Среднее царство (XXI-XVIII вв. до Р.Х.).
Заупокойный храм Ментухотепа I в Деир-эль-Бахри, 21 в.;
погребальный комплекс Аменемхета III (Лабиринт), 1800 г.;
гробницы номархов в Бени-Хасане.
Использованная литература:
1. Всеобщая история искусств том первый. Искусство Древнего мира под общей редакцией А.Д.Чегодаева, Москва 1956;
2. Искусство Древнего Египта / М. Э. Матье. – М.; Л.: Искусство, 1961.
Периодизация:
Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
Раннее Царство (30-28 вв. до н.э.)
Древнее Царство (28-23 вв. до н.э.)
Среднее Царство (21-18 вв. до н.э.)
Новое Царство (16-11 вв. до н.э.)
Поздний период (11-4 вв. до н.э.)
ИСТОРИЯ
Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царской власти. Правители областей, номархи начали борьбу против фараона, и около 2400 г. до н.э. Египет распался на отдельные области.
В течение 21 в. шла напряженная борьба между номами. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей долиной Нила, образовали XI династию фараонов. После нового объединения страны правители номов среднего Египта не сразу подчинились фараонам-фиванцам и неоднократно устраивали заговоры с целью захвата престола.
Аменемхет I перенес столицу в Фаюм, назвал свой новый город Иттауи - «Захват обеих земель», то есть всего Египта. Одновременно шло завоевание соседних областей, в первую очередь Нубии, откуда поступали рабы и золото. Общий рост ряда городов способствовал расцвету культуры. Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов развития литературы и искусства Древнего Египта. Так, первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.
ЗАУПОКОЙНЫЙ ХРАМ МЕНТУХОТЕПОВ В ДЕИР-ЭЛЬ-БАХРИ
Заупокойный комплекс фараонов Ментухотепа II и Ментухотепа III не имел большой пирамиды. Он состоял из ярусного храма с колоннадами, покрытыми синими и желтыми иероглифами. Стена портика была облицована известняком и расписана сценами войны. К храму вела аллея со статуями фараона в хеб-седном одеянии (возникает идея осевой композиции, продолженная в архитектуре Нового Царства). Скальная часть комплекса вдается в горный массив на 150 м. и состоит из открытого двора и гипостильного зала, на границе которых находится погребение фараона.
Заупокойный комплекс Ментухотепов в Деир-эль-Бахри, Среднее Царство |
|
Руины храма и гипостильного двора (от греч. hypóstylos — поддерживаемый колоннами). Фараон Ментухотеп в хеб-седном одеянии. Школы скульптуры эпохи Среднего Царства: север – идеализация, Мемфис (южнее) – реализм, Фифы (юг) – синтез этих двух начал. Фигура Ментухотепа связана с последним стилевым направлением.
Целью хеб-седа было "возрождение престарелого или больного царя». Было верование в то, что плодородие природы обусловлено физическим состоянием царя, поэтому был обычай ритуального убийства предводителя, начинавшего слабеть и особенно стареть, так как считалось, что он уже не может обеспечить благосостояние племени. Постепенно такой обычай сменился обрядом возрождения правителя. В ходе ритуала в особый шатер ставили статую, изображавшую убитого царя, последний же, яко6ы заново помолодевший, совершал перед шатром особый ритуальный бег. Затем статую погребали и повторяли обряд коронации, после чего считалось, что престолом отныне вновь обладает полный сил правитель. Естественно, что для хеб-седа требовалось возведение ложной гробницы - кепотафа.
Руины храма и гипостильного двора. Фараон Ментухотеп в хеб-седном одеянии
Заупокойный храм царицы Хатшепсут, Дейр эль-Бахри | Храм царицы Хатшепсут и комплекс Ментухотепов. Генеральный план |
Портретные изображения царицы Хатшепсут в виде сфинкса и богини Хатхор.
ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АМЕНЕМХЕТА III (ЛАБИРИНТ), 1800 г.
Наиважнейший памятник Хавары — пирамидный комплекс фараона Аменемхета III. Гигантский заупокойный храм царя, площадью более 72 000 м2, примыкал к южному склону пирамиды и был хорошо известен античным авторам, давшим ему знаменитое название «Лабиринт».
Царь Аменемхет III также отошел от принятого обычая: он построил одну свою пирамиду в Хаваре (Фаюм), там, видимо, он и был похоронен, и другую в Дахшуре, лишь в нескольких милях к югу от гробницы своего отца.
