1.7. При подозрении на сифилис (положительные серореакции или клинические проявления) и выявлении гонореи в амбулаторных учреждениях акушерско-гинекологического профиля в течение 24-48 часов направлять больных в районные КВУ по наряд-талонной системе (раздел 4, п. 2). Направление в эти же сроки подтверждать телефонограммой (раздел 4, п. 1). Врачу женской консультации контролировать получение обратного талона из КВУ. Работу по привлечению к обследованию и лечению контактных лиц, по выявлению источников заражения осуществлять совместно с КВУ по наряд-талонной системе.
1.8. В родильных отделениях и гинекологических стационарах при подозрении на сифилис и выявлении гонореи (гонококковой офтальмии новорожденных) незамедлительно отправлять телефонограмму в районные КВУ (см. раздел 4, п. 1) и проводить консультации больных врачом-дерматовенерологом в течение 24-48 часов.
Диагностика:
1) анамнез (особенности поведения, смена партнеров);
2) клиника (многостаговость в местах наличия железистого эпителия);
3) микроскопия мазков (из цервикального канала, прямой кишки, влагалища).
Диагноз ставят только при верификации возбудителя в лаборатории (лечат как гонорею, но диагноз в историю болезни не выносят). При лабораторном подтверждении диагноза - извещение в венерический диспансер.
Лечение. Поражение нижнего отдела лечат венерологи; восходящую гонорею гинекологи. При свежей острой и подострой гонорее лечение заключается в назначении антибактериальной терапии (АБТ). При свежей торпидной гонорее сначала проводят иммунотерапию, которая направлена на обострение процесса, а только после этого назначается АБТ. При хронической гонорее лечение начинают с иммунотерапии, а затем назанчают удвоенную дозировку АБТ.
1) влагалищная гипотермия;
2) а/б (пенициллинового ряда + аминогликозиды);
3) так как возможны сочетания с трихомониазом, в схему лечения добавляют метронидазол;
4) дезинтоксикация;
5) симптоматическая терапия (анальгетики, антигистамннные и т.д.). Острые явления стихают за 7-10 дней
6) рассасывающая терапия, иммуномодуляция, физиопроцедуры. Время нахождения в стационаре (в среднем) 14-20 дней, а дальнейшее наблюдение в КВД где проводят провокации. В женской консультации проводят курсы рассасывающей терапии, используют гоновакцину (250, 500, 750, ЕД), очень эффективно водо-грязе лечение, повторные рассасывающие курсы 3-4 раза в год
Методы провокации: биологические, алиментарные, физиотерапевтические, химические (обработка цервикального канала нитратом серебра или раствором йода), механический (скарификация шейки матки), комбинированный.
Критерии излеченности: отсутствие гонококков в мазках и посевах после 3-х кратной провокации в течение 3 месяцев (провокация д.б. комбинированной), отсутствие клиники и жалоб.
Диспансерное наблюдение: свежая гонорея - 3 месяца, хроническая и если неизвестен источник заражения, то необходимо 6-месячное диспансерное наблюдение.
Профилактика гонореи
Она такая же, как и для всех заболеваний, передающихся половым путем. Включает в себя обследование на инфекцию всех женщин, планирующих беременность. А во время беременности – исключение всех случайных половых контактов и своевременное лечение при обнаружении заболевания.
4.Показания для планового и срочного оперативного лечения миомы матки. Виды операций.
Хирургическое лечение миомы матки остается ведущим, несмотря на достаточно высокую результативность консервативных методов. Частота радикальных операций доходит до 80%. Оперативные вмешательства по поводу миомы матки составляют 45% абдоминальных вмешательств в гинекологии. Хирургическое лечение миомы матки может быть радикальным или органо-сохраняющим. Радикальное хирургическое лечение в объеме гистерэктомии показано при:
• большом размере миомы (13-14 нед беременности);
• быстром росте миомы (более 4 нед за год);
• нарушении питания, некрозе миоматозного узла;
• шеечной миоме;
• миоме матки и менометроррагии, анемизирующей больную;
• росте миомы в постменопаузе;
• нарушении функции соседних органов.
В настоящее время имеется тенденция к снижению числа радикальных оперативных вмешательств при миоме матки и расширению показаний к органосохраняющим операциям. Органосохраняющая хирургия матки, помимо сохранения менструальной и репродуктивной функций, позволяет предотвратить нарушение деятельности тазовых органов и способствует профилактике их опущения. Объем оперативного вмешательства зависит от различных факторов. Хирургическое лечение миомы матки считается радикальным при выполнении гистерэктомии и включает в себя экстирпацию матки или надвлагалищную ее ампутацию без придатков. Шейка матки играет важную роль в формировании тазового дна и кровоснабжении мочеполовой системы. Объем оперативного вмешательства расширяется до экстирпации матки у женщин репродуктивного возраста при рецидивирующих фоновых процессах шейки матки, лейкоплакии с дисплазией многослойного плоского эпителия, при шеечном и перешеечном расположении миоматозного узла, а также при росте миомы матки у пациенток в постменопаузе.
