Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура, мифология и духовный мир современного человека (З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг, А.Лосев, Р.Барт)




(Ребят, Ростоцкая мне лично говорила, что в подобных вопросах - когда в скобках указаны несколько человек - надо выбрать кого-то одного. Я сделаю по Фромму, он мне кажется наиболее доступным и ясным из всех. Если вам хочется кого-то другого из предложенных, уж извините))

Эрих Фромм считает современную культуру второй половины двадцатого века – культурой тотального отчуждения. Не говоря об этом впрямую, Фромм относит современную культуру к деструктивному типу общества.

Существуют так же два других типа:

1 тип или система А - жизнеутверждающее общество, враждебность, насилие, жестокость в котором проявляются редко, основной идеей которого является коллективизм.

2 тип, или система В - недеструктивное, но все же агрессивное общество. Здесь уже нет дружелюбия, характерного для обществ А. Явной чертой его является индивидуализм.

И, наконец, тип 3 или система С (к которой можно отнести современную культуру) - деструктивное общество, в котором преобладают агрессия, жестокость, враждебность. Культуры такого типа обладают разрушительными наклонностями. В них царит страх, подозрительность, широко распространены коварство и предательство. Большую роль в них играют соперничество и частная собственность.

По мнению Фромма связующим звеном между отдельным индивидом и культурой является некий «социальный характер», преобладание которого в среде определяет своеобразие той или иной культуры. Так, анализируя «социальные характеры» эпохи капитализма, Фромм выделяет накопительный тип (скупость, упорство, педантизм), эксплуататорский тип (разрушения объектов своих социальных отношений) и пассивный тип.

В Западной культуре конца 18-начала 19 века и позднее идет процесс формирования свободного человека. Однако эта свобода утрачивает свой позитивный характер, так как вместе с приобретенной независимостью от общества человек «…освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить всю жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам: мир стал безграничным и угрожающим... Его отношения с собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели характер отчужденности и враждебности; он свободен - это значит он одинок, изолирован, ему угрожают со всех сторон... Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Новая свобода неизбежно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги».

К слову, страх, по Фромму, является одним из главных компонентов культуры, так как не позволяет индивиду проявлять те черты своего характеры, которые не приемлемы в его культурном обществе. Главным природным страхом человека Фромм называет страх смерти, а культурным – страх одиночества. Таким образом, разобщенность (одиночество в толпе), преобладающая в современном мире, свидетельствует о кризисе культуры.

«Конкретные связи одного индивида с другим утратили ясный человеческий смысл, приобрели характер манипуляций, где человек рассматривается как средство. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка... Человек продает не только товары, он продает самого себя и ощущает себя товаром».

Фромм выделяет главные экзистенциальные потребности человека, которые, по его мнению, никак не могут быть реализованы в существующей современной культурной модели: потребность в бескорыстной любви, творчестве, глубоких корнях (данная потребность может выражаться «на разных уровнях» - начиная от ощущения родительского приятия и любви, и заканчивая ощущением принадлежности к роду культуры).

Фромм отмечает, что в новую культурную эпоху у человека не остается времени на личностное развитие, и главной причиной этому можно назвать общую направленность на «эффективность», то есть на существование, подчиненное конкретным качественным и количественным целям, а не стремлению к познанию, гармонии и т.д.

Выход из положения Фромм видит в преобразовании «бюрократически управляемого индустриализма», в котором «максимум производства и потребления является самоцелью» в «гуманистический индустриализм, при котором социальное устройство подчинено целям полного развития человека и всех его способностей. В том числе способностей любить и мыслить».

Отношение Фромма к мифу и его месту в современном мире вполне однозначно. В работе «Забытый язык» Фромм сетует на то, что в современной культуре миф традиционно считается пережитком прошлого, воплощением наивных представлений древних людей о мире. По его же мнению – способность к мифотворчеству продолжает существовать в каждом из нас, воплощаясь в сновидениях. Символы, из которых состоит любой миф, и которые мы часто считаем не более чем условными «знаками» того или иного явления, на самом деле являются универсальной системой общения с другими людьми, и ключом к познанию себя через расшифровку этих символов, возникающих в наших сновидениях. Таким образом, мифология является важнейшим аспектом осмысления мира, который до сих пор имеет место в жизни каждого.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 271 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2313 - | 2041 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.