ВОПРОС 1
Количественные расстройства.
Нарушения темпа мышления.
Ускорение темпа мышления (тахифрения) – обильные ассоциации с большой частотой мелькают в голове больного. Проявляется ускорением речи (тахилалией). Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей (вихрь мыслей), проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления. Выявляется при маниакальных синдромах.
Ментизм (наплыв мыслей.
Замедление темпа мышления (брадифрения) – бедность ассоциаций. Проявляется замедлением темпа речи (брадилалией). Содержания мыслей и представлений однообразно, бедно, говорят медленно, с трудом подбирают слова, долго думают перед тем как ответить. Входит в структуру депрессивного синдрома.
Шперрунг (закупорка мыслей) – состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как «пустота в голове», «обрыв мыслей».
Нарушения подвижности мышления.
Тугоподвижность мышления (вязкость) – затрудненность последовательного течения мыслей. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах, паранойяльном синдроме.
Нарушение целенаправленности мышления.
Соскальзвание – переходы с одной логически и грамматически правильной мысли на другую.
Резонерство – разглагольствования на пространные темы по несущественному поводу. Больной говорит много, склонен к рассуждательству
Нарушение грамматического и логического строя.
Разорванность мышления – отсутствие связи между отдельными умозаключениями, суждениями.
Бессвязность мышления – нарушение логического и грамматического строя речи одновременно. «Словесная окрошка»
Речевые стереотипии – непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими. К ним относятся:
Вербигерации – повторение бессмысленных слов и звуков.
Персеверации – застревание ответов на вопросы (например, «Как тебя зовут?», «Вася», «Как твоя фамилия?», «Вася», «Где ты живешь?», «Вася» и т.д.).
Эхолалии – повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.
Нарушения грамматического и логического строя выявляются при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др.
Качественные расстройства.
Навязчивые идеи (обсессии) – непроизвольно возникающие неотступные идеи, мысли, суждения, при этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным и причиняют ему душевный дискомфорт.
Схверхценные идеи – суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение в жизни человека, не подвергаются критике, определяют его деятельность, что приводит к социальной дезадаптации.
Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Бред является безусловным признаком психоза.
Фабула бреда, т.е. основное содержание бредовой концепции - бред преследования (персекуторный), депрессивный и величия. Нередко у одного больного можно видеть сочетание нескольких фабул.
Депрессивный бред непосредственно связан с доминирующим у пациентов чувством тоски и подавленности, нередко является причиной суицидального поведения. Наиболее частым вариантом депрессивного бреда является бред самообвинения и самоуничижения.
При ипохондрическом бреде больные уверены в наличии постыдного или тяжелого, опасного для жизни заболевания — рака, СПИДа, сифилиса, поэтому постоянно обращаются к врачам, требуя обследования и лечения.
Дисморфоманический (дисморфофобический) бред проявляется в том, что больные убеждены в существовании у них физического недостатка (уродства).
По механизмам происхождения бред разделяют на первичный и вторичный. Первичный бред — самостоятельное расстройство сферы мышления, не связанное с какими-либо другими симптомами психических расстройств, не сопровождающееся галлюцинациями. Первичный бред — важнейшее проявление паранойяльного синдрома. Вторичный бред возникает как следствие нарушения каких-либо других сфер психики.
Важно для понимания динамики бреда разделение на систематизированный и несистематизированный (отрывочный) бред. Остро возникший бред всегда лишен стройной системы.
Для диагностики острых и хронических бредовых психозов исключительно важно разделение бреда на чувственный и интерпретативный. Больные с интерпретативпым бредом (бред толкования) вполне четко понимают суть событий, связанных с бредом. У них, как правило, отсутствуют расстройства восприятия (галлюцинации). Таким образом, интерпретативный бред всегда представляет собой бред систематизированный и служит признаком хронических психозов. При чувственном (образном) бреде отсутствует четкое понимание происходящих событий.
В качестве особых форм рассматривают индуцированный и резидуальный бред.
Индуцированный бред — бред, возникший как результат общения человека с близким родственником, страдающим психическим заболеванием (индуктором).
О резидуальном бреде говорят, когда после перенесенного острого психоза (чаще всего с помрачением сознания) у человека остается непоколебимая уверенность в том, что все происходившее с ним в болезненном состоянии было реальностью, хотя в момент осмотра никаких необычных явлений пациент не наблюдает.
