Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Постиндустриальное общество, его культурные характеристики




Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции (слияния), стали две НТР, которые не только необычайно увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаимопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне - цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драматические военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточайшие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближение становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в таких событиях, как крушение колониальной системы, окончание «холодной войны», а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного решения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.

Противоречия мирового развития в XX в. отразились в духовной сфере, свидетельством чего может служить, в частности, широкое распространение антигуманных, по своей сути антикультурных концепций, доктрин, направлений. Однако это вовсе не дает основания для вывода о деградации культуры в целом, об отсутствии всякой перспективы в направлении духовного самоусовершенствования человечества. Действительно, появление новых отраслей творчества, усиление его диверсификации, что также связанно с достижениями НТР, вовсе не свидетельствует о забвении вечных гуманистических ценностей культуры, созданных человеком. Напротив, традиционными, а также и новыми средствами культура призвана сегодня противодействовать вполне реальным глобальным угрозам жизни на планете. При этом мы убеждены, что только в опоре на вечные гуманистические ценности человечество способно решить глобальные проблемы, такие, как в отдаленном и недавнем прошлом оно оказалось в состоянии преодолеть негативные последствия собственного развития.

XIX в. был веком формирования индустриальной цивилизации. Конец XIX - начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.

Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому. Социально-экономические факторы в любую эпоху имели важное значение для развития культуры, в свою очередь уровень развития культуры влияния на экономику, политику.

На вопрос о том, каким должно быть это взаимовлияние, ученые отвечают по-разному. Так, Макс Вебер (1864-1920) в работе «Протестантская этика и дух предпринимательства» и в других выразил свой взгляд на природу западноевропейского капитализма. Вебер доказывал, что современный развитый капитализм возник не на притоке новых денег, а в результате «приток нового духа», т. е. особой психологической настроенности людей и специфических этических правил, которые родились вместе в протестантством. С этим тезисом ученого можно согласиться.

В то же время Вебер предлагает вовсе выйти из сферы экономики и политики, что нам представляется невозможным. Поэтому необходимо рассмотреть, как осуществлялось взаимодействии взаимовлияние фактора хозяйственной сферы с иными сферами человеческих отношений, совокупность которых ипредставляет социокультурный процесс в западноевропейских странах в XX в.

Уходящее столетие было периодом существенных изменений в культурной жизни народов стран Западной Европы. Уже в последние десятилетия XIX в. на смену классическому капитализму, основанному на принципе максимально полной свободы действий хозяйственного субъекта в его стремлении увеличить прибыль (режим совершенного рынка), приходит капитализм монополистический, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования (режим несовершенного рынка). При этом принцип максимизации прибыли остался неизменным, но процесс реализации этого принципа был поставлен под контроль монополий и государства, и эпоха экономического либерализма сменилась периодом господства монополий и этатизма, которая растянулась вплоть до конца 60-х годов XX в. (Этатизм (от франц. еtat - государство) - политика государственного вмешательства в экономическую жизнь.)

Таким образом вступление западноевропейских стран в XX в. совпало с кризисом системы экономического либерализма. Это было связано с существенными изменениями в сфере материальной культуры прежде всего под влиянием феномена научно-технической революции конца XIX - начала XX вв. Новые открытия в области различных отраслей научных знаний нашли применение в технике и технологии производства, сфере повседневного быта и т. д. НТР являлась прямым продолжением бурного развития науки, технического прогресса XIX в., индустриализации производства, придания ему все более массового, стандартизированного характера. В свою очередь прогресс в индустрии сопровождался известными изменениями в области организации производства, финансово-кредитной сферы, социальной структуры общества и др. Тенденция в сторону монополизации противоречила распространенным в то время представлениям о свободном характере хозяйственной жизни, о неограниченных творческих потенциях индивида. Эти представления уходили корнями в эпоху западноевропейского Ренессанса и Просвещения.

Кризис либерализма в экономической сфере был частным, хотя и весьма важным фактором общего кризиса либерализма как мировоззренческой основы культурологических западноевропейских концепций. Главным образом это касается гуманистического представления о роли индивида, о свободе личности, демократии, возможностях научно-технического прогресса.

