Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Середньовіччя і Відродження: нові типи людини від потойбічного світу до повернення до природи




Проблема гуманізму.

План.

1.Культура західноєвропейського середньовіччя: від людини потойбічного світу до нового типу мирянина.

А/ Святі, воїни і городяни у світовому культурному контексті;

В/ Селянин як основна фігура культурного світу середніх віків: повсякденність і вихід у інший світ;

С/ Досягнення культури як втілення духовних пошуків людини та їх відбиття у мистецтві.

2. Людина пізнього середньовіччя: зміна орієнтирів.

А/ Феномен романської культури;

В/Готичний стиль та його еволюція в культурі Заходу;

С/ Розмаїття ознаків кінця епохи, відкриття нових типів людини

3. Людина Ренесансу – титани, їх оточення, внесок у формування ідеалу всебічної і гармонійної людини

А/Співвідношення кондотьєрів, пополанів і гуманістів як типів людини у італійському відродженні;

В/ Явище гуманізму і його вплив на культуру;

С/ Причини занепаду культури Ренесансу і спадщина титанів у світовому культурному процесі: зразки і копії у культурному розвитку сучасного світу.

Реферати:

Скільки було відроджень в історії культури?

Особистість епохи Ренесансу

Еволюція гуманістичного світогляду від Петрарки до наших днів

Приклади титанів мистецтва або науки як антропологічні типи

Гуманізм і його різновиди у культурному житті

Література:

 

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Издание 2-е. М., 1984. - С. 7-33.

Его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. - С. 7-101.

Хёйзинга Й.Осень средневековья. М. 1988. С. 17-44

Бургкхардт Я. Культура Италии эпохи Возрождения. М. – 1995. С. 27-78

Даркевич В.П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 11-XVIвеков. М., 1988. - С. 6-23.

Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1965. - С. 158-167.

Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1986. - С. 17-23.

Художественный язык средневековья. Ответственный редактор В.А. Карпушин. М., 1982. - С. 11-77.

Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре. / В сб. Наука и культура. Отв. Редактор В.Ж. Келле. М., 1984. - С. 199-233.

История всемирной литературы. В 9-ти т. М., 1984. Т.2. - С. 530-570.

Михайлов. Средневековый роман и повесть //Библиотека всемирной литературы. М., 1974. Серия 1. Т. 22. - С.5-18.

Хёйзенга Й. Очень средневековья. М., 1978. - С.13-84.

Пушнова Н. Мистерия //Музыкальная жизнь. 1990. №14. - С.20-21

Пуришев Б. Лирическая поэзия средних веков //Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М., 1974. - С.5-28.

Ле Гофф Ж. С небес на землю //Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. Вып. 1991. М., 1991. - С. 25-47.

Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили.К.1981. - С.58-105.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.1995. - С. 18-55.

Хансон Х.У., Хансон Э. Основы истории искусств. СПб. 1996. - С.217-257.

Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение Итальянского Возрождения. Петербург. 1999. - С.27-45.

Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс Х111-ХV1 вв. М. 1977. Т.2. - С. 5-6, 9-14.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М.1963. - С. 249-251.

Гайденко П.П. Видение мира в науке и культуре Ренессанса. // сб. Наука и культура. Отв. Ред. В.Ж. Келле. М. 1984. - С. 252-268.

Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М. 1965. - С. 239-430.

История всемирной литературы. В 9 тт. М.1983.Т.3. - С. 45-160.

Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб. 1996. - С. 11-27.

Античное наследие в эпоху Возрождения. Отв ред. Рутенбург В.И. М.1984. - С.6-20,142-159

.Барг М.А. Шекспир и история 1979. - С.25-43.

/Любой альбом искусства с иллюстрациями Ренессанса./

 

Тема 6:

Культури Нового і новітнього часу. Від людини бароко до людини модерну.

Проблема культурної ідентичності.

 

План.

1.Стиль і його варіації як доказ присутності нового типу людини у культурному процесі.

А/ Художній стиль і типи особистості в культурі як чинники зміні епох;

В/ Людина Бароко і людина класицизму: спільне і відмінне; чи зберігаються типи у традиціях?

С/ Людина і культура європейського просвітництва: чи закінчено процес становлення сучасної людини в світі?

2. Культура романтизму і позитивізму: народження художніх стилів, що відбивають новітні типи людини.

А/ Феномен романтичного героя в світовому художньому процесі і суспільному житті;

В/ Явище реалізму та його різновиди у мистецтві, пошуки правди і краси типового;

С/ Криза великих стилів та народження їх двійників – маньєризм,рококо, натуралізм, академізм і так далі.

3. Стиль модерн та його розмаїття у варіаціях.

А/ Авангард і модерн у культурному просторі;

В/ Школи мистецтва і течії поза школами, народження вільного художника та його обмеження;

С/ Модерн за межами мистецтва, людина модерну – людина повсякденності.

Реферати:

Велич і обмеженість спорів класицистів і романтиків

Людина повсякденності у реалізмі і модерні: відмінне і спільне

Герой і антигерой у культурі

Великий стиль чи велика варіація. До спорів про соціалістичне мистецтво минулого часу

Авангардізм і його спадкоємці у сьогоденні

Література:

Культурология под ред Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. 1995. - С. 250-258, 280-287,

История всемирной литературы. Отв. ред. Ю.Б. Виппер. В 9-ти т. М., 1987. Т. 4. - С. 36-69, 343-360.

Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. К., 1981. - С. 106-139, 85-87, 132-161, 181-223

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVIIвека (Малая история искусств). М., 1982. - С. 6-58.

Барокко в славянских культурах. М., 1985. - С. 7-26.

Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. СПб.1996. - С. 378-415,. 353-377.

Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987. - С. 332-341.

Андронникова М. И. Об искусстве портрета. - М., 1975. - С. 178-217.

Лифшиц М. А. Вольтер - мыслитель и художник /Лифшиц М. А. Собр. соч. с 3-х т. -Т. 2. - - С. 349-368, 444-445.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. - М., 1997. - С. 5-18.

Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб. 1996. - С

Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. - М. 1978. - С.228-233.

Евнина Е.М. Виктор Гюго. - М.1976. - С. 51-64.

Литературные манифесты европейских романтиков. - М. 1980. - С.94-107.

Стендаль Ф. Расин и Шекспир //Стендаль Ф. Собр. соч. в 15 тт. - Т.7. - М., 1959. - С. 7-33.

Гюго В. Предисловие к "Кромвелю" //Гюго В. Избранные произведения в 2 т. - М. 1952. - Т. 2, - С. 477-522.

Теорія та історія світової і вітчизняної культури. К. 1993. - С. 151-153,325-326.

Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. - М.,1975. - - С.26-32

Куликова И.С. философия и искусство модернизма. - М.,1980. - С.21-48.

Лифшиц М. Почему я не модернист? //Лифшиц М. Искусство и современный мир. - М., 1978. - С.19-31.

Его же, Мифология древняя и современная. - М., 1980. - С.262-270475-496.

Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. - М., 1977. - С. 14-28,223-227.

Рикёр П. Герменевтика, Этика. Политика. - М., 1995. - С.29-37

Петрухинцев Н. Н. Хх лекций по истории мировой культуры. м. 2001. С. 362-395

 

 

Тема 7:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2310 - | 2034 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.