Гистерэктомию можно провести абдоминальным, лапароскопическим и вагинальным доступами. Выбор хирургического доступа зависит от величины матки, размеров и локализации миоматозных узлов, а также от опыта и квалификации хирурга.
Органосохраняющие операции. Существуют методы оперативного вмешательства, позволяющие сохранить адекватное кровоснабжение яичников путем выделения восходящих ветвей маточных артерий и сохранить менструальную функцию при высокой надвлагалищной ампутации, а также де-фундации матки.
Менструальную и репродуктивную функции при миоме матки может сохранить миомэктомия, которая заключается в удалении миоматозных узлов и сохранении тела матки. Она может осуществляться лапаротомическим, лапароскопическим и гистероскопическим доступами. Выбор хирургического доступа зависит от:
- величины матки;
- локализации миоматозных узлов;
- числа и величины миоматозных узлов;
- предоперационной гормональной подготовки;
- оснащенности эндоскопическим оборудованием;
- опыта хирурга в выполнении эндоскопических операций. Лапаротомический доступ предпочтителен при множественных интер-
стициальных миоматозных узлах размером более 7-10 см, при низкой шеечно-перешеечной локализации узлов, особенно по задней и боковой стенкам матки. Лапаротомический доступ позволяет адекватно сопоставить края ложа удаленного большого узла с наложением двухрядных викриловых швов. От полноценности рубца на матке зависят течение планируемой беременности и ведение родов (рис. 15.39, 15.40).
Лапароскопический доступ показан при субсерозных миоматозных узлах на ножке (0 тип) или при субсерозных узлах I типа. Отдельные субсерозные миоматозные узлы не представляют трудностей для эндоскопического удаления. Узел после фиксации зубчатыми щипцами отделяют от матки, коагулируя ножку, после чего пересекают ее ножницами или коагулятором. Современные морцелляторы позволяют извлекать из брюшной полости узлы различных размеров и массы, мелкие миоматозные узлы можно извлекать через мини-лапаротомное и кольпотомное отверстия. Субсерозные узлы I типа удаляют путем декапсуляции и энуклеации с поэтапной коагуляцией кровоточащих сосудов ложа (рис. 15.41). При значительном размере ложа после миомэктомии накладывают эндоскопические двухрядные швы (рис. 15.42). Ушивание ложа узла позволяет осуществить дополнительный гемостаз, способствует профилактике спаечного процесса в малом тазу и формирует полноценный рубец. Вопрос о выполнении миомэктомии лапароскопическим доступом при интерстициальных миоматозных, а также субсерозных узлах II типа пересмотрен - данная локализация миомы является противопоказанием для использования лапароскопического доступа
вследствие возможных разрывов матки по рубцу во время беременности и в родах.
При субмукозных миоматозных узлах выполняется трансцервикальная миомэктомия под контролем гистероскопии. Гистероскопическая миомэкто-мия (механическая, электрохирургическая и с помощью лазера) стала оптимальным методом удаления субмукозных миоматозных узлов.
Выбор метода трансцервикальной миомэктомии зависит от:
- типа субмукозного узла, его локализации и величины;
- оснащенности эндоскопическим оборудованием;
- оперативных навыков хирурга в эндоскопии.
Механическая миомэктомия возможна при субмукозных узлах 0 и I типов с незначительным интерстициальным компонентом. При этом можно удалить даже большие подслизистые узлы. Возможность удаления механическим путем зависит также от локализации узла; легче всего удалять узлы, расположенные в дне матки. При удалении субмукозного узла необходимо дополнительно расширить цервикальный канал, прицельно фиксировать узел абортцангом и произвести его откручивание и удаление с последующим гистероскопическим контролем.
Электрохирургическая миомэктомия (гистерорезекция) показана при суб-мукозных узлах I и II типов. В зависимости от размера и типа субмукозного узла операцию можно выполнять одномоментно или в два этапа. Двухэтап-ная операция рекомендуется при узлах, у которых большая часть располагается в стенке матки (II тип по гистероскопической классификации - см. выше).
К факторам, ограничивающим трансцервикальную резекцию субмукоз-ных узлов, относятся:
- миоматозный узел диаметром более 5 см в диаметре;
- рубцы на матке после кесарева сечения и миомэктомии;
- сопутствующая патология эндометрия, труб и яичников.
К альтернативным методам лечения миомы матки относятся лапароскопический миолиз (вапоризация миоматозного узла с помощью лазера), ЭМА, перевязка или клеммирование маточных артерий и абляция миомы матки с помощью фокусированного ультразвукового луча (ФУЗ-абляция).
ЭМА может быть предложена пациенткам репродуктивного и премено-паузального возраста как альтернатива гистерэктомии у пациенток, желающих сохранить менструальную и репродуктивную функцию.
