|
27. Культура эпохи Возрождения.
|
28. Культура Европы Нового времени.
Европейская культура эпохи Нового времени охватывает XVII-XVIII вв. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки. Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением растущего общественного класса – буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Это была эпоха буржуазных революций, повлиявших на изменение мировоззренческих установок культуры. Заявил о своих правах индивидуализм, развернулось предпринимательство. Складывались новая научная картина мира, методология опытно-экспериментальных исследований и система ценностей практичного человека.
Эпоха Нового времени отмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний период основывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальное накопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странах массовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.
Главной характеристикой цивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использовании капитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике – в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтов принципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественного договора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. В философии и науке центральное место отводилось рациональным методам, обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требования доказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казался чудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественным неизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмом и мистицизмом.
В культуре Нового времени появился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерны автономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялся изначально данным, а целеустремленно выстраивал свое Я и свой предметный мир. При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все более освобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлять собой.
Однако, будучи в идеале свободным самовластным творцом, движимым разумом, человек Нового времени уже больше не ощущал себя центром Вселенной. Миропредставление, порожденное смелыми астрономическими идеями и теориями Коперника, Бруно и Галилея, наталкивало на мысль, что Земля – всего лишь один из множества миров, а в бесконечном космическом пространстве вообще нет центра. И далее следовал вывод о том, что человек – только частица мироздания. Превращение Бога в некое «вместилище» мира и в трансцендентную силу, приведшую универсум в движение, но непосредственно не вмешивающуюся в природные и социальные процессы (точка зрения И. Ньютона), хотя и вело к утверждению представлений об автономии и свободе, но одновременно усиливало ощущение одиночества и незащищенности человека в мире («Мысли» Б. Паскаля), непрочности земного бытия, обреченности действовать на свой страх и риск в одиночку и во всем полагаться только на себя. В культуре наметился интерес к постижению внутреннего мира человека, проявившийся главным образом в художественном творчестве.
Индивидуалистическое видение мира привело к фаустовскому одностороннему пониманию свободы западным человеком как расширения собственного присутствия в мире. Экспансионизм проявился в необузданном желании господствовать над природой, в колониальной политике и религиозной миссионерской деятельности, культурном гегемонизме, однополярном западноцентризме.
Еще одна важная особенность новоевропейской культуры и цивилизации – практицизм. Он преобладал и в экономической стратегии, основывавшейся на стремлении приумножить имущество, получить наибольшую прибыль от своего капитала, и в научном знании, которое все больше ориентировалось на практический результат. Само поведение и жизнеустроение имущих классов все более проникалось духом утилитаризма. Практицизм в сочетании с индивидуализмом лег в основу буржуазного мировоззрения и образа жизни.
В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. играли механика, астрономия, математика. В этих отраслях знания были созданы фундаментальные теории. Экспериментальное естествознание стало лидером научного прогресса во всех крупных европейских странах. Только в Германии лидерство вначале сохранялось за гуманитарными науками. Особый вклад в становление новой системы знания внесли Галилее Галилей (1564-1642) и Исаак Ньютон (1643-1727). Создав оригинальные образцы классической механики, они заложили основы физической науки, которая в то время базировалась соответственно на механистической картине мира. Через призму данной картины мира объекты природы и общественные явления рассматривались по аналогии с механическими системами.
Важным методом науки Нового времени стал эксперимент, который проверял результаты теоретического исследования.
Важной особенностью науки Нового времени явилось разрушение средневекового представления об иерархически упорядоченном конечном космосе, качественно дифференцированном по степени приближенности к Богу. Перед человеком открылась бесконечная, управляемая одними и теми же законами Вселенная, в которой все пребывало в постоянном движении. Благодаря этому из объяснения мира постепенно вытеснялись мистические представления о предустановленной гармонии, божественной цели, чуде. Все в мире объяснялось сочетанием естественных причин и следствий. В новой научной картине мира обнаружилось стремление преодолеть границы повседневного чувственного опыта (при создании идеализированных объектов научной теории). Оставалась в прошлом геоцентрическая система, забывалась Аристотелева физика. Новая наука открывала законы, лежащие за пределами элементарной очевидности.
