БИЛЕТ №34
Голландская живопись XVII в. Общая характеристика. Ян Вермеер Дельфтский.
Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой.
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609—1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
Ян Вермеер Дельфтский
Общая характеристика творчества
n Работает в Дельфте, Лейдене, Амстердаме.
n Известно около 35 картин, написанных Вермеером, в числе которых можно выделить несколько мифологических и религиозных композиций. Основу его творческого наследия составляют жанровые произведения.
n Пишет камерные жанровые картины с изображением одного или двух персонажей.
n Использует метод точечного письма, как бы изображая совокупность частиц материального мира («глобулы», как их называл первооткрыватель молекулярной структуры материи Левенгук – современник художника).
n Непревзойденный мастер по передаче мягкого дневного света; достигал эффекта «пленэрного» (живого) освещения в интерьере.
n Использует две основные колористические палитры, связанные с сюжетом картины. Интенсивные красно-оранжевые, темные цвета применяются (редко) для представления мира анти-нормы (нарушение нравственного идеала); серебристо-голубой, жемчужно-серый, лимонно-желтый раскрывают образ гармонии нравственного мира и повседневной жизни, которая в картинах Вермеера приобретает глубокое философское звучание.
n Изображение быта у Вермеера делается образом Бытия. Лирическое, созерцательное настроение большинства его картин пронизано атмосферой тишины и умиротворения. Одухотворенная повседневность воспринимается как отголосок Вечности.
n В произведениях Вермеера часто встречается один и тот же композиционный принцип: одна фигура в интерьере с натюрмортом на первом плане. Слева из окна падает дневной свет.
n Характер натюрморта в некоторых случаях указывает на социальный статус изображенного персонажа. Цветы и фрукты, десерты с вином – символ аристократизма (типично для натюрмортов Утрехта и Амстердама); простые кухонные натюрморты характерны для портового города Роттердама.
Женщина, взвешивающая жемчуг 1662-65 г.г.
n Женщина, взвешивающая жемчуг, беременна.
n Весы в ее руках – символ хрупкой человеческой жизни, образ будущей судьбы еще не родившегося младенца, воспринимаемой в религиозном контексте.
n В картине «Страшной суд», изображенной художником на стене в глубине комнаты, по традиции также изображались весы, на которых взвешиваются добрые и злые дела человека.
Сводня 1656 г.
§ Точечное письмо
§ Избегает действия
§ Убедительная передача света