Цивилизация.
Цивилизации впервые возникают в Месопотамии и Египте.
Причины:
- Привязываются к земле в результате кризиса охоты
- 5 тыс. лет до н.э. население увеличилось в 100 раз.
Главные признаки цивилизации:
- Создание производящего хозяйства, рационального организованной экономики;
- Создание института частной собственности и владения имуществом;
- Появление института государства;
- Появление городов;
- Возможность монументального строительства;
- Создание письменности.
При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака:
- наличие городов;
- наличие государства;
- наличие письменности.
Протогосударства.
Надобщинные политические структуры вызревали у всех народов и во все времена, вплоть до XX в.
Первичное протогосударство – это обычная группа общинных поселений, административно подчиненных поселку городского типа, где находится резиденция вождя.
Царь, вождь выбирался по принципу меритократии – выбираются самые умные, сильные, удачливые.
В протогосударстве власть вождя – это «власть-собственность», т.е. объединяются как экономические (владение ресурсами), так и юридические функции (право выступать от имени группы, распоряжаться ее достоянием).
Восходившая к древнейшей и абсолютно преобладающей системе социальных ценностей триада «престиж – авторитет – власть» привела со временем к сложению авторитарного института наследственной власти сакрализованного вождя-царя в протогосударствах. Это было повсюду, и на Западе, и на Востоке. Но на Востоке власть такого типа достаточно быстро трансформировалась в деспотическую, хотя не везде одинаково ярко выраженную. Главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночно-частнособственнического хозяйства. Деспотизм как форма власти возникает там, где нет той самой частной собственности.
Кроме того, «власть-собственность» как и титул вождя стали передаваться по наследству. Социально-экономической основой «власти-собственности» государства и государя было священное право верхов на избыточный продукт производителей.
(Собственность имеется в виду как верховная власть над ресурсами, а не как частная собственность).
В протогосударстве власть вождя опирается на престиж, власть основана на обычном праве.
В надобщинной структуре, в рамках протогосударства вождь имел бесспорное право на определенную часть продукта его подданных, причем взнос с политэкономической точки зрения принимал облик ренты-налога. Налога – потому что взимался центром для нужд структуры в целом, в частности для содержания непроизводительных слоев, обслуживающего их персонала или производителей, занятых в неземледельческой сфере (ремесло, промыслы и т. п.). Налог в этом смысле – высшее право государства как суверена на определенную долю дохода населения. Что же касается ренты, то она проявлялась в праве собственника, субъекта власти-собственности, на определенную долю реализации этой собственности в хозяйствах земледельцев-общинников.
В протогосударстве иерархическая структура:
- Царь
- Жрецы, вельможи
- Чиновники, войско
- Крестьяне, ремесленники
- Рабы – «говорящие орудия»
Раннее государство.
Обычное протогосударство несмотря на весьма заметную разницу между крестьянскими низами и верхами управителей, было еще густо опутано системой родственных клановых связей. В результате всего этого появилось в обществе, прежде ориентировавшемся в основном на заслуги и престиж, новые критерии для деления на верхи и низы. Верхи стали комплектоваться из числа наследственных аристократов и причастных к власти должностных лиц, причем те и другие, тесно связанные клановыми связями, образовывали своего рода потомственный слой людей, занятых в сфере управления и включенных в систему социально-имущественных привилегий.
Резко изменилась традиционная система редистрибуции (перераспределения): если прежде избыточный продукт лишь распределялся по воле причастного к власти и служил способом обретения им дополнительного престижа, то теперь этот продукт превратился в средство содержания всех тех, кто встал над обществом и кто обслуживал привилегированные верхи. Иными словами, в новых условиях социальные низы, т. е. крестьяне-производители, оказались исключенными как из системы генеалогического родства в кланах аристократов, так и из сферы редистрибуции. Этот все углублявшийся отныне разрыв между верхами и низами означал, что на смену примитивному политическому образованию типа протогосударства шла более развитая и принципиально отличная от него административно-политическая структура – раннее государство.
Объединение нескольких протогосударств – вторичное протогосударство, где властное государство – это центр, остальное – периферия. (типичный пример: Египет)
Раннее государство обычно много сложнее и крупнее протогосударства; этническая гетерогенность здесь – уже практически почти обязательная норма, ибо возникает раннее государство преимущественно за счет завоеваний и аннексии соседей. Поэтому появляется иерархическая структура государства:
- Высший общегосударственный уровень (военачальники, жрецы, главы канцелярий или ремесленных служб, администраторы широкого профиля, казначеи и хранители казенных амбаров, управители дворцовых или храмовых служб, домашних покоев правителя и т. п.)
- Средний региональный (глава регионального подразделения и соответствующие службы и управление центром)
- Местный (забота о своевременных выплатах ренты-налога в казну и организация необходимых для коллектива и государства общественных работ)
В рамках раннего государства появляется феномен урбанизации. (Египет, Шумер – 3-4 тыс. лет до н. э. возникают условия для городской культуры).
Государь провозглашался сыном бога или даже живым божеством. Царь – первосвященник, т.к. власть становится связующим звеном между миром мертвых и живых.
Развивается тенденция к приватизации, начинавшаяся с престижного потребления.
Престижное потребление верхов, реализовывавшееся обычно в строгом соответствии со степенью знатности, рангом, титулом, должностью, выражалось в преобладании изысканных одежд и лучшей пищи, в строительстве богатых домов и гробниц, в создании сложных систем различных удобств и услуг.
