Содержание
[убрать]
· 1 Биография
· 2 Творчество
· 3 Сочинения
o 3.1 Концерты для фортепиано с оркестром
o 3.2 Фортепиано соло
o 3.3 Для двух фортепиано
o 3.4 Камерные сочинения
o 3.5 Вокальные сочинения
· 4 Примечания
· 5 Литература
· 6 Ссылки
Биография[править | править исходный текст]
Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах А. Галли, П. Пабста, В. Сапельникова и В. Сафонова, и в 1900 окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Кашкина и гармонии ― у Аренского.
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего братаЭмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратилСергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В 1904―1905 и 1907 годахМетнер выступил с концертами в Германии, но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Гёте. Метнер принимал активное участие в деятельности «Дома песни». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в 1916 ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 г. Сергеем Кусевицким, в котором помимо него состояли также А. Ф. Гедике, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин (позднее его место занял А. В. Оссовский), Н. Г. Струве [1].
В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924―1925. Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В 1927 Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя ― в Великобритании, где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром Королевского филармонического общества. Радушный приём, оказанный ему, сподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929―1930 Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.
Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, среди современников считавшуюся чересчур консервативной. В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В октябре 1935 композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс. В 1942 у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944 он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение ― Третий концерт.
Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.
Скончался Н.К. Метнер 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон (Hendon Cemetery).
В 1959―1963 в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.
В 2006 пианистом Борисом Березовским был организован Международный фестиваль Николая Метнера («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошел сразу в нескольких российских городах — Екатеринбурге, Владимире и Москве.
Творчество[править | править исходный текст]
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду сАлександром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался всё время своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.
В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.
Сочинения[править | править исходный текст]
Концерты для фортепиано с оркестром [править | править исходный текст]
· Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
· Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
· Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)
Фортепиано соло [править | править исходный текст]
· Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
· Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
· Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
· Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
· Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
· Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
· Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
· Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
· Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
· Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Шествие рыцарей» e-moll
· Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
· Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1, «Кампанелла» h-moll, № 2.
· Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
· Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
· Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
· Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
· Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll, fis-moll
· Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
· Соната a-moll, op. 30 (1914)
· Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
· Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
· Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
· «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
· «Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera), Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
· «Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
· Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
· Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
· Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
· Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
· Шесть сказок, ор. 51 (1928): d-moll, a-moll, A-dur, fis-moll, fis-moll, G-dur
· Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
· Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
· Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
· Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
· Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
· Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll
Сочинения без номера опуса и неопубликованные
· Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
· Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
· Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
· Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
· Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
· Соната h-moll (1897), не опубликована
· Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
· Экспромт f-moll (1898), не опубликован
· Сонатина g-moll (1898)
· Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту Бетховена (1910)
· Этюд c-moll (1912)
· Сказка d-moll (1915), не опубликована
· Andante con moto B-dur (1916), не опубликована
· Две лёгких фортепианных пьесы (1931): B-dur, a-moll, не опубликованы
Для двух фортепиано [править | править исходный текст]
· «Русский хоровод», ор. 58 № 1 (1940)
· «Странствующий рыцарь», ор. 58 № 2 (1940―1945)
Камерные сочинения [править | править исходный текст]
· Три ноктюрна для скрипки и фортепиано, ор. 16 (1904―1908): d-moll, g-moll, c-moll
· Соната для скрипки и фортепиано № 1 h-moll, op. 21 (1904―1910)
· Две канцоны с танцами для скрипки и фортепиано, op. 43 (1922―1924): C-dur, h-moll
· Соната для скрипки и фортепиано № 2 G-dur, op. 44 (1922―1925)
· Соната для скрипки и фортепиано № 3 e-moll «Эпическая», op. 57 (1935―1938)
· Фортепианный квинтет C-dur, op. posth (1904―1948)
Вокальные сочинения [править | править исходный текст]
· «Молитва» на стихи Лермонтова (1896), не опубликована
· «Эпитафия» на стихи Андрея Белого (1907), не опубликована
· «Wie kommt es?» на стихи Гессе (1946―1949), не опубликована
· «Ангел» на стихи Лермонтова, ор. 1bis (1901―1908)
· Три романса, ор. 3 (1903) на стихи Лермонтова, Пушкина и Фета из Гёте
· Девять песен Гёте, ор. 6 (1901―1905)
· Три стихотворения Гейне, ор. 12 (1907)
· Две песни, ор. 13: «Зимний вечер» (стихи А. С. Пушкина; 1901―1904), «Эпитафия» (стихи А. Белого; 1907)
· Двенадцать песен Гёте, ор. 15 (1905―1907)
· Шесть стихотворений Гёте, ор. 18 (1905―1909)
· Три стихотворения Ницше, ор. 19 (1907―1909)
· Два стихотворения Ницше, ор. 19а (1910―1911)
· Восемь стихотворений Тютчева и Фета, ор. 24 (1911)
· Семь стихотворений Фета, Брюсова, Тютчева, ор. 28 (1913)
· Семь стихотворений Пушкина, ор. 29 (1913)
· Шесть стихотворений Пушкина, ор. 32 (1915)
· Шесть стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918―1919)
· Пять стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918―1920)
· Соната-вокализ, ор. 41 № 1 (1922), частично без слов
· Сюита-вокализ, ор. 41 № 2 (1927), без слов
· Четыре песни, ор. 45 (1922―1924)
· Семь песен, ор. 46 (1922―1924)
· Семь песен на стихотворения А. С. Пушкина, op. 52 (1928―1929), в том числе «Ворон» (№ 2).
