Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диагностика компетенций студента




Оценка и диагностика достижений студентов выполняется поэтапно, включая тестирование и фронтальный опрос по конкретным модулям учебной дисциплины, оценку работы на семинарских занятиях и итоговый контроль в форме экзамена.

Всего часов по дисциплине для студентов дневной формы обучения по специальностям 1–23 01 04 «Психология», 1–23 01 05 «Социология», 1–23 01 06 «Политология» – 158, из них всего аудиторных – 68, в том числе лекционных – 34, семинарских занятий – 34.

Модуль 0
Введение в курс «Культурология».
Культурология в системе социально-гуманитарных знаний

0.1. Дисциплинарный статус культурологии. Культурология как интегративная дисциплина. Проблема определения предмета культурологии. Проблемное поле теории культуры. Задачи и методы изучения истории культуры.

0.2. История становления парадигмы: философия культуры – "наука о культуре" – "исследования культуры". Философия культуры: тематизация и философско-историческое осмысление культуры. Возникновение идеи "культурного" в эпоху античности. Воспитание нравственного человека как основная цель общества. Пайдейя. Состояние методологической рефлексии по поводу культуры в античной мысли. Нетематизированность проблем культуры в средневековой мысли. Ренессансная идея humanitas. Человек Возрождения как творец культурной среды. Тематизация культуры в трудах Дж. Вико. Философско-историческое исследование культуры. Ж.-Ж. Руссо. Культура как отчуждение от природы. Критика культуры во имя истории. Проблемы культуры в философии И. Канта. Мир свободы как подлинно человеческий мир. Культурные характеристики мира свободы. Человек как моральное существо и проблема свободы выбора. И. Г. Г. Гердер: индивидуальность культуры. Проблема европоцентризма. Критика идеи прогресса. Становление философии жизни. Критика культуры во имя жизни. Проблема культуры в философии жизни Ф. Ницше. Критика декаданса и нигилизма западной культуры. "Закат Европы" О. Шпенглера и морфология культуры. Проблема мировой истории и идея сравнительной морфологии культур. Критика историзма, панлогизма, европоцентризма. Антропологический поворот в философии и становление аксиологии. Различие бытия и должного. Ценность и цель, ценность и значимость. Понятие ценности в неокантианстве и философии жизни. Ценностное измерение культуры. "Феноменолого-герменевтический проект" и его значение для исследований культуры. Роль социологии в создании дискурса «исследования культуры». Культурная антропология и культурология. Специфика культурной антропологии: целостный подход в изучении человека как "биокультурного" существа. Культура как объект исследований, мир человека как совокупность культур. Влияние психоаналитических исследований на формирование проблемного поля теории культуры. Концепция культуры З. Фрейда: культура как орудие господства. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга: "коллективное бессознательное". Архетип и символ. Проблема репродукции в культуре константных тем и образов. Основные принципы структурного анализа как метода интерпретации культурной реальности. Деконструктивизм и границы структурного анализа культуры. Роль социально-критической теории в исследованиях культуры.

0.3. "Исследования культуры" (cultural studies) как "новое гуманитарное знание". Трансдисциплинарность новой парадигмы. Структурализм, деконструктивизм, герменевтика, критическая теори как методологическая основа исследований культуры. Формирование и академическая легитимация новой тематики: изучение массовой культуры, визуальной культуры, медиа и коммуникаций. Исследование проблем идентичности. "Наука о культуре" и "исследования культуры": сближение тематики.

Модуль 1
Морфология культуры

1.1. Структура культуры. Картина мира и категории культуры. Этос. Ценности, нормы, идеалы, оценки и стереотипы культуры. Культура как процесс формирования и распространения ценностей. Организующая и смысложизненная функция культурных норм. Символические системы как воплощение исторически передаваемой системы значений. Вербальные и невербальные комплексы символов. Институты культуры как механизмы передачи культурного опыта.

1.2. Вариативность культурных коммуникаций. Вариативность культурных коммуникаций. Язык как важнейший носитель коммуникативной функции. Невербальные способы социокультурной коммуникации. Специфика коммуникации в культуре. Проблемы внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Проблема множественности культур и возможности понимания иной культуры.

1.3. Источники и механизмы культурной динамики. Понятие культурной динамики. Внутренние и внешние факторы культурной динамики. Типы и формы культурных преобразований. Различные подходы к трактовке источников культурной динамики. Культурная динамика в традиционном и модернизированном обществах. Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образцов. Контркультура как социальный феномен. Взаимодействие и столкновение культур.

Модуль 2
Сравнительные исследования культур

2.1. Проблемы периодизации истории мировой культуры. Различные концепции культурного процесса как методологическая основа классификации культур по типу. Эволюционные, циклические концепции и концепции идеальных культурных типов. Синхрония и диахрония в сравнительных культурных исследованиях.

