Орудийно-трудовая и игровая концепции возникновения культуры.
Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс.
Труд – единственный первоисточник материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культурной жизни с помощью категории трудовой деятельности.
Коллективный характер труда как условие выживания вида. В процессе трудовой деятельности появилась необходимость организовать и согласовать совместные усилия (коллективный характер труда как обязательное условие выживания вида) возникла потребность в средстве общения – языке.
Орудийно-трудовая теория рассматривает в качестве основы возникновения культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1873—1876). Анализируя данные исследований множества ученых, он делает вывод, что становление человека непосредственно связано с его способностью к целенаправленной деятельности, результаты которой позволяют ему выделиться из животного мира. Наиболее полно и последовательно эта теория разработана в марксистской традиции. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, труд сделал обезьяну человеком, ибо в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средстве общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу человека в совершенно иное качество. В конечном счете труд породил культуру. На первый план в данной концепции выступают социальные отношения, связывающие участников общественного объединения, и необходимость регламентации этих отношений. Социальная концепция близка к этологическим представлениям о характере объединения животных в природе также для какой-то цели. Однако качество объединения, а также качество и характер знаков, которыми обмениваются между собой участники, существенно различаются у животных и у людей.
Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, норм, традиций, верований, произведений искусства у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически одинаковы или даже полностью совпадают.
Игровая концепция.
Культура понимается как свободное творческое, близкое к игровой деятельности. Источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Философ Хейзинга в своей книге "Человек играющий" определяет культуру как развивающуюся в игре: культ перерос в священную игру, поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам, музыка и танец сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры, на игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Игра, согласно этой теории, гораздо старше культуры, она присуща и животным, но у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Игра это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Прежде, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Однако в современной культуре Хейзинга видит убывание игрового элемента и для обозначения этого процесса вводит термин "пуэлиризм", что означает путаница игры и серьезного. Современный человек, по его мнению, не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер.
Символическая и психоаналитическая концепции возникновения культуры.
Символическая концепция.
Культура выступает в качестве искусственного мира, созданного людьми и выраженного определенными символами, а человек выступает в качестве животного, создающего символы. Так как человек биологически слабее животного, то он неосознанно подрожал ему, таким образом постепенно вырабатывается определенная система ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. В этом и заключается символическое приспособление к миру. (Кассире)
Психоаналитическая концепция (теория).
Фрейд. Раскрытие культурогенеза через первобытную культуру. Большое значение в данной концепции придается системе запретов-табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру, речь идет о совести, именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. По теории Фрейда феномен совести восходит к первородному греху, убийству отца, это привело к раскаянию, к рождению из животного человека и к появлению культуры. Совершив коллективное преступление пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура это все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями и чем отличается от жизни животных. Культура имеет две стороны: во-первых, она охватывает все приобретенное знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей, во-вторых, в нее входят все институты, необходимые для упорядочения взаимоотношений между людьми. Таким образом культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы.
10. Натуралистическая и историческая концепции возникновения культуры.
Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц. Культура как естественное выражение эволюции человеческого рода. Натуралистические предпосылки лежат в основе концепций возникновения культуры как следствия саморазвития человеческого рода, как естественного выражения его эволюции. При этом основные “схемы” культурного движения человечества обнаруживают родство с процессами в животном мире, а человеческие феномены имеют, условно говоря, аналоги с теми явлениями, которые известны из жизни животных объединений. Таким образом, структура человеческой психики однотипна на всех этапах развития общества, а законы мышления универсальны и неизменны. Особенно много сторонников натуралистической концепции среди эволюционистов, представителей естественнонаучного знания, врачей и т.п. К данному направлению принадлежат Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц и др.
Культура существует в истории и, следовательно, не может быть рассмотрена вне исторического измерения. История, в свою очередь, реализуется в тех или иных культурных формах. Пристальный взгляд на историю, в конечном счете, всегда нацелен на постижение тайны человеческого бытия и культуры. Чтобы понять культуру, необходимо осмыслить историю в ее целостности. Вопрос о культурном смысле истории, о ее истоках и целях, о логике культурно-исторического процесса оказывается, таким образом, принципиальным вопросом культурологии, вопросом, не теряющим свою актуальность на протяжении столетий.
В культурологической и философско-исторической мысли издавна сложились две концепции, бытующие и в наше время: всемирноисторическая и культурно-историческая. Первая рассматривает историю культуры как единый процесс однонаправленного (как правило, прогрессивного) развития, захвативший все области, населенные людьми. Возникнув еще в древности, эта концепция сначала получает теологическое (в трудах Августина Блаженного и Йохима Флорского) и религиозно-политическое (средневековая идея сменяющих друг друга великих империй) оформление, а затем обретает научный статус в трудах мыслителей XVIII – XIX вв. История при этом может рассматриваться как целенаправленный процесс воспитания человеческого рода (И.Г.Гердер), развития понятия свободы (И.Кант), саморазвертывания мирового духа (Г.Гегель). Неизменным остается убеждение в наличии единой цели культурно-исторического развития и всеобщем характере этого процесса. Идея единства человеческого рода и вытекающего отсюда единообразия развития культуры – фундаментальная идея всемирноисторической концепции. Те народы, культурное развитие которых не укладывалось в разработанные в рамках этого телеологического подхода схемы и периодизации, рассматривались в качестве «отсталых», «диких», а то и «неисторических». Эта концепция оказала значительное влияние на развитие исторической и культурологической науки и вплоть до ХХ века воспринималась, часто неосознанно, как сама собой разумеющаяся и не требующая доказательств.
Вместе с тем существует и другой подход к человеческой истории. Впервые культурно-историческая концепция была декларирована ещё Геродотом, который противопоставил Европу (систему греческих полисов) Азии (персидской монархии). Впоследствии эту двухполюсную схему пришлось усложнить, добавив Скифию и Эфиопию – области, культуру которых нельзя было отождествить ни с Элладой, ни с Персией. Затем список культурных регионов расширялся, пока вся ойкумена не оказалась расписанной на культурно-исторические области. В основе культурно-исторической концепции, таким образом, изначально лежит идея, резко отличная от постулатов всемирноисторического подхода: каждая культурная область имеет свой неповторимый путь развития, и, следовательно, можно и нужно говорить о своеобразии неевропейских культур, а не об их «отставании» или «застое». Крупнейшими представителями культурно-исторической школы в ХIХ веке были Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев, а в ХХ веке – О.Шпенглер и А.Тойнби.