Расширение земель и поток дани создает новые условия и возможности для правящих верхов. Успешно расширяющий свои владения правитель нередко дает своим родственникам – практически теперь уже от своего имени – участки земли, подчас целые области в своего рода кормления. И хотя доход с этой вотчины не принадлежит вновь назначенному владельцу, во всяком случае целиком, часть его становится объектом присвоения со стороны нового владельца. Более того, в условиях ослабления расширившегося государства этот владелец обычно превращается в автономного властителя и узурпирует право от собственного имени наделять родственников и приближенных более мелкими уделами и кормлениями, что способствует возникновению многоступенчатой иерархической структуры вассально-феодального типа (речь идет о социально-политической структуре, а не о формации!).
В результате всего этого в обществе, прежде всего на надобщинном его уровне, возникает определенное количество излишков материального производства, которые пускаются в частнотоварный оборот. Иными словами, излишки, до того не бывшие товаром, теперь становятся им. Возникают товарные рынки и как прямое следствие этого – деньги (впервые в 7 в. до н.э. в Лидии), всеобщий эквивалент. На товарном рынке с помощью денег реализуются самые различные вещи, сырье, предлагаются услуги. Рабочая сила превращается в товар, следствием чего является институт частного рабства. Но все сказанное является уже не столько элементом раннего государства, сколько институтом государства развитого. Все это возникает на грани перехода раннего государства в развитое и, более того, может считаться едва ли не основным признаком этого перехода, своего рода критерием отсчета.
Раннее государство – это многоступенчатая иерархическая политическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной и административной деятельности. Главными функциями такого государства являются:
- централизованное управление крупным территориально-административным комплексом с этнически гетерогенным населением,
- расширение пределов своей территории за счет военных захватов,
- обеспечение благосостояния общества и престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с производителей, дани с зависимых соседей.
Раннее государство хорошо знакомо с урбанизацией и монументальными сооружениями, осуществляемыми населением в счет общественных работ, причем эти работы, как и вся сумма взаимоотношений между верхами и низами, основаны на принципе редистрибуции, рассматриваются как закономерный обмен деятельностью и легитимизирются общепризнанной религиозно-идеологической доктриной. Именно на этапе раннего государства в процессе развития престижного потребления и тенденции к приватизации закладываются основы новой формы социально-экономических отношений – отношений частнособственнических, связанных с товарно-денежным хозяйством и рынком рабочей силы.
Развитое государство на Востоке.
Принципиальные отличия развитой политической государственной структуры от ранней сводятся к появлению двух новых институтов – системы принуждения и институционализованного закона, а также к дальнейшему развитию частнособственнических отношений.
Функция медиации лидера группы, старейшины и даже вождя в прогогосударстве опиралась преимущественно или исключительно на его престиж и авторитет. Элементов принуждения и насилия, не говоря уже о законе, еще не было. Сакрально санкционированная высшая воля вождя приобретала силу закона, не говоря уже о том, что сам такого рода закон на первых порах опирался на религиозно-моральную норму и не имел характера безличностного принуждения. Ритуальная форма закона становилась своего рода «ненасильственной формой насилия».
Появление внутри страны пленных иноплеменников, приобретавших статус рабов – вначале коллективных, позже также и частных, означало перенесение принуждения и насилия внутрь.
Развивались товарно-денежные отношения. Под воздействием рыночных связей начинала интенсивно разлагаться земледельческая община, в которой все определеннее выделялись домохозяйства малых разделенных семей. Переделы земли в общине (там, где они были) становились все реже, пока не прекращались вовсе. В общинной деревне появлялись богатые и бедные семьи, много – и малоземельные. Часть хозяйств нищала и разорялась, появлялись безземельные, вынужденные арендовать чужую землю либо идти в батраки. Другие предпочитали перебраться на новые земли, освоить их и закрепить за собой. Шел процесс накопления в руках индивидов материальных излишков и торговли ими, в результате чего возникали богатые торговцы и ростовщики, в кабалу к которым попадали неимущие.
Зарождавшуюся и даже быстро развивавшуюся частную собственность и обслуживавший ее далеко еще не огражденный правовым барьером рынок встречала командно-административной системой. Командно-административная структура - это и есть восточная деспотия. Привычная командно-административная форма отношений абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и робкий обслуживающий ее и не имевший ни свобод, ни гарантий, ни привилегий восточный рынок. Власть здесь была первоначалом. Ни рынок, ни частная собственность в восточной структуре не являются свободными.
На Востоке рынок и собственник находятся в зависимости от государства и обслуживают нужды прежде всего правящего слоя. Государство же здесь твердо стоит над обществом и соответственно над экономикой общества, а его правящие слои, не будучи классом являются своего рода квазиклассом, ибо в конечном счете живут за счет достояния общества и выполняют в этом обществе функции господствующего класса.
Командно-административная структура опирается на принцип «власти-собственности» и генетически восходит к традициям централизованной редистрибуции.
Таким образом, сущность восточной модели в том, что частная собственность здесь, даже появившись и укрепившись, всегда была второстепенной и никогда не была защищена от произвола власти какими-нибудь привилегиями либо гарантиями, свободами или правами. Альтернативой господству частной собственности здесь была «власть-собственность». Функции господствующего класса выполняли организованные в аппарат власти верхи общества. Государство абсолютно довлеет над обществом и потому, если продолжать пользоваться привычными терминами истмата, субъект производственных отношений и важнейший элемент базиса.
Подводя итоги.
Характерные черты государств восточного типа:
- верховенство государства над обществом
- господствование модели «власть-собственность»
- нет личности
- единое централизованное государство
- большую роль играет религия и жречество
- распространенно рабство (долговое, в рабов можно было превратить соплеменников)
- население свободное, но подневольное
- нет частной собственности