Открытия в естествознании завоевывали все большую популярность среди образованной части населения. Так, в Англии середины XVII в. в салонах «джентльмены и леди считали хорошим тоном говорить о воздушных насосах и телескопах, о химии и магнетизме» (Р.Ю. Виппер).
Характерно, что при новой системе знания математика рассматривалась как образец для построения любой науки. Был создан математический метод, продуктивность которого подкреплялась естественнонаучным экспериментом.
Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени – создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.
Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.
На основе новых мировоззренческих принципов формировались предметное поле и методы исследования таких наук, как химия и биология. Роберт, Бойль сформулировал научное определение химического элемента, ввел в химию экспериментальный метод, положил начало химическому анализу. Антуан Лавуазье активно применял математические (количественные) методы в химии, стал одним из основателей термохимии. Врач Уильям Гарвей считается отцом современной физиологии и эмбриологии, он создал учение о кровообращении. Декарт ввел понятие рефлекса. Карл Линней разработал классификацию видов растительного и животного мира, Жан Батист Ламарк создал первое учение об их эволюции (трансформизм).
Ученые-теоретики внедряли в сферу практического производства новый стиль научно-инженерного мышления и операциональной деятельности; формировалось техническое отношение к экспериментальной работе.
Появилась научная техническая литература; в колледжах складывалась система технического образования, постепенно вытеснявшая средневековую традицию передачи знания от мастера к ученику. Во второй половине XVIII в. в инженерной практике все более активно использовались знания естественных и математических наук. Ряды инженеров росли, и к началу XVIII в. эта профессия была уже достаточно престижной, а сам инженер оценивался как работник интеллектуального труда.
В середине XVIII в. началась промышленная революция. К концу столетия самыми обычными объектами инженерной деятельности были подъемные механизмы, мельницы, часы, прядильные и ткацкие станки, прокатные линии и т.п. Складывался облик техногенной цивилизации, разрасталась инфраструктура фабрик, заводов, индустриальных городов.
Технологическое усложнение производства потребовало применения методов технического проектирования. Разрабатывая эти методы, Гаспар Монж создал начертательную геометрию, позволяющую представить любое техническое устройство в виде вспомогательной модели и математически точной чертежной схемы.
XVII-XVIII вв. ознаменовались многочисленными техническими изобретениями. Телескоп (Г. Галилей, И. Кеплер) и микроскоп существенно расширили границы человеческого познания. Маятниковые часы (X. Гюйгенс) позволили надежно и точно измерять время в научном эксперименте, а в судоходстве – определять долготу. Широко распространившись в быту, они формировали привычку регулировать повседневную жизнь, учили пунктуальности. Бой часов напоминал о необратимости времени и необходимости плодотворно использовать каждую минуту. Изобретение термометра (Г. Галилей) позволило заменить субъективные оценки температуры объективными. Ртутный барометр (Э. Торричелли) обеспечил точную фиксацию атмосферного давления.
Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столетие явило первые опыты теоретического осмысления человеческой культуры и цивилизации как целостного явления (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер). Поворот интеллектуальной деятельности в сторону социальной философии, публицистики, литературы, педагогики был связан с изменившейся исторической ситуацией. Образовавшиеся на территории Европы монархические государства должны были постоянно заботиться о сохранении своего единства, поскольку общество все более дифференцировалось по социальному положению и по мировоззрению. Монархи, стремившиеся к неограниченной власти, на деле вынуждены были в неодинаковой мере учитывать интересы различных слоев общества. Усиление налогового гнета с целью получения дополнительных средств достигло в XVIII в. опасной величины, что привело к нарастанию социальной напряженности. Не удивительно, что в Европе все большую популярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразило широкое культурное движение, получившее позже название Просвещения.
Просветители хотели сделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и в прогресс общества, стремились привить современникам религиозную и этическую терпимость, освободить их от суеверий и предрассудков. Они пропагандировали гуманизм, критиковали тиранию, призывали отказаться от сословных привилегий, выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широком смысле – вот стержневые ценности европейского Просвещения.
