Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема Акафиста в древнерусской живописи (на примере фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря и росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве)




Роспись в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря посвящена теме Богородицы, около 25 композиций. Исключительно важное место в общей программе росписи занимает акафистный цикл, иллюстрирующий одно из самых известных богородичных песнопений – Акафист Пресвятой Богородице. Он становится основной темой росписи монастыря. В сценах ни разу не встречается смерть, успение Б. Ничто не омрачает праздничного, торжественного настроения, создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов: бирюзовых,бледно-зеленых, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых, темно-вишневых. Все это объединено ярко-лазурным фоном. Все производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках: свободная многофигурная композиция, узорные одежды, роскошь пиршественных столов, пейзаж с далекими горками, и тонкими деревьями. Стандартизация ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.

В Новодевичьем монастыре, как и в ферапонтовском, главное лицо – «дева Мария». В отличие от ферапонтовской композици, где Мария представлена в виде ласковой юной матери с младенцем, одетым в короткую рубашечку и резвящимся на ее коленях, сидящей на большой подушке овальной формы, в росписи Новодевичьего монастыря Мария сидит на троне и держит не играющего младенца, а «Божественного сына», милостиво благославляющего идущих на поклонение ему людей.

В этой сцене образ Марии благодаря трону принял некоторые черты официальности, парадности. Общий тон всей сцены тих и спокоен. Хотя в сцене больше людей, чем в ферапонтовской фреске, так же, как и там, здесь нет ни суеты, ни пафоса.

 

36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).

Все более усиливается декоративность, усложненность, многоречивость композиции. Церковь и государь устанавливают каноны иконописания. Cтали чаще прибегать к историческому жанру, к жанровым элементам, реалиям быта, появляется тяготение к сложным богословским сюжетам, отвлеченному толкованию церковных догматов. используется много тем из апокалипсиса (время борьбы с еретиками). Условные архитектурные фоны (эллинистические), сменяются архитектурой вполне реальной, русской. От иконописцев требовали прославления Ивана Грозного и его деяний («Битва Новгородцев с Суздальцами» Иконы обязательно обложены серебряным басменным или чеканным окладом.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы. Характерные произведения: икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее),икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галерее

 

37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).

В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - "Отечество". «Страшный Суд»- западная стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор. Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного. Фрески церкви Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, расположенные по стенам и посвященные истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религиозным содержанием. Фрески покрывают стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.