Лекции.Орг


Поиск:




Новационный характер отечественного искусства первой четверти XVIII века. Реформы Петра I в художественной культуре




Секуляризация искусства, светскость как главная черта искусства XVIII в. Вступление России в общеевропейский процесс художественного развития. Ускорение процесса развития искусства. Познавательный характер искусства. Жанровое разнообразие искусства, с лидированием портрета. Роль западно-европейских мастеров живописи в развитии русского искусства. Основание и строительство Петербурга.

 

20. Достижения отечественной портретной живописи второй половины XVIII в.: творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Расцвет искусства во второй половине XVIII века. Сосредоточенность искусства на ценности независимой человеческой личности, чуждой сословных предрассудков и близкой к простоте «естественного человека». Парадный и интимный портрет. Становление особенностей интимного портрета, раскрывающего особенности духовного мира человека.

21. Эволюция отечественной скульптуры XVIII в.: от К. Б. Растрелли к достижениям плеяды скульпторов второй половины XVIII столетия. Творчество К.Б. Растрелли (1675 - 1744) - первого светского скульптора России: бюст Петра I, «Анна Иоанновна с арапчонком», конный памятник Петру I. Ведущее положение скульптуры во второй половине XVIII в. среди других видов искусства. Творчество Ф.Шубина, Ф. Гордеева, М. Козловского, И. Прокофьева, Ф. Щедрина, И. Мартоса. Станковая пластика, мемориальная скульптура, декоративная скульптура, портретная пластика.

22. Особенности развития отечественной живописи первой половины XIX века: стилистические, жанровые, сюжетные. Взаимовлияние романтизма и классицизма. Быстрая смена стилевых направлений: классицизм - романтизм - реализм. Зрелая фаза классицизма - русский ампир. Стилевые особенности романтизма: органическое сочетание нового мироощущения с классицистической основой и близость сентиментализму. Жанровый состав живописи: портрет, пейзаж, бытовая картина. Творчество О.А. Кипренского, С.Ф. Щедрина, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, А.А. Иванова, К.П.Брюллов.

23. Отечественное искусство второй половины XIX века: Товарищество передвижных художественных выставок. Роль разночинной интеллигенции в культуре. Особая восприимчивость художников к социальным проблемам. Стремление к познанию и анализу жизненных реалий. Искусство, понятое как форма служения практическому переустройству жизни. «Бунт четырнадцати» в Академии художеств. «Артель художников». Образование (1870) и деятельность ТПХВ. Роль И.Н. Крамского и В.В. Стасова.

24. Историческая живопись в отечественном искусстве второй половины XIX в. Историческая живопись - ведущий жанр в Академии художеств. Жиовписцы-академисты: К.Д. Флавицкий, М.А. Васильев, Ф.А. Модлер, Ф.А. Бронников, Г.И. Семирадский и др. Библейские сюжеты и античная мифология в их творчестве. Художники-реалисты: В.Г. Шварц, Н.В. Неврев, Г.Г. мясоедов, И.И.

Прянишников. Художники-передвижники и исторический жанр. Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков: драма выдающейся личности и историческая эпоха в их творчестве. В.М. Васнецов: былины и сказочные сюжеты в исторической интерпретации. Батальная живопись В.В. Верещагина.

25. Отечественная пейзажная школа второй половины XIX в.: А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И. Левитан. Основные тенденции развития пейзажной живописи во второй половине XIX в. Формирование русской пейзажной школы. Отказ от «облагороженного» пейзажа. Открывание красоты обыденной жизни природы. Поэзия и эпический размах. Красота национального русского пейзажа. Нравственно-философские глубины в образе природы. Обобщение, монументализация образа родного пейзажа. А.К. Саврасов: лирическая типизация образа родной природы. И.И. Шишкин: обращение к природе как к предмету исследования. А.И. Куинджи: романтизация образа. Ф.А. Васильев: поэтизация природы. И.И. Левитан: «пейзажи настроения».

26. Развитие жанровой живописи в отечественном искусстве второй половины XIX в.: идейно-эстетическое содержание, критическая направленность, реалистическая форма.

Бытовой жанр - ведущий в отече5ственной живописи второй половины XIX столетия. Обличительный бытовой жанр 60-х гг. и жанровая живопись передвижников в 70-80-е гг. Антикрепостническая направленность живописи 60-х. Открытая обличительная тенденция. Стремление к психологической насыщенности образов, простоте и естественности композиции, к сдержанной, соответствующей сюжету колористической гамме. Живописное повествование. Крестьянская тема. Мотив страдания простого человека. 60-егг.: В.Г. Перов, Н.В. Неврев, В.И. Якоби, Л.И. Соломаткин, В.В. Пукирев, А. Л. Юшанов, И.М. Прянишников.70-80-е гг.: В.М. Максимов, Г.Г. мясоедов, И.Н. Крамской, К.А.Савицкий, А.И. Корзухин, В.Е. Маковский, Н.А.Ярошенко, И.Е. Репин.

27. Эволюция стиля барокко в отечественной архитектуре первой половины и середины XVIII в.: от петровского барокко к барокко Растрелли.

Основание и строительство Петербурга. Строительство Москвы на рубеже XVII - XVIII вв.Творчество И.П. Зарудного, Д. Трезини и др. В.В. Растрелли - главный представитель русского барокко в архитектуре середины XVIII в. Основные стилевые черты барокко (движение, помпезность, обильное декорирование) и особенности творчества Растрелли (монументальность, грандиозный размер построек, торжественная парадность, строгая ясность планировок, наличие парадного двора, анфиладный характер интерьера). Основные памятники барочной архитектуры.

28. Архитектура классицизма в России во второй половине XVIII -первой четверти XIX вв.: эволюция стиля.

Стилевые особенности классицизма: идеалы античности, гуманизм, рационалистическое начало в передовом мышлении; геометрически четкие планы логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций, использование ордерной тектонической системы. Возросшие потребности городского строительства. Упорядочение и организация городского ансамбля. Массовое перепланирование российских городов. Этапы развития русского классицизма. Ведущие архитекторы и их ансамбли.

29. Стилевые особенности модерна в отечественной архитектуре начала XX в. Период развития. Подъем русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики. Духовные и материальные основания, типичные черты стиля. Рационалистичность и дух новаторства. Новая художественная выразительность, стремление к внешней неповторимости. Главные представители: Ф.О. Шехтель, Ф.И. Лидваль, А.И. Гоген, Н.В. Васильев, П.Ю. Сюзор, Г.В. Барановский, Э.Ф. Виррих, Л.Н. Бенуа.

30. Организация «Мир искусства» и русская художественная культура конца XIX - начала XX в. Расцвет искусства, его противоречивость. Социальная борьба и творческие импульс: неоромантизм, скепсис к современности, ретроспективная тематика. Художественные направления и группировки. Поиски новых художественных методов и их сосуществование с реализмом. «Мир искусства»: идейно-художественное объединение. Состав, цели, задачи объединения. Выставочная и издательская деятельность. Идеолог «Мира искусства» - А.Н. Бенуа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

831 - | 744 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.