Развивая концепцию «естественного» человека, просветители рассматривали его как фигуру идеально-нормативную. Они полагали, что люди совершают безнравственные и вообще неверные действия в силу того, что не знают, как нужно поступать правильно. Отсюда – особый интерес просветителей к проблемам воспитания и желание популяризировать философские и научные знания. Одновременно они обращали внимание на устойчивые природные и социальные инстинкты человека, которые представлялись им, будучи облагороженными, в виде неизменных естественных качеств, призванных войти в гармоничное согласование с законами разума.
Итогом века Просвещения стало формирование в европейской культуре гражданско-правового мировоззрения. Гражданское общество осмысливалось как самостоятельная реальность, творимая людьми. Приходило осознание того, что общественная жизнь подчиняется объективным законам, которые могут быть выявлены наукой. Предполагалось, что гражданское общество зиждется на принципах свободы и равенства – естественных состояниях человека.
Существует точка зрения, согласно которой Просвещение как целостное течение утвердилось во Франции. Однако в формировании его идей велика заслуга английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. И это не случайно. Уже в середине XVII в. в Англии быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную роль играла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничества политических партий. Страна авантюрного капитализма претендовала на то, чтобы стать очагом литературного творчества, интеллектуальной свободы и либерализма.
Наиболее яркими представителями английской литературы того времени являлись Даниэль Дефо и Джонатан Свифт.
В самом знаменитом романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» утверждается идеал человека активного и практичного, который может добиться успеха в любой жизненной ситуации. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта в гротескной сатирической форме предстают все пороки современного ему общества, человеческий мир изображается «сначала в виде мелких, игрушечных отношений у едва заметных с земли пигмеев, а потом в чертах преувеличенно грубых животных и великанов» (Р.Ю. Виппер).
И все же наиболее полно и последовательно идеи Просвещения были воплощены во Франции. Первые французские просветители (Вольтер, Монтескье и др.), представляя умеренное направление, выражали интересы образованного дворянства. Они ратовали за сохранение монархии, управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия и религиозной толерантности. Просветители второго поколения отражали преимущественно взгляды буржуазии и потому были более радикально настроены. Идеал просвещенного абсолютизма они связывали с помыслами о конституционной монархии, выступали за равенство сословий, отстаивали материализм и антитеизм (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Еще большей смелостью отличалась демократически-натуралистическая позиция Руссо страстного критика крайнего социального неравенства и вытекающих из него пороков антагонистической цивилизации.
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создается в процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования, будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий, лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальные прозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства и равноправного диалога культур.
Своеобразным культурным итогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) при участии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текста и 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме были изложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия» реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени. Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей, преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из них вынуждены были бежать из Франции.
В Германии был достигнут высокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг с другом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями как возможность проводить научные исследования и заниматься творчеством, философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие от французских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важное воспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии 1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальную концепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальный характер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национального своеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильные страсти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которых невозможно лишить свободы мысли и творчества.
29. Культура постмодерна.
Постмодернистский прорыв в культуре XIX в. и отношение к нему
общества
Слово «модерн» (фр. modern - современный) впервые было употреблено в V
в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего
и языческого римского прошлого. С тех пор «модерность» (принадлежность к
современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить
себя с античностью в ходе осмысления себя самой. В любой эпохе были периоды
перехода от старого к новому, поэтому «модерными», «новыми», современными
считали себя с времен Карла Великого и эпохи Просвещения. Но в Европе новая
культура всегда формировалась на базе обновленного отношения к античности.
Так, античное искусство, например, всегда считалось нормативным образцом, с
которым сверяли свои произведения художники «модерна» во все времена.
Культура, «модерна» любой. эпохи всегда оглядывалась на античность, и даже
критикуя ее, все же никогда полностью от нее не отказывалась.
В середине XIX в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию
противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи.
Модерным начинает считаться только то, что выражает просто «новое».
Начинается погоня за «большей новизной» как таковой. Такая модификация
модерна ясно представлена, например, в теории искусства Ш.Бодлера -
французского поэта XIX в., на которого большое влияние оказал Э.По. Бодлер
ориентировал художников на отказ от традиционныx норм и образцов. Их
творческие установки стали напоминать работу разведчика, внедряющегося в
незнакомую сферу, где есть риск внезапных и опасных столкновений. Художнику
предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при
этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в
этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы; он просто
рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.