Культурологические концепции. Охарактеризуем наиболее яркие культурологические концепции рассматриваемого периода. Крупнейший немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) одним из первых уловил кризисные явления в западноевропейской культуре, констатировав, что она «как бы направляется к катастрофе».

По его мнению, борьба двух начал - аполлонического (критического и рационального) и дионисийского (чувственного, иррационального) в искусстве привела в XIX в. к упадку духовной жизни, к нигилизму. Нигилизм же - прямой продукт критического, рационалистического мышления. Отсюда Ницше негативно относится к науке, считая ее источником заблуждений. Воля, как основа жизни, познается лишь с помощью искусства (т. е. чувственного, иррационального). Однако на пути воли (свободы личности) стоит мораль. По мнению философа, следует освободиться от морали и прежде всего от коллективистских ее элементов, порожденных рациональным началом. Освобожденный от общественного влияния и морали сверхчеловек - идеал Ницше. Таким образом данная концепция не только затрагивает проблему двойственности научно-технического прогресса, но и отстаивает принципы индивидуализма, свободы личности, как основных ценностей цивилизованного общества.

Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в работах экзистенциалистов, полагающих, что техногенное общество приводит к уничтожению внутренней свободы человека, присущей ему от рождения.
Кризис гуманизма, принципа свободы личности, кризис буржуазной демократии ярко обнаружили себя в годы Первой мировой войны.

Некоторые взгляды Ницше получили развитие в концепции его соотечественника О. Шпенглера (1880-1936). Наиболее известный труд философа с весьма симптоматичным названием «Закат Европы (очерки морфологии мировой истории)» увидел свет в мае 1918 г. От Шпенглера ведется отсчет развития пессимистического взгляда на будущее западной культуры. В его работе обосновывается тезис об умирании западноевропейской цивилизации как результате победы техники над духовностью. При этом философ различает понятия культуры и цивилизации.

По Шпенглеру, цивилизация - последняя фаза всякой культуры, фаза умирания (по аналогии с человеческим организмом). Вдобавок, Шпенглер одним из первым подвергает сомнению европоцентристскую концепцию как универсальную для мировой культуры.
Ученый оценивает схему европоцентризма «Древний мир - Средние века - Новое время» как бессмысленную. В творчестве Шпенглера обозначилась одна из мегатенденций в культуре XX в., а именно: понимание исторической относительности культуры.

Весьма прозорливым было отношение Шпенглера к феномену формировавшегося в то время массового духовного производства цивилизации (массовой культуры), враждебного, по его мнению, культуре.

Изгнанный из Советской России в 1922 г. крупнейший русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) еще в 20-е гг., как и Шпенглер, констатировал глубочайший кризис западной культуры. В частности, он писал: «Мы живем в эпоху, аналогичную гибели античного мира... Все привычные категории мысли и формы самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего... Индивидуализм, атомизация общества, безудержная похоть жизни, неограниченный рост народонаселения и неограниченный рост потребностей, упадок веры, ослабление духовной жизни - все это привело к созданию индустриально-капиталистической системы, которая изменила весь характер человеческой жизни, весь стиль ее, оторвав жизнь человеческую от ритма природы.

Машины, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают химеры и фанатизм, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление нереальных реальностей. Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения.»

Не менее тяжелый диагноз опасного кризиса ставил для западной культуры русский эмигрант, крупнейший мыслитель П. А. Сорокин (1889-1968). Обнаруживая те же причины кризиса, Сорокин тем не менее полагал, что культура не погибнет до тех пор, пока жив человек. Критикуя пессимистов, Сорокин доказывал, что «мнимая смертная агония (имеется в виду кризис западной культуры) была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил». Рождение новой формы культуры (идеальной культуры), по Сорокину, возможно на основе бескорыстной любви и социальной солидарности.