ВОПРОС 2
Параноидная форма встречается чаще, чем другие. Наряду с кардинальными признаками заболевания (аутизм, нарушение стройности мышления, снижение и неадекватность эмоций) ведущим в клинической картине данной формы является бред. Наблюдается последовательная смена паранойяльного (систематизированные интерпретативные бредовые идеи преследования без галлюцинаций), параноидного (в большинстве случаев представлен синдромом психического автоматизма) и парафренного синдромов (бредовые идеи величия на фоне эйфории или благодушно-безразличного настроения, часто сопровождающиеся нелепыми фантазиями, конфабуляциями и распадом бредовой системы).
Для этой формы более типично постоянное существование бреда и псевдогаллюцинаций без заметных ремиссий. Начало заболевания в большинстве случаев приходится на период молодости и зрелости (25—40 лет).
Гебефреническая форма — одна из наиболее злокачественных форм шизофрении. Главное ее проявление — гебефренический синдром. Диагноз основывается на преобладании в проявлениях болезни детскости и нелепого, дурашливого возбуждения. В настроении преобладает эйфория, кривлянье, неадекватный смех, сменяющиеся приступами негодования, агрессии. Речь быстро теряет последовательность, изобилует повторами и неологизмами, нередко сопровождается бранью. На этом фоне катастрофически нарастают изменения личности, разрушение эмоциональных связей, доминируют равнодушие и пассивность. Заболевание начинается в подростковом возрасте (13—15 лет) и в дальнейшем течет без ремиссий. Больные становятся инвалидами до начала трудовой деятельности.
Кататоническая форма характеризуется преобладанием двигательных расстройств. Кататонический ступор отличается тем, что больной длительное время сохраняет вычурную, неестественную, часто неудобную позу, не чувствуя утомления. Например, лежит, приподняв голову над подушкой (симптом воздушной подушки), накрывает голову простыней или полами халата (симптом капюшона), сохраняет утробную позу. При этом тонус мышц резко повышен. Это позволяет придать больным какую-либо позу, которую они будут в дальнейшем сохранять (каталепсия — восковая гибкость). Часто растормаживаются примитивные рефлексы (хватательный, сосательный — симптом хоботка). Для больных характерны негативизм (отказ от выполнения инструкций или даже действия, противоположные требуемым) и мутизм (полное отсутствие речи при наличии способности понимать слова собеседника и команды). Обездвиженность больных может сосуществовать с импульсивными поступками и приступами нецеленаправленного, часто стереотипного — кататонического возбуждения. Другими симптомами кататонии являются стремление копировать движения, мимику и высказывания собеседника (эхопраксия, эхомимия, эхолалия), манерность, вычурность движений и мимики.
Кататонические симптомы могут сопровождаться помрачением сознания (онейроидная кататония) или возникать на фоне ясного сознания (люцидная кататония). Люцидная кататония является одним из вариантов злокачественного течения шизофрении.
Простая форма проявляется почти исключительно негативной симптоматикой. В отличие от других форм продуктивные расстройства (бред, двигательные нарушения и аффективная симптоматика) либо не возникают вовсе, либо бывают крайне нестоикими. Преобладающим является неуклонно нарастающий апатико-абулический дефект.
ВОПРОС 3
Алкогольный бред ревности (бред супружеской неверности) возникает у лиц с паранойяльным складом характера, иногда на фоне симптомов алкогольной деградации. Вначале идеи супружеской неверности появляются эпизодически, лишь в состоянии опьянения или похмелья. При дальнейшем прогрессировании расстройств возникает непоколебимая и постоянная уверенность в измене жены, уже не зависящая от реальных поводов, то есть возникает бред. Содержанием бредового поведения становится разработка все более сложных и изощренных способов проверок. Одновременно больной «точно устанавливает любовника» — обычно человека из ближайшего окружения, более молодого. Иногда бред становится ретроспективным: больной заявляет о прошлых изменах жены, говорит, что дети — не от него, а от прежнего любовника. В бредовом поведении возможно жестокое насилие, в первую очередь по отношению к жене. Течение психоза — многолетнее.
ВОПРОС 4