Ш.Бодлер по сути сформулировал стратегию культуры постмодерна. За
новизной гнался, например, и авангард. Но он признавал ценностную иерархию,
хотя и в извращенной форме: новое всегда лучше, выше старого, т.е. новое
как бы сравнивало себя со старым. Постмодерн отказался от иерархии, от
оценок, от какого бы то ни было сравнения С прошлым.)
Чтобы подойти к ответу на этот вопрос, приведем еще один пример
постмодернистских прорывов в культуре XIX в., на этот раз, связанных с
философской критикой разума, с отказом от рационалистических традиций,
зародившихся еще в античности. Современник и ученик Гегеля датский философ
Къеркегор выступил против притязаний разума еще при жизни своего учителя, а
Ницше объявил разум «больным пауком» в то время, когда Маркс разрабатывал
теорию разумного устройства общественной жизни. Постмодернистская установка
на отказ от рационалистических проектов Возрождения и Просвещения возникла
не «после» модерна - философии XIX в., а. рядом с ним. Поэтому не совсем
верно выстраивать хронологическую цепочку:
модерн - постмодерн.
Как отреагировало общество на эти постмодернистские заявки? Оно просто не
выдало кредита доверия сгептикам и хулителям разума. Еще была сильна онто-л
гически укорененная вера в его законодательные спообности, гарантирующие
универсальный порядок в мире. Благосклонность людей была на стороне тех,
кто не соглашался с критиками разума. Современники Къерке-гора, Ницше
отнеслись к их идеям как к бреду шизофреников (не случайно эти философы
стали клиентами психиатрических клиник), оттеснив их на периферию
общественного сознания. Постмодерн не стал в XIX в. нормой, общество еще не
было готово жить без опоры на разум и традицию в культуре, связанную с ним.
Социально-психологический портрет человека и проблема постмодерна в
культуре XX века
ХХ век, продолжив критику проектов Возрождения и Просвещения,
востребовал идеи постмодернистских мыслителей XIX в. и переместил их в
центр интеллектуального пространства. Къеркегор, Ницше, Паскаль и др. были
реабилитированы и стали почитаемы. Возникла некая хронологическая
аберрация: Гегеля стали воспринимать как далекое прошлое, а Къеркегора -
как современника. Постмодернистские настроения привлекли внимание З.Фрейда,
М-Хайдеггера, Гадамера, ЖДеррида, которых общество еще при жизни объявило
выдающимися мыслителями и тем самым продемонстрировало свою готовность
принять их идеи. В XX в. закончился процесс трансформации опыта сознания,
фундаментальных сдвигов в формах человеческого мышления, начавшийся еще в
XIX столетии.
Приведем примеры таких «сдвигов». Известно, что до конца XIX в. высокая
классическая мысль не впускала в сферу своей деятельности проблемы секса,
безумия и тюрьмы, а государство репрессивно относилось к этому миру. Но с
конца этого периода эти темы стали легализоваться и постепенно расширяться,
становясь не только предметом внимания со стороны ученых, но и заполонив
практически все искусство. Самое загадочное заключается в том, что люди
оказались как бы уже готовыми отнестись к этой стороне жизни с серьезным
почтением, столь серьезным, что к концу XX в. проблемами, например,
сексменьшинств стали заниматься парламенты, дебатируя о возможности
юридического узаконивания браков между лицами одного пола, а ученые и
общественность занялись поиском средств и способов сексуального обучения
детей с пятилетнего возраста. Эти процессы зафиксировал язык, самый чуткий
индикатор изменений в мироощущении людей: слово «любовь» начало постепенно
вытесняться словом «секс».
Налицо факт: в XX в. изменились люди, вернее, их мировосприятие,
мироощущение, их душевно-духовно-умственные установки. Но эти изменения,
начавшиеся задолго до XX в., явными стали лишь к концу XIX в., что
позволило многим мыслителям, прибегнув к методу экстраполяции, нарисовать
социально-психологический портрет индивида XX столетия. Так, в конце XIX в.