Большую роль в анализе кризиса западной культуры сыграли концепции испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, который видел ее спасение в сохранении духовных ценностей элитарной культуры, противодействии массовой, обывательской псевдокультуре.

Известное распространение среди исследователей левой ориентации получает марксистско-ленинская концепция кризиса буржуазной культуры, основанная на принципах классового подхода- к оценке всех явлений жизни общества. В. И. Ленин (1870-1924) накануне Первой мировой войны высказал предположение о фактическом распаде каждой национальной культуры империалистических стран на «две культуры» - господствующую буржуазно- аристократическую и демократическую, которая содержит более или менее развитые социалистические элементы. По сути своей данная концепция при всех ее недостатках выявила наличие не только глубокого кризиса европейской культуры, но и рассматривала его как переход к новой форме культуры. Однако ленинская концепция кризиса носила не столько научный, аналитический характер, сколько политический - выявление противников и союзников пролетариата в будущей революции, что предопределило ее ограниченность.

Таким образом можно констатировать, что крупнейшие мыслители не сомневались в наличии глубокого кризиса, поразившего западную культуру в начале XX в. Однако они по-разному определяли причины кризиса, разными были точки зрения и на пути выхода из него.

Едва ли можно отрицать, что на вершине иерархии в системе культуры XX в. достаточно прочно находится научно-техническая сфера. Это определяется решающей ролью науки в развитии техники и технологий - прежде всего мощного источника прибыли, одного из основных путей ее максимизации в системе рыночных отношений. Кроме того, научные достижения оказали существенное влияние на развитие культуры в нашем веке, изменив место и роль техники в повседневной жизни людей. Так, за первые два десятилетия XX в. в странах Запада нашли широкое применение электрическое освещение, электро- и автомобильный транспорт, бытовые электроприборы, средства связи, звукозапись, печать, фотография, кино и т.д.

Однако нельзя не согласиться с утверждением о том, что «если техника - законное достояние всей культуры, каждый народ в той или иной степени создал соответствующие своим возможностям и потребностям технические средства, то только - западноевропейская культура обогатила себя культом техники».

Как мы уже видели, многие крупнейшие мыслители отмечали этот факт, напрямую связывая технократизм, сциентистско-прагматический тип культуры с кризисом западноевропейской цивилизации.
(Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - абсолютизация роли науки в истеме культуры, в духовной жизни общества.)

Это доказывают, в частности, защитники культа техники, среди которых одним из первых был французский философ Анри Бергсон (1859-1941), кстати, удостоенный в 1927 г. Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Среди его последователей можно выделить Э. Жадна, А. Дюбуа-Реймона, Ф. Дауэсса и многих других, внесших значительный вклад в формирование западноевропейского культа техники в первой половине нашего столетия.

13.2. Основные направления научно-технического прогресса в XX веке.

К рубежу XIX-XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали, помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Она связана прежде всего с именами М.Планка (1858-1947) и А.Эйнштейна (1879-1955).
  Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в облсти микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.
   

Достижения научной мысли конца XIX-начала XX вв. послужили основой технической революции, происшедшей в этот период, она получила название второй научно-технической революции (НТР).

Выдающиеся изобретатели второй НТР: Э.В.Сименс (динамомашина), Т.Эдисон (современный генератор), Ч.Парсонс (паровая турбина), Г.Даймлер и К.Бенц (двигатель внутреннего сгорания), Р.Дизель (двигатель внутреннего сгорания с большим КПД), А.Н.Лодыгин (лампа накаливания), П.Н.Яблочков ("электрическая свеча"). Т.Эдисон и Д.Юз (микрофон), А.Б.Строуджер (автоматическая телефонная станция), А.С.Попов (радио), Г.Маркони (передача электрических импульсов без проводов), Дж.А.Флеминг (диод), Г.Бессемер, П.Мартен, С.Томас (новые способы выплавки стали), Г.Даймлер и К.Бенц (автомобили), Дж.Дэнлоп (резиновые шины), Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, Н.Е.Жуковский - вопросы воздухоплавания, А.Ф.Можайский, К.Адер - самолетостроение с паровым двигателем, Дж.Хайетт (целлулоид) и многие другие.

