге создавая то пространство, которое имеет форму среды. Множественность практик при этом – не простая совокупность атомизированных полей. Это особое образование, некоторая смысловая структура, которая составляет горизонт каждой из практик, т. е. благодаря среде каждая практика вмещает в себя множество других практик, при этом сохраняя свой собственный горизонт в качестве локальной тотальности. Благодаря такой приватизации идеи множественности практик каждая отдельная практика начинает осмыслять себя, исходя из принципиального разнообразия и различия способов полагания реальности и действия в рамках такого полагания.
Среда требует пересамоопределения. Образовательная среда характеризуется тем, что она направлена не на внешние формы выражения и действия, а на внутренние формы самоотношения участников образовательного проекта. Эта направленность отличается тем, что в фокусе среды находится не собственно форма самоотношения, а потенциальные направления ее трансформации. Среда указывает на то, по каким линиям может происходить преобразование собственной активности и конструирование новой культурной интерпретации, но чтобы действовать в отношении потенциальных ситуаций, нам необходимо заново определить себя. Среда, выступая в этом смысле чем-то радикально чуждым нам самим, бросает вызов нашим устоявшимся практикам, и поэтому мы должны пересамоопределиться, обрести новую идентичность, и это происходит постоянно в силу неустойчивости образовательных сред.
Среда является образом возможного. Для данной практики образовательная среда является образом возможного. Она не дает практике замкнуться в рамках поля наличных смыслов, требуя выхода за рамки принятых и однозначных интерпретаций. Она предлагает образ возможного, который совмещает в себе различные потенциалы ситуаций. Этот образ не един, он имеет множество уровней и касается как возможных способов мышления, так и возможных способов действия. Это та воображаемая конструкция (поскольку речь идет об образе), которая противостоит актуальной практике, заставляя ее выходить за собственные пределы и разрабатывать иные проекты.
Среда является воображаемым посредником. Образовательная среда функционирует как конструкт совместного воображения в рамках множества символических практик. Речь идет о воображении потому, что оно представляет собой образ нереального внутри каждой из практик описания символической реальности, но реального в собственном смысле, т. е. реального как нечто, несовпадающее с индивидуальными перспективами, принятыми в этих практиках. С другой стороны, это воображаемое пространство, выходящее за пределы отдельных практик, влияет на них, т. е. выступает посредником в их самотрансформации и коммуникации. Соответственно, взаимодействие между различными практиками будет вести к эффектам культуропорождения лишь тогда, когда оно будет осуществляться не столько на уровне реальных значений, сколько в области воображения, открывающего новые возможности, не замечаемые до сих пор и в принципе избыточные для конкретной прагматики той или иной символической практики.