русский мыслитель К-Леонтьев предсказывал, что начавшиеся в Европе процессы
эгалитаризации (фр. egalite - равенство) и либерализации (лат. liberalis -
свободный), приведшие к усилению тенденции требования всякого равенства -
экономического, политического, умственного, полового и т.д., а также
нарастанию вольнодумства в обществе, снисходительности и попустительства в
отношении всякого рода индивидуальных волеизъявлений, типа «я так хочу»,
сформируют в итоге особый тип: самоуверенных и заносчивых граждан.
Демократизация жизни и умов неизбежно закончится господством среднего
класса, т.е. скромных, однородного ума людей, не слишком много работающих и
счастливых в своей одинаковости. «Выработается», считал мыслитель, средний
человек, ориентированный на сиюминутные потребности, на бесконечное
отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых он не знает.
Средний человек сформирует этику, свободную от всяких мистических,
религиозных начал, и будет уверен, что раскрытию чувства его собственного
достоинства будет способствовать стремление к роскоши и богатству. Кстати,
именно такое существование людей признавал достойным французский
мелкобуржуазный социалист Прудон (середина XIX в.). Процессы «смесительного
упрощения наций, сословий, людей» происходят, по мнению К.Леонтьева, в
космических масштабах, имеют естественно-исторический характер, а потому
Россия не сможет их избежать. Все дело только во времени: она запоздает с
этим процессом, и это запаздывание надо продлить, надо замедлить,
«подморозить» темпы вступления России в эгалитарно-либеральную жизнь с тем,
чтобы спасти ее культурное своеобразие.
Другой русский мыслитель XIX в. Н.Федоров называл Европу «цивилизацией
молодых». Ее главную особенность он видел в том, что сыны человеческие
сняли с себя обязанности перед отцами, предками, т.е. перед традицией,
отделились от них в своей гордыне, перестали считаться с прошлым, забыли
свой сыновний долг. «Притча о блудном сыне стала символом европейского
образа жизни» (Н.Федоров). К старшим стали относиться как к помехе для
юношеских дерзаний и вседозволен-ности. Характеристика «цивилизации
молодых» в своей полноте проявилась в XX столетии, когда медицина и
психиатрия ввели понятие старости, старческого склероза, маразма, обосновав
тем самым право молодежи не считаться с опытом старшего поколения. Следует
отметить, что легализацию секса Н.Федоров связывал со спецификой
«цивилизации молодых», которая, по его словам, возродила культ языческой
«народной Афродиты».
К аналогичным выводам пришел испанский философ XX в. Ортега-и-Гассет:
либеральная демократия и техника создали в Европе особый тип человека, не
пропитанного духом традиций, спесивого в своей вере в прогресс. Современный
европеец, утверждал мыслитель в начале века, притязает на неограниченные
права (не задумываясь при этом о своем праве на это) и совсем не думает о
долге, обязанностях, не считается в достижении своих целей ни с кем и ни с
чем. Европеец XX в. имеет мораль без ее сердцевины - сознания служения и
долга. «Безнравственность ныне стала ширпотребом», а отвращение к долгу
укоренилось онтологически, породив «полусмешной-полустыдный феномен нашего
времени - культ молодежи как таковой»1. «Средний» европеец напоминает
избалованного ребенка, которому присущи две черты: «беспрепятственный рост
жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной
натуры и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить
ему жизнь».
Ортега сравнивал современного ему европейца со «взбесившимся дикарем»,
именно «взбесившимся», ибо «нормальный дикарь» чтит традиции, следует вере,
табу, заветам и обычаям. В Европе XX в., пророчествовал испанский
мыслитель, восторжествует мужское начало, потеснив женщину и старца, а
потому бытие человека потеряет свою степенность.