Сердцевиной второй НТР стала энергетика - изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания, что предопределило переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. Переворот в энергетике, изобретение способа передачи электричества на дальние расстояния обусловили рождение новых видов транспорта - автомобиля, самолета, электровоза, тепловоза, трамвая.

Автомобиль и самолет не только революционизировали транспорт, но дали толчок к преобразованию всех смежных отраслей - металлургии, машиностроении, химии. Были изобретены новые способы выплавки стали, получило развитие производство разнообразных видов качественных сталей, двинулось вперед производство цветных металлов.

Вторая НТР знаменовала быстрое развитие новых средств связи - телеграфа, телефона, радио, что сыграло огромную роль в распространении информации во всем мире.

Массовое производство катализаторов, красителей, лекарств, минеральных удобрений было итогом прогресса в химической промышленности.

Свершился технологический переворот в сельсокм хозяйстве, где широкое применение нашли химические удобрения, машины (тракторы и другие сельскохозяйственные машины). В результате значительно выросла урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, производительность труда, благодаря чему этот сектор экономики высвободил значителную массу рабочих рук, необходимых для индустрии. Ведущие страны мира перешли к промышленному (индустриальному) типу занятости.

Достижения науки и техники стали основой очередной военно-технической революции. В конце XIX - начале ХХ вв. появились военная авиация и танки, были созданы мощные военно-морские суда (броненосцы, дредноуты), автоматическое артиллерийское оружие, изобретены новые взрывчатые вещества, отравляющие газы, широко стала использоваться радиосвязь. Известно, что в этот период ведущие страны мира усилили гонку вооружения, подготовив материально-техническую базу для Первой, а затем и Второй мировой войн.

На стадии завершения Второй мировой войны началась третья научно-техническая (научно-технологическая) революция. Она связана с кардинальными изменениями в области производительных сил в связи с развитием атомной энергетики, космонавтики, вычислительной техники, биотехнологии, производства новых конструкционных материалов.

Следует отметить, что пока нет общепризнанной периодизации этой НТР. Мы выделяем в развитии третьей НТР два этапа: 1) с середины 40-х гг до середины 60-х гг.; 2) с середины 60-х гг. до настоящего времени. Границей между этими этапами принято создание и внедрение в систему хозяйства ведущих стран ЭВМ четвертого поколения.

Изобретения первого этапа включали телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, ракеты, атомную бомбу, синтетические волокна, водородную бомбу, искусственные спутники Земли, реактивную авиацию, электроэнергетические установки на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы.

В 1942 г. итальянский ученый Э.Ферми (1901-1954) построил ядерный реактор, в котором осуществлялась управляемая ядерная реакция. Первая атомная бомба была создана под руководством американского физика Р.Оппенгеймера (1904-1967). Первая атомная бомба в 1945 г. была сброшена на японские города Хиросима и Нагасаки.

Система для обнаружения тел с помощью радиоволн - радар, создана шотландским физиком Р.У.Уаттом (1892-1973). Построенная им в 1935 г. радарная установка была способна обнаружить самолет на расстоянии 64 км. Эта система сыграла большую роль в защите Англии от налетов немецкой авиации в годы Второй мировой войны.

Первый пуск ракеты большой дальности "Фау-2", созданной В.фон Брауном (1912-1977), был проведен в 1942 г. Скорость "Фау-2" в несколько раз превышала скорость звука. Дальность полета составляла 320 км, а сейчас некоторые ракеты достигают дальности полета 9600 км.

Лазер - оптический квантовый генератор. В переводе "лазер" означает "усиление света в результате вынужденного излучения". Сначала лазеры применяли в промышленности для сверления, сварки и гравировки. В настоящее время их используют даже в хирургических операциях. Теория лазера разработана в 1958 г. американскими физиками Ч.Таунсом и А.Шелау. Первый лазер был создан в 1960 г. Т.Мэйменом.