2.2. Культура первобытности. Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности. Роль мифа в формировании первобытной культуры. Образно-эмоциональная природа первобытного мифологического сознания. Миф и магия. Магия и практическая деятельность. Магия и художественная деятельность. Доминантные символы первобытной культуры. Тексты первобытной культуры: специфика репрезентации центра мира, границ мира, воображаемой конструкции и наполнения мира. Фигуративное и предметное наполнение пространства. Репрезентация времени.

2.3. Культура древних цивилизаций (IV тыс. – VI в. до н. э.). Многообразие древних культур. Особенности социально-экономического и политического устройства архаических обществ. Власть и собственность. Иерархия и ранги. Ритуалы и церемонии как социально-интегрирующие факторы. Власть и знание. Открытие письменности. Мифологическая картина мира человека древнего мира. Специфика хронотопа: дискретность и предметно-событийность времени, разнокачественность и иерархиизированность пространства. Единосущность богов и людей. Влияние мифо-религиозных взглядов на регламентацию повседневности. Ценности добродетельной жизни и правильное поведение. Культуры древнего Египта и Междуречья: сходство и различия. Специфика цивилизационного процесса в древней Индии. Китай как генетически автономный культурный очаг. Социокультурная специфика древнего Китая.

2.5. Классические культуры Востока. Понятие осевого времени (К. Ясперс). Окончание мифологической эпохи. Появление человека нового типа в VI в. до н. э. Роль традиции в поддержании стабильности культуры. Возникновение феномена философии и мировых религий. Буддизм и его роль в развитии индийской культуры. Структурообразующие мировоззренческие установки индуизма. Индуизм как образ жизни. Варианты поведенческого плюрализма человека. Влияние индийской культуры на регион Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Создание зоны индуизированных государств. Конфуцианство и формирование феномена "государственной культуры". Власть и знание. Особенности китайского рационализма. Роль конфуцианства, даосизма и буддизма в сохранении традиционного характера китайской культуры. Доминирующее влияние цивилизации Китая на Азиатско-тихоокеанский регион.

2.6. Античность как тип культуры. Истоки античной культуры. Инновационный характер античной культуры. Полис как основа античной культуры. Изоморфная структура античного социума. Открытость и состязательность политический жизни. Публичное право. Понятия гражданской доблести и частной жизни. Конкуренция и равенство. Нормативные требования простоты в быту и образе жизни. Появление нового типа мышления. Умопостигаемость "космоса". Открытость культов. Становление античной рациональности и зарождение философии. Идеал античной образованности. Исторические модификации античной цивилизации. Культура древнего Рима. Трансформации античной культуры на рубеже тысячелетий.

2.7. Культура исламского мира. Исламская культура и проблема наследования античных культурных традиций. Воздействие ценностей эллинистической традиции на характер исламской цивилизации. Элементы инновационности в исламе. Проблема соотношения традиции (сунны) и нововведений (бида). Отсутствие церковной организации в исламе. Умма как сообщество равных. Функционирование различных форм собственности в исламском социуме. Проблема верховной власти в исламе. Ислам как вера, закон и правила социального поведения. Многообразие форм исламской регуляции. Мусульманское право. Роль права в регуляции частной и семейной жизни. Шариат и регламентация быта и повседневности. Хадисы как способ задания поведенческого алгоритма. Расширение ареала исламской цивилизации. Рецепция ценностей исламской культуры иранцами и тюрками. Модификация исламом местных культурных традиций. Своеобразие ирано-исламских и тюрко-исламских обществ. Культурные расхождения и создание сектантских общностей.

2.8. Культура европейского средневековья. Проблемы генезиса западноевропейской культуры. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал. Христианство как фактор социокультурной интеграции в раннем средневековье. Теоцентризм раннесредневекового социума. Символизм и аллегоризм мышления средневекового человека. Средневековый хронотоп: циклическое и линейное время. Богатство, труд, накопительство, расчет как негативные ценности. Ценностный перелом рубежа XII–XIII вв. Превращение труда и богатства в позитивные ценности. Модификация представлений о пространстве и времени. Создание светской городской культуры. Город позднего средневековья: типологическое сходство с античным полисом.

2.9. Культура европейского Возрождения. Истоки Ренессанса. Изменение отношения к знанию и интеллектуалам в позднем средневековье. Университеты как корпоративные ассоциации людей умственного труда. Формирование социальной базы ренессансной культуры. Начало культуры Возрождения как обращение к античному идеалу. Феномен имитации: "подражание античности" в науке, искусстве, политике. Формирование личности нового типа в рамках узкого социального круга. Утопия как стиль мышления гуманистов. Индивидуализация личности как индивидуализация творчества. Пантеизм и натуральная магия. Формирование предпосылок опытного изучения природы и экспериментально-теоретического знания в культуре Ренессанса.

