Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


период возвышения москвы 14 век




Со второй половины 14 в. все местные художественные центры начала постепенно затмевать быстро возвышавшаяся Москва. С течением времени она стала важнейшим экономическим и политическим центром Руси; уже в 14 в. ее владетели принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.

Повышение политического могущества Москвы в 14 столетии отразилось на ее архитектурном облике. Уже в 1367 г. Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные; город стал хорошо защищенной крепостью. В то время образовался и центр Кремля — Соборная площадь, в дальнейшем окруженная Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами, Ивановской колокольней и княжеским деревянным дворцом. Тогда же наметилась и общая радиально-кольцевая планировка города, которая легла в основу его позднейшей застройки и дожила до наших дней. За пределами Кремля разросся большой посад, который образовал позднее Китай-город, обнесенный валом, а затем стеной; центром Москвы уже в то время стала Красная площадь, к которой сходились все дороги.

От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города. Среди них — Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422) В этих сооружениях зодчие приняли за основу план владимиро-суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения и использовали характерные для киево-черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры.

Монастыри в то время играли огромную роль в жизни страны. Особое значение приобрел в 14 в. Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский — один из ближайших сподвижников Дмитрия Донского — был вдохновителем последнего в его объединительной деятельности.

Искусство Рублева было подготовлено всем предшествовавшим развитием живописи, в частности московской. Московские иконы середины 14 в. «Никола с житием», «Борис и Глеб с житием» (Третьяковская галлерея) еще очень близки к более раннему искусству.

 

Встречаются и иконы несомненно русские, с грубоватыми, но выразительными образами, с яркими, горячими красками.

Искусство Рублева, которому удалось в наибольшей мере утвердить главенствующее положение московской живописи среди других школ Древней Руси, не может считаться вышедшим из одного какого-либо направления. Величайшая Заслуга его в том, что он синтезировал все лучшее из созданного до него.

Как уже было сказано, Андрей Рублев с Прохором из Городна участвовал под руководством Феофана Грека в создании стенных росписей и иконостаса Благовещенского собора. Иконостас этот занимает особое место в истории древнерусского искусства. Он стал образцом для русских иконописцев не только потому, что его авторами были выдающиеся мастера, но и в силу того, что именно в нем принцип иконостаса получил наконец свое целостное выражение.

В византийских церквах алтарь отделялся от остального помещения невысокой преградой, и только на Руси она превратилась в стену, состоящую из икон, которые постепенно заполнили всю алтарную арку. В основе иконостаса лежит изображение «Деисуса» — излюбленной композиции русских иконописцев, которая в 12 в. состояла всего из трех фигур * — Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя, стоящих по сторонам от него в молитвенной позе. В дальнейшем к ним стали прибавляться изображения архангелов, апостолов и отцов церкви, которые в таких же молитвенных позах помещались по сторонам Богоматери и Крестителя. Над этим «деисусным» ярусом, или «чином», появился «праздничный чин», состоящий из икон с двунадесятыми праздниками, и, наконец, над ним еще два яруса икон — так называемые пророческий и праотеческий чины. Каков же был смысл появления иконостаса? Прежде всего на него в очень большой мере перешли функции всей церковной росписи, потому что здесь были собраны все основные образы христианского пантеона, а также важнейшие изображения евангельской истории. Хотя неоспорим репрезентативный, торжественный характер иконостаса, утверждавший, как и всякая церковная роспись, силу божественной власти,— основная его направленность заключалась все же в ином. Он изменил смысл всего живописного убранства церкви, сделав его основой деисусную композицию, которая утверждает идею заступничества. В иконостасе Благовещенского собора она выражена с большой убедительностью и силой. Богоматерь (илл. 125) и Иоанн Предтеча, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел, Иоанн Златоуст и Василий Великий изображены в торжественном предстоянии. Их спокойные позы, чуть склоненные головы, скупой жест протянутых к Христу рук — все исполнение величия и особенной значительности. Монументальный характер всей композиции, рассчитанной на обозрение с некоторого расстояния, обусловил сдержанность движений. Главным художественным средством является линия, плавно очерчивающая силуэт фигур. Именно с ее помощью передает художник и благородство возвышенных образов, и молитвенную сосредоточенность, и просьбу, обращенную к Христу. Колорит основан на ясном соотношении насыщенных тонов, среди которых особенно важную и объединяющую роль играет глубокий синий цвет. В человечности образа Христа отражено представление о сущности бога иное, нежели два-три века назад, гораздо более тонкое, глубокое и многостороннее. Русские люди стали наделять Христа — верховного судью — милосердием и сочувствием к их горестям и радостям.