На основе разработанной в 1918 г. французскими учеными во главе с П.Ланжевеном (1872-1946) сонар-системы звуковой локации (посылает звуковые волны, и любой объект, встретившийся на пути, отражает их) в 50-е гг.ХХ вв. шотландский врач Ян Дональд создал метод для исследования внутренних органов человека и даже зародыша человека в утробе матери. Этот процесс назвали ультразвуковой диагностикой.

Один из первых компьютеров ENIAC (электронный числовой интегратор и калькулятор) разработали Дж.Мочли (1907-1980) и Дж.Еккарт для армии США. По сравнению с современными ЭВМ он был очень громоздким - занимал целый зал и выполнял гораздо меньше операций. Технологии ЭВМ постепенно совершенстовались, а их возможности увеличивались.

В 1964 г. американская компания IBM выпустила первый текстовой компьютер. В 1978 г. американская компания "Квикс" создала компьютер, использующий для записи текста магнитные диски. В 80-е гг. персоанльные компьютеры со специальными программами начали вытеснять пишущие машины.

На втором этапе этой НТР были изобретены микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология, сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

Ядром этого этапа НТР стал синтез трех базовых научно-технических направлений: микроэлектроники, биотехнологии, информатики. Именно они отражают фундаментальные достижения квантовой физики, молекулярной биологии, кибернетики и теории информации.

В конце ХХ в. завершается век железа, которое было основным конструкционным материалом почти три тысячелетия. Благодаря достижениями НТР ХХ в. человечество уже может отдать приоритет материалам, обладающим заданными свойствами, - композитам, керамике, пластмассам и синтетическим смолам, изделиям из металлических порошков.

В конце ХХ в. интенсивно формируется постиндустриальная цивилизация. Подлинный переворот осуществляется в технике связи и транспорта. Нашли широкое применение волоконно-оптическая связь (линии связи), космическая связь (спутниковая), факсимильная, сотовая.

Одним из величайших достижений ХХ в. ученые признают создание модели ДНК. Биология, особенно молекулярная, к середине ХХ в. выдвинулась на одно из первых мест в естествознании.

В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс харктерен для всех областей знания.

13.3. Неореализм и авангардизм - основные тенденции развития искусства ХХ в.

Западная культура.XX века - это фактически культура трех самостоятельных "эпох": "прекрасной эпохи" первых двенадцати лет столетия ("Бель эпок"), эпохи "потерянного поколения" между двумя мировыми войнами и послевоенного (после Второй мировoй войны 1939-1945) мирного пятидecятилетия.
Это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные, музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники. Вместе с тем это эпоха, породившая мощнейшую антикультуру, мифологизировавшая историю и заставившая миллионы, людей на протяжении десятилетий жить в условиях мифической неподлинности.

Сложность и противоречивость форм бытия потребовали сложной интегральности форм культуры, это бытие осмысливающих и переживающих, поставив на первое и особое место среди этих форм философию.

XX век начался в Европе блестящим двенадцатилетием расцвета культуры, получившим на- звание "Бэль эпок". Интеллектуальное и художественное творчество, живое и блестящее, развивалось в соответствии с общей эйфорией, вызванной успехами научно-технической революции: первые успехи кинематографа, первые полеты авиаторов, Всемирная выставка в Париже 1900 г. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве.

Это набизм, представителями которого были П. Боннар, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзье и др., объединившиеся в 1888 г. в кружок, когда ни одному из них не было еще 20 лет, и поставившие целью быть "пророками" в вопросах искусства. Отсюда - название "набизм", что по-еврейски и значит "пророк". Основателем этого направления считается Серюзье. Вместе с Дени он был теоретиком сообщества и написал даже маленькое пособие, озаглавленное "АБС живописи". Подчеркивая первичную роль натуры, Серюзье тут же оговаривается, что главное состоит в организующей роли художника, вносящего в картину пропорции, основанные "... на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их корнях". Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм, связанный как с философскими, так и с теософскими доктринами. Число три означает у набистов Бога, творца, число четыре - "равновесие материи", число семь "выражает единство Творца и творения, три плюс четыре. Оно стерильно, потому что является числом осуществленного творения". Приведенная цитата из учебника набистов заставляет вспомнить о Союзе пифагорейцев в античности, у которых также существовала мистика чисел.