2.10. Культура Нового Времени. Мировоззренческие предпосылки Реформационного движения. Протестантская концепция человека. Эпоха великих географических открытий и расширение возможностей межкультурного взаимодействия. Формирование концепции европоцентризма. Конструирование Другого. Научная революция и складывание новой картины мира. Сциентизм как мировоззренческая ориентация. Наука и техника как феномены новоевропейской культуры. Апология разума в культуре Нового Времени. Феномен Просвещения. Концепция естественных прав человека и автономии личности. Модификация структур повседневности и отношения к телесности. Создание дисциплинарного социального пространства. Изменение отношения к смерти.

2.11. Культура вт. пол. ХIХ – п. пол. XX века. Индустриализация. Становление техногенного характера европейской цивилизации. Модернизация пространства и времени. Нарастание культурной дифференциации европейского общества. Распад европейской народной культуры. Изменение картины мира, ценностных ориентаций, повседневности и быта сельского жителя. Массообразующие факторы индустриального общества конца ХIХ в. Механизм "культурного рынка". Начало становления массовой культуры. Появление развлечений для масс как "культовых эрзацев" и носителей новых образцов социального поведения. Модерность как "эпоха, обращенная в будущее". "Временная семантика" модерности. Бинарный код модерности как контраст между прошлым и будущим. Эндогенность европейской модернизации. Модернизация как "внутренняя колонизация Европы". Нация и национализм как продукты модернизации. Формирование нации. Нации как "воображаемые сообщества" (Б. Андерсон). Наличие национального государства и национальной элиты как социальные предусловия процесса становления нации. "Маршруты" модернизации (Ё. Тэрборн). "Новый Свет" как заморские миграции предмодерна. "Овнешнение" противников нового, относительная эволюционность изменений, эффективное применение модерного дискурса о правах. "Колониальная Зона" – модерность как дискурс чужого. "Культурный шок" и "культурная травма". "Модернизация под внешним влиянием". Выборочное заимствование ряда черт модерного социального устройства.

2.12. Белорусская культура в контексте мировой культуры. "Разломы" традиций белорусской истории. "Коллажность" культуры. Проблема соотношения "центра и периферии". Многообразие и соположенность смыслообразующих доминант, культурных ценностей и норм поведения. Отсутствие иерархии двоичных регулярностей и неявность культурных смыслов. Многообразие и противоречивость систем истолкования. "Пограничный характер" белорусской культуры и проблема культурной самоидентификации белорусов. Проблема белорусской национальной идентичности. Нехватка социальных ресурсов национальной "мобилизации" белорусов. "Печатный капитализм" и необходимость лингвистического единства. Полилингвизм белорусской культуры. Отсутствие единого языка как конституирующего фактора. Глобализация и локализация национальной белорусской культуры в ХХ веке. Сохранение культурной идентичности. Особенность белорусской ситуации: проблема встраивания в новое информационно-коммуникативное пространство. Беларусь: отставание национальной консолидации или региональная самодостаточность? "Тутэйшасць" как социорегиональная и культурная идентичность.

Модуль 3
Основные тенденции современного культурного процесса

3.1. «Визуальный поворот» в современной культуре. В. Беньямин: исчезновение "ауратичности" произведения искусства. Техническая воспроизводимость произведения искусства: массовое потребление и "визуально-бессознательное". Потребитель как зритель. Г. Дебор: специфика "общества спектакля". Спектакль как образ господствующей экономики и основное производство современного общества. Понятие "репрезентации" (С. Холл). Роль визуальных образов в структуре познания. Визуальные практики как культурные практики видения. Конвенции визуальной репрезентации и художественной образности. Визуальная реальность как культурный конструкт. Современные стратегии визуальной культуры. Экранные искусства как культурный код постиндустриального общества. Становление глобальной визуальной культуры.

3.2. Информационно-коммуникативное общество как культурный проект. "Взрыв коммуникаций". Медиа как информационная система и социальный институт. Основные функции медиа. Информационное общество как культурный проект. Новые информационные технологии и изменение социальной стратификации. Становление "новых элит". Изменение властных отношений в обществе. "Элиты знания" и "элиты власти". Информационное общество и изменение механизма урбанизации. Мир как "деревня" (global village). Проблемы глобализации и изменение национальной идентичности. Информационные технологии и система образования. Непрерывное нарастание потока информации и идея "обучения в течение жизни". Размывание взрослой и детской субкультур. Визуальные репрезентации молодости.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.