Общая характеристика трактата.
«Что такое искусство?» (1897) — эссе Льва Толстого, в котором он выступает против многочисленных эстетических теорий, которые определяют искусство с точки зрения теории соотношения, правды, и особенно красоты. По мнению Толстого, искусство в то время было коррумпированным и декадентским, а художники были введены в заблуждение.
Общие положения
Эссе развивает эстетические теории, которые процветали в конце XVIII века и в течение XIX века, таким образом, критикуется реалистичная позиция и существующая связь между искусством и удовольствием. Толстой, в дополнение к уже существующей теории, подчеркивает важность эмоциональности в искусстве, значение коммуникации, приводящей к отказу от плохого или поддельного искусства, так как они являются вредными для общества, поскольку они нарушают способность людей к восприятию искусства.
Толстовское определение искусства.
Искусство – это деятельность, «посредством которой один человек, испытав чувство, сознательно передает его другим». Искусство (всякое) имеет свойство соединять людей, «всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление». И этим оно отличается от искусства НЕхристианского, которое имеет свойство, соединяя одни людей, разъединять их с другими. Христианское искусство может основываться на двух родах чувств: 1) чувство братства людей, сознания сыновности богу, искусство, передающее чувства, вытекающие из религиозного сознания положения человека в мире, по отношению к богу и ближнему, искусство религиозное; 2) чувства самые простые – житейские, доступные всем без исключения людям (чувства веселья, умиления, бодрости, спокойствия) и т.д. – искусство всемирное.
49. Причина кризиса искусства по Л. Н. Толстому. + 52. Христианство церковное и истинное по Л. Н. Толстому.
«Христианство первых времен признавало хорошими произведениями искусства только легенды, жития, проповеди, молитвы, песнопения, вызывавшие в людях чувства любви ко Христу, умиление перед его жизнью, желание следовать его примеру, отрешение от мирской жизни, смирение и любовь к людям; все же произведения, передававшие чувства личных наслаждений, оно считало дурным и потому отвергало все языческое пластическое искусство, допуская пластические изображения только символические.
Так это было среди христиан первых веков, принявших учение Христа в его если не вполне истинном, то все-таки в не извращенном, не языческом виде, в каком оно было принято впоследствии. Но кроме этих христиан, со времени огульного, по повелению властей, обращения народов в христианство, как это было при Константине, Карле Великом, Владимире, - появилось другое, более близкое к язычеству, чем к учению Христа, церковное христианство».
Все началось с появления церковного христианства, которое «не только не признавало основных и существенных положений истинного христианства – непосредственного отношения каждого человека к Отцу и вытекающего из этого братства и равенства всех людей и потому замены всякого рода насилия смирением и любовью, но, напротив, установив подобную языческой мифологии небесную иерархию и поклонение ей, Христу, богородице, ангелам, апостолам, святым, мученикам и не только этим божествам, но и их изображениям, церковное христианство сущностью своего учения поставило слепую веру в церковь и в постановления ее». Но в высших, богатых и более образованных сословиях того общества зародилось сомнение, что это то самое «истинное» понимание жизни. «Так что церковное христианское учение в известное время перестало быть общим религиозным учением всего христианского народа; одни, - высшие сословия, те самые, в руках которых были власть, богатство и потому досуг и средства производить и поощрять искусство, - перестали верить в религиозное учение церкви, народ же продолжал слепо верить в него». Но высшим сословиям было уже неудобно обращаться к истинному учению Христа о равенстве и братстве людей, так как им пришлось бы тогда отказаться от всех своих богатств, преимуществ, «иерархичности» и т.д. и т. п., поэтому они остались в таком положении, при котором они уже ни во что не верили. «И вот среди этих-то людей стало вырастать искусство, расцениваемое уже не по тому, насколько оно выражает чувства, вытекающие из религиозного сознания людей, а только по тому, насколько оно красиво; другими словами - насколько оно доставляет наслаждение». => «И люди эти остались без всякого религиозного мировоззрения. А не имея религиозного мировоззрения, люди эти не могли иметь никакого другого мерила расценки хорошего и дурного искусства, кроме личного наслаждения. Признав же мерилом добра наслаждение, то есть красоту, люди высших классов европейского общества вернулись в своем понимании искусства к грубому пониманию первобытных греков, которое осудил уже Платон. И соответственно этому пониманию среди них и составилась теория искусства».
Искусство стало удовлетворять интересы высший сословий, народ перестал его понимать, а это уже признак «извращенного искусства».