Вместе с тем в философии набизма был заключен глубокий смысл: попытка преодолеть господствовавшее в обществе противопоставление математики - искусству, подобное противопоставлению религии - науке. Это была попытка, как говорили сами набисты, связать искусство с космосом через введение в него (в искусство) математических пропорций.

Набизм фактически явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX столетия.

Следующим направлением века был фовизм. Это название живописи нескольких молодых художников, таких, как А. Матисс, Р. Дюфи и др., получила от критика Луки Вокселя после парижской выставки их произведений в 1905 г. за эмоциональную силу и стихийную динамику, отличавшую работы этих художников.

Из всей группы (Фламинк, Ж. Руо, Ван Донген, А. Марке, А. Матисс, Р. Дюфи и др.) самым талантливым оказался Анри Матисс (1859-1954), олицетворявший, наряду с Пикассо, европейскую живопись XX столетия. Трудно охарактеризовать в нескольких словах такое богатство, как творчество А. Матисса. Главное, что видят в Матиссе специалисты - это его постоянная воля и обновление, и "легкость его волшебной руки". Вместе с тем неоднократно отмечалось, что даже самым "легким", по видимости, его работам всегда предшествовали многочисленные подготовительные этюды. Говорят, что у Матисса нет "сюжетной повествовательности", но каждому - свое. Да, Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости. И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Его технические и стилистические поиски, и в этом еще одна особенность его творчества, всегда были на службе поэтики. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм, явление исключительное в современной живописи, который нельзя увидеть в трагизме Руо, лихорадочном напряжении Пикассо, лиризме Кандинского. Достаточно сравнить прекрасные картины набистов (Дени "Музы", ".Завтрак в Пулдю", Боннара "Весталка") с нарочито блеклыми красками, вызывающими космические ассоциации, с ослепительными натюрмортами Матисса, чтобы понять правоту Арагона, написавшего, что такие художники, словно "открытое окно во мраке жизни, по ним молодые люди составляют представление о солнце".

Еще одно направление в живописи вызывало у зрителей в начале века большой интерес - кубизм, первыми художниками которого были П. Сезанн и П. Пикассо (1881-1973), Ф. Леже (1881- 1955), - на их полотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность и отныне считают своей задачей своими полотнами поднимать не проблемы действительности, а проблемы самой живописи, самой культуры, которая по тем или иным причинам заходила в тупик, оказывалась в кризисе. Вот и кубисты считали глубинным содержанием живописи идеи. Они понимали их как реальность, существующую в сознании художника. В отличие от ощущений, на которые ориентировались импрессионисты, идеи, их содержание ирреально, а иногда и невероятно. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Он освобождает содержание произведения от предметных образов и заменяет их геометрическими абстракциями. Для кубиста реальным событием является мышление, происходящее в творце или зрителе, сам же изображаемый цилиндр - предмет ирреальный. Телесные формы в работах кубистов заменяются геометрическими, вымышленными образами, связанными с действительностью только метафорически. Начиная с Сезанна, художники изображают идеи. Это важнейшая характеристика нового искусства XX в. Произведения отныне создаются не как ответ на требования рынка, а как ответ на требования культуры.

Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. И потому в его работах, посвященных униженным и оскорбленным ("Семья акробатов с обезьяной", "Семья жонглеров", "Мать и сын", "Актер" и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли, элегантно расположенные в их манерной жалости. Современному молодому человеку очень важно понимать творчество Пикассо не только потому, что оно определило характер европейского искусства XX в., но еще и потому, что, развиваясь на протяжении семи десятилетий, с начала века и практически до его завершения, оно было катализатором и рефлектором его философских и эстетических идей, рефлексией гениального художника по поводу изломов и противоречий этого негуманного века.