 

Московский Кремль

§ Кремль — самая крупная крепость на территории Европы, сохранившаяся и действующая до наших дней.

§ Зубцы стены Кремля в виде «ласточкиного хвоста» имеют тот же вид, что и отличительные зубцы замков гибеллинов.

§ В 1941 году в целях маскировки под жилую застройку на стенах Кремля были нарисованы окна.

1. Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей

2. во время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен

3. В Кремле находилась самая древняя московская церковь — Собор Спаса на Бору

4. В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). Увы, прочность материала оказалась недостаточной и сооружения "поплыли".

5. на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

6. Во второй половине 15 века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, П.А Солари. Ими в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Все здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором, Благовещенским собором, Грановитой палатой, Архангельским собором и колокольней Иван Великий

7. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным.

8. Во время вооружённого восстания в октябре-ноябре 1917 года Кремль, на территории которого находились отряды юнкеров, серьезно пострадал от артиллерийского обстрела, произведенного революционными войсками.

9. С приходом Советской власти столица была перенесена в Москву и Кремль вновь становится политическим центром. В марте 1918 года в Кремль переезжает большевистское правительство. Его резиденцией и местом проживания советских вождей становятся дворцы и кавалерские корпуса. Вскоре свободный доступ на террриторию Кремля для обычных москвичей оказывается под запретом. Храмы закрывают и кремлёвские колокола надолго умолкают.

10. За годы советской власти архитектурный ансамбль Московского Кремля пострадал больше, чем за всю его историю (уничтожались памятники и сносились монастыри)

11. В 1990-е в Кремле были произведены масштабные реставрационные работы. Некоторым зданиям был полностью или частично восстановлен облик, утраченный в советские годы.

12. Большинство башен выполнено в едином архитектурном стиле, приданном им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX векабыла перестроена в готическом стиле

 

 

Живопись 17 века.

17 в. – это период перехода от традиций к буржуазной и светской культуре. Происходит укрепление государственной власти при Михаиле и Алексее Романовых.

Причины перехода к светской культуре:

- зарождение капиталистических отношений

- интерес к светскому знанию и развитие науки

- участились культурные контакты с Западной Европой

- главным содержанием стал процесс процесс отхода освобождения от культурных традиций

 

Особенности живописи:

- отход от канона

- попытки реалистического отображения действительности

- использование в иконописи линейной и воздушной перспективы, светотени

- реальный пейзаж

- украшение иконы (оклады)

- внимание к деталям, орнаменту

 

Икона превращается в произведение искусства. В иконе проявляется интерес не к духовному, а к мирскому.

Появляются форсуны – изображение реального человека по традиционным канонам.

Самым знаменитым художником того времени был Симон Ушаков. Он считается реформатором русской живописи 17 в. Он работал не только в живописи, но и в гравюре. Его творчеству принадлежат такие иконы, как "Спас нерукотворный", "Троица", «Архангел Михаил».

 

Благодаря экономическому подъему происходит развитие ДПИ. Развивается производство эмали, литье, ювелирное искусство и т.д.

С 17 в. – период формирования светского мировоззрения, светского искусства. С этого времени древнерусская иконопись перестала существовать как господствующая система.

 

 

Архитектура 17 в

17 в. – это период перехода от традиций к буржуазной и светской культуре. Происходит укрепление государственной власти при Михаиле и Алексее Романовых.

 

Причины перехода к светской культуре:

- зарождение капиталистических отношений

- интерес к светскому знанию и развитие науки

- участились культурные контакты с Западной Европой (опосредованный характер, через рассказы путешественников, книги, гравюры)

- главным содержанием стал процесс обмирщения (процесс отхода освобождения от культурных традиций)

 

Архитектура

 

Ведется активное светское строительство, Теремной дворец Московского Кремля. Спасскаяи другие башни Кремля. М.И. Чоглоков.Сухарева башня в Москве.

 

В храмовом зодчестве уделяется основное внимание внешнему оформлению. Появляется т.н. «Дивное узорочье», Троицы на Никитниках.

 

Также архитектура, в том числе и храмовая, украшается всевозможным скульптурным декором и изразцами, Купеческие храмы Ярославля: церковь Ильи Пророка, боярские палаты и трапезные.

 

Проявляется интерес к использованию элементов западноевропейского зодчества, вследствие чего развивается стиль "нарышкинское" барокко Церковь Покрова в Филях. В деревянных постройках, Дворец в Коломенском, чувствуется влияние традиций.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2207 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.