Насколько нам известно, при пирамиде в Хаваре не было ни храма, ни дороги. Однако непосредственно к югу от нее находится знаменитый Лабиринт, по крайней мере, часть которого была храмом Аменемхета III. Очевидно, он был достроен его дочерью Собекнефру, которая взошла на трон как последний правитель Двенадцатой династии. Длина этого огромного здания должна была составлять около 305 метров, ширина – 244 метра, и оно было достаточно велико, чтобы вместить великие храмы Карнака и Луксора. С римских времен оно постоянно использовалось как каменоломня, и сегодня от него не осталось ни единой стены. О том, где он стоял, говорят фундаменты, огромная масса белого известняка и осколки гранита, покрывающие всю поверхность земли.
Когда в Лабиринте побывал Геродот, это здание еще стояло во всей своей славе, хотя, конечно, саисские фараоны реставрировали и достраивали его. Историк утверждает, что оно превосходило пирамиды. В Лабиринте было 12 обнесенных стенами дворов – шесть из них были обращены на север и шесть на юг. Говорили, что здание содержало 3000 комнат – 1500 надземных и 1500 подземных. Геродот рассказывает, что лично осмотрел надземные комнаты, однако в другие его не пустили. Ему сказали, что там находятся погребения священных крокодилов, а также царей, которые первоначально построили Лабиринт. В задней части Лабиринта, судя по всему, находился большой гранитный храм с двумя фигурами царей.
ГРОБНИЦЫ НОМАРХОВ В БЕНИ-ХАСАНЕ
Бени-Хасан – это большой некрополь, который находится на восточном берегу Нила, в двадцати километрах южнее города Эль-Минии. Некрополь насчитывает 39 скальных гробниц, некоторые из которых датируются эпохой Древнего царства, но большинство относятся к Среднему царству. Лишь 12 гробниц имеют декорировку, а абсолютное большинство никогда не были завершены. Лучшие дома вечности принадлежали местным номархам (губернаторам провинции) и были построены в период Среднего Царства.
Гробницы номархов времени Среднего царства. Входные портики. На переднем плане – вход в гробницу номарха Антилопьего нома Хнумхотепа II | Гробница Амени, одного из номархов Антилопьего нома. Интерьер. XII династия 20 в. до н.э. Бени-Хасан |
Номархи среднего Египта в 20 в. до н.э. в своем обиходе подражали обычаям царского двора, строили храмы и пышные гробницы, окружая себя зодчими, скульпторами и художниками. Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои. Были годы, когда власти земного бога — фараона — не существовало. Многие издревле сложившиеся представления подверглись переоценке. Литературные произведения сохранили отражение скептического отношения к вере в загробную жизнь. Поиски более конкретных знаний в период Среднего царства привели к ряду достижений египетской науки (в частности, к открытиям в области математики и медицины); на это же время приходится и явный рост реалистических тенденций и в искусстве.
Раньше и ярче всего эти тенденции проявились в искусстве рельефов и росписей на стенах скальных гробниц номархов, где особенно ясно видны новые искания. При сравнении одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно раскрывается их принципиальное различие.
изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби — одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15-го нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит около загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся его сыновья.
Сбор папируса. Рельеф из Меира.
Птицы на акации. Дикая кошка. Фрагмент росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Бени-Хасан. XII династия. 20 в. до н.э.
Особенно больших успехов достигли художники номов среднего Египта в изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 1б-го нома Хнумхотепа II дана совершенно новая трактовка природы — папирусов с летящими и сидящими птицами и охотящимися дикими кошками. Животные даны в разнообразных живых позах новшеством является и богатство их окраски: не только новые оттенки (густооранжевый, желтовато-серый и др.), но и переходы от одного цвета к другому — серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли в желтовато-белую шею. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц - оранжевого с черно-белыми крыльями удода, белогрудого сорокопута-жулана с пепельно-голубой головкой и коричневыми крыльями и др. Особенно интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато - коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного.
В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство; они стремились поставить большее количество своих статуй не только внутри храма, но и вне его. Такие статуи становились памятниками живому правителю; прославляя его мощь. Эти статуи-памятники, принимавшие иногда огромные размеры, должны были иметь уже иной облик, и их развитие пошло по пути создания возможно близкого к оригиналу портрета. Свое завершение это новое направление официального искусства нашло в статуях Сенусерта III и Аменемхета Ш (19 в. до н.э.). Резкий, подчеркнутый реализм отличает эти суровые, властные лица, говорящие о непреклонной и целеустремленной воле, а нередко и о жестокости и надменности. Традиционные неподвижные позы этих статуй только еще больше оттеняют живую выразительность лиц. Вся структура лица дана здесь совершенно иначе, чем это было в царских статуях начала Среднего царства. Глаза уже не лежат прямо и плоско, почти на уровне всего лица, они глубоко сидят в орбите. Все лицо проработано, ощущается его костяк, мускулы, складки кожи. Резкая игра светотени приобретает все большее значение и по существу делается определяющей чертой нового портретного стиля.
Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.
Голова статуи фараона Аменемхета III. Черный базальт. XII династия. 19 в. до н. э. Каир. Музей.