ЭМА не проводится в постменопаузе и противопоказана при:
• остром воспалительном процессе органов гениталий;
• раке эндометрия и шейки матки;
• подозрении на саркому матки.
Эмболизация маточной артерии проводится в рентгенооперационной под контролем ангиографа: после пункции и катетеризации бедренной артерии катетер устанавливают в устье маточной артерии, после чего вводят эмбо-лизирующие препараты: частицы поливенилалкоголя (ПВА), трисакрило-вые, желатиновые эмбосферы, гидрогель и др. (рис. 15.43). Прекращается кровоснабжение миоматозных узлов, снижается приток крови по маточным артериям. В миоматозных узлах возникают дистрофические процессы, которые приводят к их гиалинозу и фиброзу, а в ряде случаев к миолизису (рис. 15.44). Миоматозные узлы уменьшаются в размерах в 2-3 раза, общий размер матки - в 1,7-2,5 раза.
ЭМА является методом выбора у больных с сопутствующими соматическими заболеваниями, имеющих высокий риск венозного тромбоза (ожирение, сахарный диабет, железодефицитная анемия тяжелой степени, тромбофлебит и др.), а также у пациенток, перенесших неоднократные хирургические вмешательства на органах брюшной полости (в связи с высоким риском хирургических осложнений, связанных со спаечной болезнью). ЭМА отличается низкой частотой интра- и послеоперационных осложнений
и высокой результативностью: эффективность ЭМА в отношении купирования клинических проявлений миомы матки (менометроррагии, анемии, болей, нарушения функции соседних органов и диспареунии) составляет 94%.
ЭМА используется в качестве предоперационной подготовки перед проведением миомэктомии лапаротомическим, лапароскопическим и транс-цервикальным доступом. При субмукозных миоматозных узлах, а также при интерстициальных миомах с центрипетальным направлением роста ЭМА приводит к уменьшению объема миоматозных узлов на 50-70%. Уменьшение мышечного ложа потенцирует сократительную способность мио-метрия и, как следствие, миграцию миоматозных узлов в полость матки. В зависимости от начальных размеров узлов, а также от их типа возможны различные исходы: самопроизвольная экспульсия, выделение узлов в виде детрита, миолизис. После уменьшения размеров узлов становится возможным выполнение трансцервикальной миомэктомии: методом откручивания при полном выделении узлов в полость матки или их резекции при формировании узлов I или II типа. Как этап перед выполнением лапаро-томической миомэктомии ЭМА проводится при большом размере матки (свыше 16 нед беременности) или при большом размере интерстициальных и интерстициально-субсерозных узлов (диаметром более 15 см). Лапароскопическая миомэктомия после ЭМА целесообразна при наличии субсерозного узла на ножке. Снижению интраоперационной кровопотери при выполнении миомэктомий после ЭМА способствуют уменьшение кровообращения в бассейне маточных артерий и полное его отсутствие в миоме.
Клеммирование, или перевязка маточных артерий, может выполняться как самостоятельный метод лечения или как этап перед миомэктомией с целью снижения интраоперационной кровопотери. Временное клеммирование или перевязка выполняется из трансвагинального доступа; после выполнения миомэктомии клеммы или лигатуры снимаются. При лапароскопическом доступе, как правило, используются пересечение восходящего ствола ма точной артерии или постоянное лигирование. Помимо снижения интраопе-рационной кровопотери наложение лигатур на восходящий ствол маточной артерии вызывает резкое сокращение миометрия и происходит выделение миоматозных узлов в брюшную полость. Клеммирование маточных артерий замедляет рост миомы, однако исключить рецидив роста или возможность образования новых зон нельзя - эффективность данного метода лечения для купирования клинических проявлений миомы составляет 65%.
ФУЗ-абляция миомы относится к неинвазивному методу лечения, при котором фокусированный ультразвук дистанционно коагулирует отграниченные участки миомы под контролем МРТ. Показанием к использованию данного метода лечения является миома матки с клиническими проявлениями. Использование ФУЗ-абляции противопоказано при миоме диаметром менее 2 см и более 10 см, множественном характере миомы матки, наличии узлов по задней стенке (из-за возможности непреднамеренного поражения нервных окончаний и развития плекситов), шеечных и перешеечных узлов (затруднение прохождения ФУЗ через лонную кость), фибром из-за скудной васкуляризации, наличии рубцов на передней брюшной стенке (риск ожога), металлических имплантатов и ожирения. Метод можно считать эффективным, если произведена деструкция более 60% от общего объема узла. Успешная ФУЗ-абляция миомы не предотвращает рост узлов другой локализации в отдаленном периоде. Преимуществами метода являются его малая инвазивность, отсутствие наркоза, возможность амбулаторного применения. Ограничивают использование метода необходимость высокоспецифичного оснащения операционной и большой спектр противопоказаний.