· «Полдень» (стихи Тютчева), op. 59 № 1 (1936)
· Семь песен на стихи русских и немецких поэтов, ор. 61 (1927―1951)
Примечания[править | править исходный текст]
1. ↑ О деятельности Н. К. Метнера в этом совете см.: Оссовский А. В. С. В. Рахманинов. — В кн.: Воспоминания о Рахманинове. В 2-х т. М., 1974, т. 1, с. 375—383.
Литература[править | править исходный текст]
· Метнер Н. К. Муза и мода: Защита основ музыкального искусства. — Paris: YMCA-Press, 1935; репринт — Paris, 1978.
· Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. — М., 1963.
· Метнер Н. К. Письма / Под ред. З. А. Апетян. ― М.: Музыка, 1973.
О нём:
· Васильев П. И. Фортепианные сонаты Метнера. ― М., 1962.
· Долинская Е. Б. Николай Метнер: монографический очерк. ― М., 1966.
· Метнер Н. К. Воспоминания, статьи, материалы / Под ред. З. А. Апетян. ― М.: Музыка, 1981.
Ссылки[править | править исходный текст]
· Сайт, посвящённый Метнеру
· Николай Карлович Метнер: ноты произведений на IMSLP
· Николай Метнер: Вопросы биографии и творчества - Сборник статей о творчестве Н.К.Метнера
НА ФОРУМЕ ТАК ГОВОРИЛИ О ФЕСТИВАЛЕ,ПОСВЯЩЕННОМ ТВОРЧЕСТВУ МЕТНЕРА: Мне очень близки слова Березовского о Метнере - услышав раз, невозможно уже выйти из этих чар. Очень-очень жаль, что исполняются его произведения достаточно редко, я, например, стараюсь не пропустить ни одного концерта, где звучит музыка Метнера, но за этот сезон таких концертов мне удалось найти только 2
...
Метнер-фестиваль стал настоящим подарком и хочется пожелать этому проекту долгой и счастливой жизни!
Понимаете, какая вещь: на всех метнеровских фестивалях – и фестиваль Березовского в ЭТОМ плане тоже не исключение - исполняются одни и те же отобранные и отфильтрованные самой концертной жизнью произведения Метнера, которые можно послушать. Я был на предыдущем фестивале с участием Березовского и убедился в этом на все 100%: там прозвучали лишь те вещи, которые так или иначе давно уже исполняются и даже, можно сказать, "на слуху". Ни одной незнакомой вещи тогда не было, всё было давно известно. Это несколько ф-п сонат, Квинтет, камерные ансамбли, избранные романсы, Соната-вокализ, Сюита-вокализ, кое-какие ф-п Новеллы, Сказки, разные пьесы – всё это давно уже освоено. Я даже больше скажу: за пределы этого круга лучше не выходить, ибо у Метнера имеется громадное количество "серых" сочинений, которые и слушать-то не захочется: множество безликих романсов и песен с вымученным тематизмом и надуманными гармоническими ходами, невыразительные ф-п произведения. Зато, конечно, ф-п Концерты Метнера очень хороши и общепризнанны, его ф-п Квинтет великолепен, среди его ф-п сонат имеются выдающиеся (например, g-moll, e-moll, "Соната-воспоминание", Сонатная триада и др.), среди его пушкинских романсов есть гениальные (например, "Зимний вечер", "Мечтателю"), но дело всё в том, что всё это давно всем известно и под расхожую категорию "неизвестный Метнер" никак не подпадает! И все мысли исполнителей, которые прикасаются к творчеству Метнера, вращаются как раз вокруг да около этих сочинений, никогда не минуя их (иначе в концерте будет одна только серость).
Конечно, можно все удачи Метнера перечислить, но надо ли это делать, если удач не так уж много и все они давным-давно известны? Это композитор явно второплановый, его не сравнить даже с Глазуновым и Лядовым. По крайней мере сравнения со Скрябиным и Рахманиновым он уж точно не выдерживает. Так что играют и поют одно и то же, а когда выходят за пределы этого наезженного круга – так сразу интерес уходит. Я думаю, это следствие объективных качеств творчества Метнера, среди которого подлинных и общепризнанных удач не так уж много. И это тоже вполне объективно, поэтому все "фестивали" его имени обречены на повторение одних и тех же произведений! Я думаю, фестивали эти не имеют большой перспективы и скоро выдохнутся из-за недостатка яркого музыкального материала.
А вот что действительно важно было бы сделать, так это записать ВСЁ творчество Метнера ПОЛНОСТЬЮ: не только ф-п пьесы, сонаты и концерты, но и тотально все вокальные сочинения (более 100!) и все камерные ансамбли. Я думаю, тогда и фестиваль не понадобился бы, ибо все и так бы увидели, что дополнительно послушать у него особо нечего, а то, что действительно ярко и слушать хочется, давно уже