Постмодернистские претензии к разуму
Итак, три названных философа независимо друг от друга единодушны в том,
что в Европе сформировалась новая популяция людей, уверенных в возможности
строить свои культуры без опоры на традицию, отказ от которой начался
задолго до нашего века; а в нем завершился. Эпоха нового времени породила
людей, отказавшихся от Бога, что и зафиксировал Ф.Ницше в своем знаменитом
афоризме «Бог умер». М-Хайдеггер впоследствии не согласится с таким
утверждением: Бог не умер. Он скрылся от людей, и они сами не смогут теперь
найти к Нему дорогу. Пустынность и неуютность мира без Бога-опоры была на
время закамуфлирована верой в могущество разума. XX век объявил ему
крестовый поход. Так, Постепенно, европейское человечество вначале
отказалось следовать античной традиции, берущей начало от Парменида,
согласно которой человек имел опору в объективном Абсолюте, тождественном
Логосу, космическому Разуму, а затем, поставив на место Бога человеческий
разум и веру в него, отказалось и от него. «Наше ученичество у греков
кончилось:- греки не классики, - так оценил эту ситуацию Ортега, - они
просто архаичны -архаичны и конечно же... всегда прекрасны. Этим они
особенно интересны для нас. Они перестают быть нашими педагогами и
становятся нашими друзьями. Давайте станем беседовать с ними, станем
расходиться с ними в самом основном»2. Основное - это проблемы бытия,
субстанции, разума.
Обсудим вопрос, связанный с изменением отношения к разуму. В культуре
нового времени можно выделить два способа его рассмотрения: первый исходит
из признания его в качестве основы человеческой жизнедеятельности: разуму
приписываются законодательные функции, что и определяет специфику культуры
модерна в новое время. Второй способ отношения к нему прямо противоположен:
законодательному разуму перестают доверять, его критикуют. Пространство
культуры, в котором развернулась критика разума, и есть пространство
постмодерна.
Постмодернистские претензии к разуму проявились прежде всего в философии
постмодерна, которая отказалась от услуг законодательного разума в пользу
разума интерпретативного. Законодательный разум обрел свои права в Европе
еще в XVII в. (Декарт, Бэкон и др.). Свое победоносное шествие он начал с
поисков оснований познавательной деятельности, гарантирующих открытие
истины, независимой от социальных и культурных влияний. Законодательный
разум базировался на предположении о существовании некоего устойчивого
всеобщего содержания, не выводимого из эмпирического, конечного бытия мира
вещей, и разработал метод его постижения, названный научным, а после Гегеля
и Маркса «научный» стало синонимом «диалектический». Диктуя условия поиска
истины, законодательный разум требовал признавать истинным только то, что
отвечало критериям научного метода. Разум судил (одобрял или отвергал) все,
происходящее в культуре, обосновывая это свое право наличием вечных,
неизменных законов мышления. Отмежевавшись от повседневного мышления, он
взял на себя его критику и исправление, объявил, что он призван
предотвращать ошибки в мыслях и поступках людей. Очевидно, что подняться на
уровень разумного мышления могли лишь немногие люди и среди них прежде
всего философы, которые и были признаны в культуре модерна законодателями
человеческого разума. Общество признало такой статус философов как нечто
само собой разумеющееся. Авторитет разума стал столь велик, что ему
доверили разрабатывать проекты будущего счастливого устройства
общественного бытия. Законодательный разум формально воспроизвел
патерналистские отношения, свойственные традиционным обществам: только
теперь люди признавали авторитет не отцов-старейшин, а властителей оазума.
попуская опеку над собой с их стороны.
Интеллектуалы XX в. вынесли законодательному разуму приговор: он поддался
искушению «унифицировать истину насилием» (Риккерт) и по сути воспроизвел
приемы Церкви и Государства. Ж.Деррида утверждает, что европейский идеал
полного овладения истиной носит агрессивный и сексуально окрашенный
характер. Так, еще на заре возникновения науки, главного детища
законодательного разума, Г.Галилей называл эксперимент «пыткой естества» и
сравнивал его с «испанским сапогом», который исследователи надевают на
«тело» природы.
Отказ от услуг законодательного разума и есть главная характеристика
культуры постмодерна. Законодательная парадигма разума была заменена
интерпрета-тивной. Произошли глубокие изменения в стиле и методах
интеллектуальной деятельности. Прежде всего по-новому стали ставиться и
решаться вопросы истины и обоснования знания. Интерпретативный разум
перенаправил поиск оснований знания с трансцендентальной субъективности,
которой была увлечена немецкая классическая философия, на повседневно-
обыденную жизненную практику. Основания знания новый разум искал не в
метафизике, а в коммун