Другими, в свое время, громкими направлениями в европейской живописи были дадаизм и сюрреализм.
Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г. Автором термина "дадаизм" (от слова дада - детский лепет) был Т. Тзара, а первыми дадаистами - А. Бретон, М. Дюшан, сам Т. Тзара. С перемещением дадаистов в Париж к ним примкнули художники X. Миро, Ф. Пикабия и поэты Л. Арагон и П. Элюар. Сами сторонники движения считали его лишенным логики хаотичным направлением. Свое искусство дадаисты считали средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира.

Дадаизм просуществовал до 1922 г. а затем на его почве возник сюрреализм, принципы которого сформулировал А. Бретон в "Манифесте сюрреализма", а термин придумал поэт Г. Аполлинер. Возникнув в литературе, сюрреализм перешел затем в живопись, театр и кино.

Наибольшее распространение сюрреализм приобрел в живописи, поскольку наглядность, возможность расчленения и монтажа, броская эффектность сочленения противоположных предметов давали ей преимущество по сравнению с другими видами культуры.

Источником своего творчества "сверхреалисты" провозгласили сферу бессознательного и сновидений. Главными художниками-сюрреалистами были С. Дали, Г. Арп, X. Миро, И. Танги, М. Эрнст.
Сюрреализм - это не просто творческий метод одного из видов искусства, это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно длительный период стать методологией всей европейской культуры.

В основе методологии сюрреализма лежит интуитивизм Бергсона, психоанализ Фрейда, герменевтические принципы Дильтея. Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творческий акт, который, в свою очередь, допускает "соединение несоединимого", "правило несоответствия", "свободные ассоциации". Нужно "расстроить" мир, ломая его предполагаемую связность, чтобы пробудить разум к "высшей реальности", к сверхреальности. Скандал и святотатство являются самой сущностью сюрреализма.

Художник-сюрреалист в качестве отправного пункта акта своего творчества выбирает образы внешнего мира. И чем с большим реализмом и точностью будут воспроизведены эти предметы, тем более необычными покажутся произвольные комбинации, которые будут из них сделаны и тем более решительным и разрушительным будет удар, который художник нанесет по этому внешнему миру. Отсюда становятся понятными скрупулезность и фотографическая точность полотен С. Дали (1904-1989), а также тот шок, который они порождают, и вызываемая ими безысходная тоска. Эти комбинации образов позволяют художникам исчерпать все ресурсы своего воображения. Но наряду с реальными образами имеются другие: возникшие из иррационального мира бессознательного. Это примитивные и рудиментарные формы привлекательного цвета, которые X. Миро (1893-1983) запускает в воображаемое пространство, это волнующие зародыши жизни, гибкие и волнообразные, плавающие в ирреальном молочном цвете полотен Ива Танги (1900-1955); это круглые и прочные рельефы одного из основоположников дадаизма X. Арпа (1887-1966); это "элементарные", трагические сражения А. Массона (1896-1987). Поэтический бред выходит за рамки простой игры или фарса, новый свет освещает все эти апокалипсисы: призрачный отблеск мертвых светил. Этот "свет кошмара" и создает необычность полотен М. Эрнста (1891- 1976).

Из других направлений живописи следует отметить абстракционизм и экспрессионизм.
Успеху абстрактного искусства (абстракционизма), безусловно, способствовала коммерциализация живописи, но сказались также и другие причины: известный снобизм, потребность в нефигуративной декоративности. Абстракционизм явился завершением экспериментального демарша, начатого кубистами и сюрреалистами. Последние до конца исчерпали изучение реального, на смену которого пришли чертежи голландца П. Мондриана (1872-1944), одного из первых абстракционистов, полагавшего, что чистые геометрические формы - это и есть подлинная красота.

Несколько иное понимание освобождения от реальной формы встречаем в работах русского художника В. Кандинского (1866- 1944), создавшего в 1910 г. первую абстрактную акварель. Эта акварель была выражением освобождения от сюжета, от всех случайностей внешнего мира, от всех внешних случайностей вообще, красочным и музыкальным выражением собственного внутреннего ритма, и, как писали об этой картине, "невыразимым посланием скрытого космоса". Специалисты называют живопись абстракционизма "метафизической", "сбивающей с толку", "непостижимой".

