Проблема истоков архитектуры барокко. Роль архитектурной теории и практики Палладио, Микеланджело и Виньолы в сложении языка архитектуры барокко. Градостроительные проекты и строительные инициативы пап Сикста V и Павла V, приуроченные к празднованию Юбилейного 1600 года. Завершение строительства собора Св. Петра (Джакомо делла Порта, Карло Мадерна). Возвращение к базиликальному плану, возведение купола и постройка величественного колонного портика фасада с глубоким нартексом. Значение творчества Джакомо делла Порта как переходной фигуры от маньеризма к барокко. Его работы на строительстве собора Св. Петра. Создание ансамбля виллы Альдобрандини во Фраскати. Эволюция террасного парка от маньеризма к барокко. Архитектурная теория и практика Джакомо да Виньолы. Трактаты Виньолы. Участие Виньолы в строительстве римских вилл и создании садово-парковых ансамблей (виллы Джулия в Риме, Ланте в Баньайа, Фарнезе в Капрароле). Создание новой типологии барочной купольной базилики. Церковь Иль Джезу (Виньола, Джакомо делла Порта). Структура фасада, синтез архитектуры и скульптуры, роль ордерных элементов и их пластики в светотеневой модуляции фасадной плоскости. Организация внутреннего пространства, доминирующая роль купола. Архитектура раннего барокко в Риме. Градостроительные новации Доменико Фонтаны. Проект Пьяцца дель Пополо с 3-х лучевой системой сходящихся к ней улиц. Участие в завершении ансамбля Дж. Лоренцо Бернини, Карло Мадерны и Карло Райнальди, построившего две церкви Сан-та Мария Мираколи и Санта Мария ин Монте Санто на углах улиц, выходящих на площадь. Развитие типологии барочного храма в творчестве Карло Мадерны (церковь Санта Сусанна, Сант Андреа делла Балле), Пьетро да Кортона (церковь Санта Мария делла Паче и Санти Лука э Мартин) и Карло Райнальди (восточный фасад базилики Санта Мария Маджоре, церковь Санта Мария ин Кампителли). Дворцовые комплексы барокко в Риме (летняя резиденция пап на Квиринальском холме с площадью Пьяцца аль Квиринале, новый папский дворец рядом с базиликой Сан Джованни ин Латерано, палаццо Барберини и др.). Стремление к сложным, но ясным архитектурно-простран-
ственным композициям. Единство интерьера и тяготение к ансамблевому решению архитектурной композиции. Пластика архитектурных форм. Использование криволинейных очертаний и планов. Барочная площадь, роль перспективных эффектов, открытость и театральная развернутость пространства, его ориентация на динамику последовательного восприятия. Крупнейшие мастера зрелого римского барокко. Творчество Джан Лоренцо Бернини - живописца, архитектора и скульптора. Архитектурно-скульп-турные ансамбли Бернини. Участие Бернини в перестройке площади Св. Петра, в украшении интерьера собора, строительстве колоколен, создании архитектурно-скульптурных ансамблей в интерьере собора. Градостроительная идея площади собора Св. Петра, ее архитектурное и образное решение. Классическая природа архитек-гурной лексики Бернини, барочное восприятие архитектуры как взаимодействия пространства и пластического объема, сценографическая природа пространственной организации площади. Балдахин собора Св. Петра, участие в его создании Бернини и Борромини. Взаимодействие архитектурно-скульптурной композиции балдахина с интерьером собора Св. Петра. Кафедра собора Св. Петра- пример барочного синтеза архитектуры и скульптуры. Использование сценографических эффектов для создания иллюзионистического впечатления нарушения границы между реальным и идеальным пространством. Полихромия и разнообразие материалов. Гробницы Бернини в интерьере собора (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII) и сложение типологии барочной гробницы. Использование перспективных эффектов при создании парадной лестницы Скала Реджа. Скульптура Бернини в соборе: статуи в нишах главного пилона (совместно с учениками и мастерской), статуя Константина Великого в нише нартекса собора - пример конного монумента барокко. Церковь Сант Андреа аль Квиринале -шедевр архитектуры зрелого барокко. Синтез архитектуры и скульптуры в ансамбле церкви. Криволинейные очертания овального плана, его динамичная центричность. Дворцовое строительство Бернини (участие в строительстве палаццо Барберини, проект палаццо Людовизи, проекты фасада Лувра). Архитектурно-скульптурные ансамбли Бернини - капелла Корнаро в церкви Санта Мария делла Виттория, создание скульптуры для капеллы Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо. Стилистическое единство и разнообразие в использовании материалов, эффектов освещения, эмоционально-чувственная трактовка образа (Экстаз Св. Терезы). Скульптурные группы в творчестве Бернини (Эней, Анхис и Асканий, Плутон и Прозерпина, Аполлон и Дафна). Обращение к классической традиции античности и зрелого Возрождения. Множественность точек зрения. Виртуозное владение мрамором. Бернини-портретист. Парадный портрет (пап Урбана VIII, Иннокентия X; Франческо д1 Эсте, Людовика XIV), портретные бюсты (Шипионе Боргезе, Костанции Бонарелли). Скульптура и скульптурные фонтаны на площади. Создание ансамбля Пьяцца Навона: фонтан Четырех рек, фонтан Мавра. Отдельные фонтаны: Баркаччо, фонтан Пчел, фонтан Тритон. Бер-нини-сценограф. Значение творчества Бернини для развития стиля барокко. Барочная скульптура Рима: Франческо Моки, Франсуа Дюкенуа, Альгарди.
Творчество Франческо Борромини. Особенности архитектурного языка и творческого метода Боромини. Истоки его стиля. Сотрудничество Борромини с Карло Мадер-ной и Дж. Лоренцо Бернини. Напряженное взаимодействие тектонических и пластических элементов изобретательного архитектурного и скульптурного декора в культовой архитектуре Борромини. Динамика центрических планов и их пространственное взаимодействие. Ансамбль церкви Сан Карло алле кватро фонтане - шедевр архитектуры барокко. План и архитектурное решение внутреннего двора монастыря. Выразительная пластика фасада, изобретательность в использовании ордерных и декоративных мотивов. Вытянутый овал плана и роль криволинейных очертаний в усилении пространственного взаимодействия вогнутых и выгнутых поверхностей. Связь Борромини с новыми церковными конгрегациями. Создание здания Оратория для ордена благочестивых пилигримов Филиппа Нери. Экспрессивная выразительность и эмоциональная взволнованность архитектурного образа, использование в архитектуре фасада как тектонических, так и атектонических элементов. Синтез архитектуры и пластики в ансамбле университетской церкви Сант Иво алле Сапиенца. Динамика криволинейных очертаний плана и архитектурной пластики; необычность конструкции звездчатого в плане купола, увенчанного фонарем с спиральным завершением, обогащение стенной плоскости разнообразными орнаментальными мотивами, несущими семантическую нагрузку. Участие Борромини в реконструкции базилики Сан Джованни ин Ла-терано, в перестройке церкви Сант Андреа делла Фрате и участие в строительстве палаццо Пропаганда Фиде. Церковь Сант Аньезе ин Агоне - пример развернутой композиции западного фасада купольной базилики с двумя колокольнями, соединенными с центральным объемом храма дуговыми крыльями.
Архитектура позднего барокко. Теория и архитектурная практика архитектора и математика Гварино Гварини. Трактат по архитектуре Г. Гварини и его центрические постройки в Турине. Церковь Сан Лоренцо - соотношение оригинальных по конструкции куполов в зальном пространстве интерьера. Сложная перспективная организация пространства, использование арочных конструктивных элементов.