Содержание
Введение 1. Творчество Франческо Борромини 2. Искусство Джованни Лоренцо Бернини 3. Творческий путь Джованни Баттиста Тьеполо Заключение Список использованной литературы Приложение |
Введение
Родина барокко – Италия, где в выдающихся художественных центрах произвели первые образцы барокко в архитектуре, скульптуре, живописи. По мнению ученых, барокко – кризисный стиль, что возник на волне кризиса гуманизма и рождения маньеризма. Но это не исключало желание наслаждаться дарами жизни, искусства и природы; эпохе присущи широкое использование насилия, работорговли, истребление необычных культур или идейных течений как в самой Европе, так и за ее пределами.
Основателем барокко в Италии считают Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564). Именно он усилил архитектуру исполинским ордером, широко использовал карнизы, удвоение пилястр и колонн, тесноту архитектурных элементов и сверхчеловеческий размер. Скульптурные и архитектурные произведения гения и до сих пор производят впечатление скорби, напряжения, нервозности, хотя сохраняют четкое построение, симметрию и потустороннюю, почти невозможную красоту.
Характерной чертой является великолепие, парадность, яркость цветов, контрастность, экстравагантность орнамента, асимметрия конструкций. В барочной архитектуре господствуют сильные контрасты объемов, преувеличенная пластика фасадов, эффекты светотени и цвета. Живопись и скульптура отмечаются декоративно-театральными композициями, тонкой разработкой колорита и эффектов освещения, осложнённой пластикой, парадностью. В музыке – появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Палестрини).
В данной контрольной работе мы рассмотрим творчество Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини, Джованни Баттиста Тьеполо.
Творчество Франческо Борромини
Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино – 2 августа 1667, Рим) – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель раннего барокко.
Будучи сыном каменотеса, он и сам учился этому ремеслу в Милане, а позднее работал каменщиком на строительстве собора Святого Петра в Риме. Это он считал своим призванием в течение многих лет, однако позднее, будучи почти самоучкой, освоил профессию архитектора [1, с. 307]. Творчество Франческо Борромини отмечено незаурядной изобретательностью, он и доселе слывет одним из наиболее радикальных представителей раннего барокко.
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. И действительно, характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Его коньком была сложнейшая головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая проработка деталей. Он избегал прямых линий так же, как и благородных материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были идеальны для причудливых задумок художника [1, с. 308].
Избегая больших объемов, он старался скорее сузить, замкнуть пространство, чем расширить и продлить его. Борромини мало влекло к градостроительству, он скорее жаждал воплощения своих идей в отдельных проектах зданий, безусловно, ярких, самобытных, как и все творчество художника, как его видение мира и человека в нем. Очевидно, им руководило неодолимое стремление к индивидуализации всякой архитектурной разработки, начиная от общего композиционного замысла и заканчивая деталями декора.
Однако, как и большинство гениев, чьи идеи опережают время, его труды ничем не были вознаграждены, как чрезмерно эксцентричные, нарочито индивидуализированные. Он не шел в ногу со временем, он был вне его и почти с самого начала своей деятельности подвергался жесткой критике за то, что позволял себе слишком много вольностей в архитектуре.
В творчестве Франческо Борромини барокко находит свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности. Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634 – 1667). Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания, созданного зодчим Борромини [3, с. 12].
Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла д'Эсте в Тиволи). Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к природе, который проявляли ученые-естествоиспытатели 17 века.
Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций. Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно застроенных зданиями [1, с. 311-312].
Основные постройки Борромини:
1622 – Сант-Андреа-делла-Валле (Sant’Andrea della Valle);
1629 – 1631 – Палаццо Барберини (Palazzo Barberini);
1631 – 1633 – Собор Святого Петра (San Pietro) (Ватикан);
1634 – 1637 – Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane);
1637 – Oratorio de San Felipe Neri;
1637 – 1638 – Chiesa di Santa Lucia in Selci;
1642 – 1660 – Сант-Иво алла Сапиенца (Sant’Ivo della Sapienza);
1645 – 1650 – Palazzo Pamphili;
1652 – 1653 – Перспективная Галерея в римском палаццо Спада;
1646 – 1667 – Colegio de Propaganda Fide;
1647 – 1650 – Собор Святого Иоанна Латеранского (San Giovanni in Laterano), (реконструкция);
До 1655 – Chiesa di Santa Maria dei Sette Dolori;
1653 – 1657 – Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant’Agnese in Agone);
1653 – 1665 – Сант-Андреа-делле-Фратте (Sant’Andrea delle Fratte);
1667– Сан-Джованни-деи-Фиорентини (Chiesa di San Giovanni dei Fiorentini).
Произведения Борромини – одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство.