План.
1. Предпосылки появления массовой культуры. Основные характеристики массовой культуры (З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, М. Маклюэн и др.). Массовость как усреднённость и унифицированность.
2. Элитарная культура – антипод массовой. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры. А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Ф. Ницше,
Г. Гессе и др. философы о значении элиты.
3. Постмодернистическая тенденция в современной культуре.
4. Проблема глобализации в современном обществе.
Учебная литература.
1. Багновская Н.М. Культурология. – М. 2004.
2. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 2006.
3. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. – М., 2001.
4. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – М., 2005.
5. Самохвалова В.И. Культурология. – М., 2002.
Дополнительная литература.
1. Белл Д. Америка как массовая культура. – М., 1981.
2. Гессе Г. Игра в бисер. – М., 1991.
3. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2003.
4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб., 1996.
5. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
6. Московичи С. Век толп. – М., 1998.
7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2001.
8. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
9. Шестаков В.П. Мифология ХХ века. – М., 1988.
10. Философия культуры. Под ред. М.С. Кагана и др. – СПб., 1998.
Термины.
Виртуальная реальность, масса, массовая культура, средства массовой коммуникации, элита, элитарная культура.
Занятие 16.
Зачетное.
Требования к сдаче зачета.
I. Аудиторное изучение курса (регулярное посещение занятий и активное участие в них): рейтинговая система.
Зачет сдаётся в виде собеседования по терминам.
Зачет сдаётся в устной форме, при подготовке к ответу можно пользоваться своими рабочими тетрадями (только рукописные материалы).
II. Индивидуально-самостоятельное изучение курса (пропуск значительного числа занятий): традиционная форма сдачи зачета.
Зачет сдаётся в виде собеседования по двум вопросам: теория и история культуры (См. Вопросы к зачету).
Зачет сдаётся в устной форме, при подготовке к ответу запрещается использовать какие-либо материалы.
Самостоятельная работа.
Творческая работа по культурологии.
Творческая работа выполняется по желанию учащихся. Творческая работа по культурологии представляет собой оригинальное самостоятельно выполненное произведение.
Оформление свободное. Объем – по выбору автора (авторов). Творческая работа выполняется индивидуально или группой 2-3 человека.
Защита работ на консультациях и во время зачета. Оценка – до 20 баллов.
Сроки исполнения – до 1 мая 2011 г.
Возможные жанры творческой работы:
- эссе (свободные размышления) – письменная работа;
- литературное творчество (стихи, проза);
- кино- фото- произведения;
- компьютерная презентация (на диске);
- прикладное творчество (рисунки, инсталляции и пр.).
Примерная тематика творческих работ.
1. Единство и многообразие культур.
2. Культурный диалог Востока и Запада.
3. Естественное и искусственное в человеке.
4. Человек как творение и творец культуры.
5. Проблема языка культуры.
6. Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
7. Творчество как «инстинкт культуры» (Я.Э. Голосовкер).
8. Культура детства.
9. Культура и пол. Гендерная проблематика в культурологии.
10. Традиции и ценности моей семьи (моего города).
11. Культура и повседневность.
12. Культурологическое осмысление проблем техники.
13. Влияние компьютерных технологий на мышление человека.
14. Мистика как феномен культуры.
15. Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
16. Культура еды.
17. Значение мифа в современной культуре.
18. Мировое древо в культурах мира.
19. Мотивы цветов в культурах разных народов.
20. Культура Африки и ее влияние на мировую культуру.
21. Культура коренных народов Дальнего Востока.
22. Размышления о современной культуре Японии.
23. Особенности китайского национального менталитета.
24. Своеобразие отечественной культуры.
25. Социокультурные характеристики современного российского общества.
26. Хронотоп культуры.
27. Человек и дорога: культурологический аспект.
28. Массовое общество и его культура.
29. Город как культурный феномен.
30. Канализация – основа цивилизации.
31. Культура строительства.
32. Культура и личность.
33. Человек и автомобиль: культурологический аспект.
34. Культурная коммуникация.
35. Герменевтика в культурологии.
36. Любовь в современном киноискусстве.
37. Архетипы в культуре.
38. Человек и одежда: культурологический аспект.
39. Культура общения.
40. Феномен Франкенштейна.
41. Представления о смысле жизни (о смерти, о страдании, о красоте и др. – по выбору) в культурах.
42. Мое культурное пространство.
43. Самостоятельно сформулированная тема.
Научное исследование.
Самостоятельное научное исследование выполняется по желанию учащихся.
Научное исследование выполняется индивидуально или группой 2 человека.
Объем – не менее 16 страниц печатного текста.
Оформление: формат А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал – полуторный, поля – 2 см со всех сторон, абзацный отступ – 1,25 см. На титульном листе обязательно указать тему исследования и авторов.
В структуре произведения обязательны план, вступительная, основная и заключительная часть, список использованной литературы. Обязательно указание источников цитат, ссылок и пр.
В работе должны быть выделены проблема исследования, её актуальность, основные выводы.
Могут быть научно-исследовательские работы двух типов: обзорно-реферативная (излагаются в виде обзорного реферата достижений современной культурологии по данной теме) и концептуальная (излагается и аргументируется собственная культурологическая концепция). В любом случае, результаты исследования излагаются в виде оригинального авторского текста. Плагиат не допускается и строго наказывается.
Сроки исполнения – до 1 апреля 2011 г.
Предполагается представление результатов научного исследования на студенческой научной конференции.
Оценка – до 20 баллов.
Примерные темы научных исследований.
1. Культурологическое осмысление проблем техники.
2. Культура и пол. Гендерная проблематика в культурологии.
3. Культура еды (потребления).
4. Значение мифа в современной культуре.
5. Мировое древо в культурах мира.
6. Мотивы растений в культурах разных народов.
7. Культура коренных народов Дальнего Востока.
8. Город как культурный феномен.
9. Феномен моды в культуре.
10. Культурные и психологические причины ксенофобии (национализма).
11. Косметика и её культурное значение.
12. Тату: культурологический анализ.
13. Универсальные образы и символы в культуре (корабль, животные – кошка, змея и т.п., яйцо, пирамида и пр. – по выбору).
14. Феномен Леди Гаги: культурологический анализ (Анализ явлений современной массовой культуры).
15. Самостоятельно сформулированная тема (обязательно согласование с преподавателем).
Вопросы к зачету по культурологии.
Теория культуры.
1. Предмет, цели и задачи культурологической науки. Культурология как интегративная наука. Специфика культурологического знания. Структура культурологии. Основные задачи культурологии. Её практическое применение.
2. Происхождение и история слова «культура». Подходы к определению культуры в современной науке. Смысл и сущностные характеристики культуры. Основные значения выражения «культурный человек». Бескультурье.
3. Понятие, функции и строение культуры. Миф, религия, искусство, наука, философия как феномены культуры. Политическая, хозяйственная, правовая культуры как сферы аккумуляции социокультурного опыта. Язык, образование, средства массовой коммуникации как средства культурной коммуникации.
4. Развитие представлений о культуре (античность, средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение). Критика культуры и цивилизации Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше. Значение культурной антропологии XIX в. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) в становлении понятия «культура». Возникновение циклических теорий культуры.
5. Символическая концепция культуры Э. Кассирера. Символические формы. Понятие символа. Значение символа в культуре.
6. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Г.Гессе, Х. Ортега-и-Гассет,
Э. Финк Ф. Ницше и др.).
7. Фрейдистская концепция культуры. Культура как регулятор бессознательных желаний человека в учении З. Фрейда: понятие бессознательного, психическая структура личности (бессознательное, сознание, сверх-сознание), «недовольство культурой», прогнозы будущего состояния культуры. Понятия либидо и сублимации.
8. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. Важнейшие архетипы: их значения и проявления («Великая Мать», «Великий Отец», «Тень», «Персона», «Самость» и пр.). К. Юнг о соотношении сознания и бессознательного в жизни человека и общества.
9. Социальная и культурная природа бессознательного в учении неофрейдизма (А. Адлер, К. Хорни, Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе,
С. Гроф и др.).
10. Понятие ценности. Типы ценностей. Классификация ценностей и уровни культуры. Общечеловеческие ценности. Ценности и нормы.
11. Ценностно-нормативная концепция культуры (Г. Риккерт,
В. Виндельбанд и др.). Культура как система ценностей. Иерархия ценностей. Динамика ценностей. Ценностные инновации в культуре. Конфликт ценностей. Кризис ценностей.
12. Понятие субкультуры и ее значение в жизни общества. Ценности различных субкультур. Традиционная культура и субкультура. Контркультура. Значение маргинальных культур. Антикультура.
13. Проблема культурогенеза в современной науке. Креационизм. Панспермия. Эволюционная теория культурогенеза. Факторы и предпосылки антропосоциогенеза. Орудийно-трудовая теория возникновения культуры (Ф. Энгельс). Её критика (Л. Мамфорд).
14. Социально-психологические концепции культурогенеза: фрейдистская, игровая (Й. Хейзинга, Э. Финк), символическая (Э. Кассирер), магическая (Т. Роззак). Мутагенетические версии происхождения культуры
(Б.Ф. Поршнев, Т. Маккена). Теория пассионарности Л.Н. Гумилёва.
15. Семиотическая концепция культуры. Коммуникационная и знаковая природа культуры. Различные подходы к определению и описанию знака. Свойства и функции знаков. Типы знаков. Знаковые системы культуры. Различные варианты знаковых систем в культуре. Культурный текст, механизм его образования и преобразования.
16. Язык как знаковая система. Функциональная классификация вербальных языков. Проблема универсального языка. Язык и культура. Язык как культурное пространство. Языковая картина мира. Разнообразие выразительных средств языка культуры.
17. Проблема типологии культуры. Понятие «идеального типа». Различные подходы к построению типологии культуры. «Аполлоническое» и «диониснийское» начало в культуре (Ф. Ницше). Теория «осевого времени» К. Ясперса.
18. Элитарная и массовая культура. Предпосылки появления массовой культуры. Основные характеристики массовой культуры. Процесс возникновения массы. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры.
19. Смысл понятия «цивилизация»: история и основные значения термина, основные характеристики, соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Человек культурный и человек цивилизованный. Становление цивилизационного подхода в культурологии
(Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Типы цивилизаций. Проблемы техногенной цивилизации.
20. Проблемы динамики культуры. Циклические, волновые и эволюционные модели социокультурной динамики. Теория культурного взрыва
Ю. Лотмана. Идеи синергетики в культурологии.
История культуры.
21. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значение. Характерные черты мифологического сознания.
22. Анимизм и тотемизм как основа духовного мировидения человека первобытной эпохи. Фетишизм. Шаманизм. Магия как способ воздействия на окружающий мир. Виды и типы магии. Обряд и ритуал. Культ. Синкретизм первобытной культуры.
23. Волшебная сказка – отражение особенностей первобытной культуры. Её структура и функции.
24. Происхождение, особенности и назначение первобытного искусства.
25. Условия возникновения и общие черты в культурах Древнего Востока. Культура доколумбовых цивилизаций Америки.
26. Культура Древнего Египта. Обожествление стихийных сил природы в язычестве Древнего Египта. Представления о «мире ином» в Древнем Египте.
27. Генезис древнеиндийской цивилизации. Социальная организация древней и средневековой Индии. Основы мировоззрения индуизма. Возникновение и распространение буддизма. Его культурное значение.
28. Возникновение и особенности древнекитайской культуры. Философско-религиозные учения Китая: даосизм, конфуцианство, буддизм.
29. Мусульманская картина мира. Коран как её основа. Социально-политическая и культурная практика ислама.
30. Античный тип культуры. Полис как образ мира в культуре Древней Греции. Агональный характер древнегреческой культуры.
31. Возникновение и функции театра в культуре Древней Греции.
32. Ценности западноевропейской культуры средневековья. Социальная организация средневековой культуры: духовенство, феодалы, крестьяне и горожане. Культурный смысл карнавала.
33. Храм как образ мира в средневековой культуре. Романский и готический стили в архитектуре. Особенности западноевропейского и православного храма.
34. Социально-экономические и духовные предпосылки формирования культуры Возрождения. Антропоцентризм. Обожествление человека в воззрениях гуманистов. Кризис гуманистического идеала и отражение его в культуре. Культурное значение Реформации.
35. Общая характеристика западноевропейской культуры Нового времени. Наука как движущая сила общественного развития. Культ разума. Становление и развитие механистической картины мира. Просвещение как эпоха в истории мировой культуры. Сущность рационализма просветителей, их социокультурная доктрина.
36. Формирование славянского этноса. Мифология восточных славян. Славянский пантеон богов периода расцвета язычества. Смысл языческого аграрного календаря древних славян. Древнеславянский образ мира и отражение его в ритуалах, символике культовых мест, орнаментов, оберегов и пр.
37. Возникновение и особенности культуры России. Христианство как доминантная форма интеграции культуры средневековой Руси. Смеховая традиция в русской культуре. Особенности русского менталитета.
38. Особенности культуры российского Дальнего Востока. Культура коренных народов Дальнего Востока.
39. Генезис и своеобразие японской культуры. Адаптация к среде обитания. Островное сознание. Влияние религии на культуру Японии.
40. Особенности современной культуры. Постмодернистическая тенденция в культуре в современной культуре: падение «метанарративов», разрушение бинарных оппозиций, проблема субъекта, эклектизм и т.п.