Некоторые представления о современной культурологии.
Культурология – новая отрасль научного знания, которая находится в стадии становления, уточняет свой предмет, методы, понятийный аппарат и т.д. Сегодня существует множество представлений о ее сущности, содержании, объекте. Культурологи и представители других областей знания указывают на три основных подхода.
Первый подход обнаруживает стремление рассматривать культуру как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.
Второй подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.
Третий подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Существует и обратная позиция, согласно которой Культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
Основные задачи культурологического исследования.
Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. Основными задачами культурологического исследования являются:
1) анализ культуры как системы культурных феноменов;
2) выявление типов связей между элементами культуры;
3) решение проблем социокультурной динамики;
4) исследование ментального содержания культуры;
5) исследование типологии культур и культурных единиц;
6) исследование культурных ходов и коммуникаций.
Тема II
Основные понятия культурологии
Практическое занятие 2.
Сущность культуры. Основные подходы к определению культуры.
План
1. Этимология (происхождение) слова «культура». Основные значения слова «культура».
2. Проблема определения культуры в социально-гуманитарной и антропологической традиции. Множественность определений культуры.
3. Сущность культуры (различные подходы к ее осмыслению) Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.П. Федотов, З. Фрейд и др. о сущности культуры (см. Приложение II).
4. А.Ф. Лосев о культуре и интеллигентности (По статье А.Ф. Лосева «Об интеллигентности» см. Приложение II).
5. Основные общие подходы к определению кульутры аксиомологическая и антропологическая трактовка культуры (по А.С. Кармину); деятельностный и аксиологический подходы (по Г.В. Драчу); технологическая, деятельностная и ценностная концепции (см. Приложение II), выделение ценностного и антиценностного содержания культуры (по В.М. Жаринову); понимание культуры как высокой духовной ценности; как универсального понятия; выделение в культуре антикультурных проявлений (см. материалы лекций).
6. Основные группы (виды) определений культуры. Целостность феномена культуры при различных подходах, направлениях ее осмысления.
7. Основные функции культуры. Единство и взаимосвязь функций культуры.
Практические задания
1. Законспектировать статью А.Ф. Лосева «Об интеллигенции» (См. приложение II).
2. Выписать в тетради слова Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.П.Федотова и З. Фрейда о культуре и проанализировать их.
3. Внимательно рассмотрите помещенные в приложении II таблицы. Перепишите их в свои рабочие тетради и используйте при подготовке к занятию.
Библиографический список.
Основной список
1. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры. – СПб.,1997. С.9-19, 43-54 (к вопросам 2,5,6,7).
2. Лосев А.Ф. Об интеллигенции //Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. С.314-322 (См. приложение II).
3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2003. С. 16-25 (К вопросам 3,5,7).
4. Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие. –М., 2003. С.4-7 (К вопросу 5).
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. –М., 2004. С.108-114 (К вопросам 1,3,6).
6. Кравченко А.И. Культурология. –М., 2003. С.11-16; 18-27 (К вопросам 1,2,3,5,7).
7. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С.Кагана.-М., 2005. – С.60-66; 13-26 (К вопросам 1,2,3,5,6).
8. Мамонтов А.С., Мамонтов С.Н. Культурология: Учебник. –М., 2005. С.27-35 (К вопросам 2,3).
9. Культурология /Сост. И отв. Ред. А.А. Радугин. – М., 1997.- С.12-14 (К вопросу 3).
10. Романов Ю.И. Культурология. –СПб., 206. –С.7-8; 32-41 (К вопросам 1,2,3,5,6,7).
11. Культурология / Под ред. Проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1997, - С.100-112 (К вопросу 7).
12. Розин В.М. Культурология. – М., 1999. –С.282-285.(К вопросу 6).
13. Культуроология: Учебник для студ. техн. вузов/Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарян.-М., 1998. – С.36-54 (К вопросам 1,3,5,7).
14. Введение в культурологию /Отв. Ред. Е.В.попов.-М., 1995. –С.3,5; 57-79 (К вопросам 2,3,7).
Дополнительный список
1. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д., 1997.
2. Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997.
3. Культурология в вопросах и ответах /Под ред. проф. Г.В.Драча. –М., 2002.
4. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов /И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. –М., 2001.
5. Хрестоматия по культурологии /Сост.: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М., 1998.
Приложение II. Материалы к теме.
1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989. С. 231.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном (М., 1989. С. 231)
Культура человечества движется вперед не путем перемещения в "пространстве времени", а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если старые действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур - культур, удаленных от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека "своей культурой" - своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого.
2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.4.