Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические указания к написанию курсовой работы




 

Понимание сути культурологических процессов студент должен показать в курсовой работе. Из предложенного списка тем следует выбрать одну, наиболее интересную для себя тему, и основательно ее изучить.

Одна из главных задач курсовой работы - овладение методологией культурологического анализа. Жанр курсовой работы предполагает знание первоисточников, умение осмыслить уровень изученности выбранной темы, понимание связанных с нею проблем. В работе студент должен показать умение анализировать явления культуры, способность к логическому мышлению, знание социокультурного контекста.

Темы курсовых работ предполагают разные подходы. Часть из них требует обращения к произведениям художественной литературы, другим видам искусства, т.к. искусство “кодирует” культуру, всесторонне и глубоко передает характер культурно-исторической эпохи.

Следует иметь в виду, что методика культурологического анализа отличается от искусствоведческого, литературоведческого. Культурологический анализ не может быть сведен к рассмотрению отдельно взятого художественного явления. В культурологии любое произведение искусства воспринимается как факт культуры конкретной эпохи, отражающий прежде всего культурную специфику. Поэтому если выбранная тема требует обращения к художественным произведениям, то автор должен на основе хорошего знания текста раскрыть тип той культурной эпохи, которой принадлежит данное художественное явление. Элементы сюжета произведения или творческой биографии художника могут привлекаться лишь в том случае, если это способствует раскрытию темы реферата.

Культурологический анализ включает следующие аспекты:

- краткий обзор и анализ социально- исторических событий эпохи;

- осмысление культурных ценностей рассматриваемой эпохи (философских, религиозных, нравственных, этических и т.д.);

- исследование конкретных проблем и идей своего времени, изложенных в анализируемом первоисточнике;

Если же выбранная тема требует обращения к научным трудам культурологов, то следует иметь в виду, что автор курсовой работы должен представить не конспект прочитанного, а продемонстрировать глубокое осмысление научного текста. В работе должна просматриваться позиция студента по отношению к рассматриваемой проблеме, его выводы.

Оценивается знание материала, существующих научных концепций культуры, а также умение студента логически изложить наблюдения и выводы, выразить свою точку зрения.

В структуру курсовой работы включаются следующие разделы: Введение, Основная часть, предполагающая изложение темы в соответствии с основными проблемами и поставленными задачами, и Заключение, в котором делаются главные выводы.

В конце работы прилагается список используемой литературы.

Должное внимание необходимо уделить правильному оформлению курсовой работы (титульного листа, цитат, библиографии*).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 30 – 35 страниц в компьютерном наборе через 1,5 интервала.

Текст должен быть написан на одной стороне листа с соблюдением полей.

Выполненная в соответствии с указанными требованиями курсовая работа должна быть своевременно сдана на кафедру для рецензирования научным руководителем, которым принимается решение о допуске студента к защите работы.

Курсовая работа не будет зачтена в случае:

- небрежного оформления титульного листа, библиографии, текста;

- поверхностного и непоследовательного изложения вопросов темы;

- механического комбинирования или дословного переписывания разделов учебников, статей;

- если содержание курсовой работы не соответствует ее теме.

- если на защите автор не сможет кратко, но емко раскрыть основные идеи своей работы и охарактеризовать круг используемых источников.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* См. примеры библиографического описания:

1. Многотомные издания

Издание в целом:

Гегель Т.В.Ф. Эстетика: В 4-х тт. – М.: Искусство. 1969 – 1971. – 4т.

Однотомные издания

Книги одного автора:

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

Книги нескольких авторов:

Дмитриева Н. К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Николай Бердяев: жизнь и творчество. – М.: Высш.шк., 1993.

Статьи из журналов

Чипига Г.И. Явления европейской жизни в романе К.Федина “Похищение Европы” // Русская литература. 1997. №7.

Статьи из газет

Козлов Ю. Преимущества падающих эпох: Философские размышления // Россия. 1993. 27 янв.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.

2. Функции культуры.

3. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.

4. Генезис и функции этнической культуры (Л.Н. Гумилев)

5. Национальная и этническая культура

6. Линейно-эволюционная модель культурно – исторического развития (Г. Гердер, О. Конт, К. Маркс).

7.. Циклическая модель культурно-исторического развития

(Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби).

8. Социокультурная концепция П. А. Сорокина

9. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

10. Коммуникативно- символическая природа культуры

11 Знаки и символы как культурно – коммуникативные коды.

12. Культура как система ценностей

13. Миф как явление культуры. Проблема мифологического сознания

14 Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени

15. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры ХХ века

16. Идеи кризиса культуры в работах Ф. Ницше, Ортега – и – Гассета.

17. Аудиовизуальные формы культуры ХХ века (кино, телевидение, компьютер)

18. «Элитарная» и «массовая» культура как проблема XXI века

19. Понятие «информационное общество» и особенности его культуры

20. Особенности тоталитарной культуры

21.. Массовая коммуникация как социокультурное явление

 

22..Культура как знаково – символическая система

23. Типология культуры.

24. Проблема самоопределения России. (П.Я. Чаадаев).

25. Раскрыть смысл социально – исторического детерминизма.

26. Проблема кризиса культуры и ее отражение в трудах (О. Шпенглера, П. А. Сорокина).

 

***

1. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.

Миф как явление первобытной культуры. Особенности мифологического сознания. Классификация мифов.

2..Этапы и формы древнегреческой культуры.

Античный театр. Его общественная и культурная роль.

3. Эллинизм – последняя стадия античной культуры

4. Отличительные черты средневековой культуры.

Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья

5. Национальное своеобразие русской культуры

Роль христианства в развитии русской культуры

6. Возрождение как первый этап развития культуры Нового времени. Основные черты и идеалы эпохи Возрождения.

7. Особенности эпохи Возрождения в странах северной Европы. Реформация и протестантские ценности.

8. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII в.

9. XVIII век - новый этап в развитии русской культуры. Специфика русской культуры Петровского времени

10. Своеобразие русского Просвещения. Русские просветители: их идеи и судьбы.

11. Социально – исторические и философские корни романтизма

12.. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.

13. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.

14. Культура русского модернизма Особенности философии и эстетики символизма в России.

15. «Индустриальное общество» – основа возникновения новых форм культуры.

16.Кино как явление культуры ХХ века

17«Философические письма» П. Я. Чаадаева

18. Особенности западно – европейской культуры ХVII века.

19. Особенности телевизионной коммуникации. Способы воздействия телевизионной продукции на общественное сознание.

20..Типологические черты культуры «информационного общества» по работам О. Тоффлера, М. Кастеллса.

 

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.