Со временем абстрактное искусство превратилось в универсальный язык, а для некоторых оно стало продолжением спонтанных инстинктивных жестов, что привело таких абстракционистов, как Гартунг и Матье, к созданию в живописи своеобразных каллиграфических символов. Для других оно явилось духовным опытом, посредством которого обнаружился тупик. Показательно в этом отношении самоубийство в 1955 г. абстракциониста В. де Сталя, произведения которого выражали состояние жуткой неуверенности от пребывания в мире, ставили вопросы, на которые нет ответов, были рефлексией над чем-то беспокойным, раздирающим душу и, в конечном счете, уничтожающим.

Абстракционизм был своеобразной попыткой средствами живописи выразить идеи философии экзистенциализма.

Близкую к абстракционизму позицию занимали сторонники экспрессионизма. Это крупнейшее течение европейской живописи первых трех десятилетий XX в. Неопределенность мировоззренческой и художественной программы обусловила своеобразный плюрализм экспрессионизма. Свойственная ему эмоциональная острота проявилась в творчестве таких французских экспрессионистов, как Ж. Руо, М. Громер, А. Маршан, Б. Бюффе. Как и некоторые другие течения модернизма в европейской живописи, экспрессионизм был порождением последствий Первой мировой войны, открывшей миру ее жестокость и сориентировавшей многих художников на выражение в своих работах ужаса, который война породила в их сердцах.

Экспрессионисты стремятся исказить или преувеличить естественную внешность с целью отражения внутреннего мира (яркий пример - картина норвежского художника Э. Мунка "Крики").

13.4. Постмодернизм в культуре ХХ века

Постмодернизм стоит в ряду течений, описывающих уникальность нашего переживания ситуации конца XX в, все сумму культурные настроения, философскую оценку последних тенденций в развитии культуры.

Постмодернизм означает «после модернизма», т. е. показывает преемственность и вполне определенное отношение к модернистским тенденциям в культуре. Течение постмодернизма складывалось в конце 60-х г., в эпоху культурного кризиса в США. В целом, постмодернизм — это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексиру-юшегоума.

Подлинный мир постмодернизма — лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла. Законом, определяющим отношение человека к миру, должен стать закон иерархии допустимого, суть которого состоит в мгновенном объяснении истины на основе интуиции, которая возводится в ранг основного принципа этики. Окончательное свое слово постмодернизм еще не сказал.

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка;
— сближение и сращивание различных художественный направлений;
— «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа. Характерными чертами постмодернизма являются
— ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу» и на «элиту»);
— существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);
— стилевой плюрализм;
— широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
— иронизирование над художественными традициями прошлых культур;
— использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в до-постмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от художественного произведения» к «художественной конструкции»

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др.

В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений

— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— формирование достойного качества жизни людей;
— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.

Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.

 

Глава 14. Культура древней и средневековой Руси (9-17 вв).

- Языческая культура древних славян

- Культура Киевской Руси (9-11 вв.)

- Культура Киевской Руси (9-11 вв.)

- Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия

- Русская культура второй половины 15-16 вв.

- Русская культура в 17 веке

14.1. Языческая культура древних славян

Религия

Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" - условный, и его используют для обозначения многообразного круга явлений, таких как магия, тотемизм, анимизм и т.д., Которые входят в понятия ранних форм религии. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" выделил три основных этапа развития славянского язычества. На перовм славяне поклонялись добрым и злым духам, управляющим стихиями. Это был "дуалистический анимизм" глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные и растения имеют бессмертную душу. грозы.

На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению историков, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем, грозой, от него зависел урожай. Он давал жизнь всему живому. Отсюда целый рад понятий - народ, природа, родня и т.д. На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом

Кроме упомянутых, у славян существовало множество других божеств. Это Сварог, Даждьбог, Ярило, Стрибог. Особенно выделялся Велес - покровитель скота и бог богатства, а в дружинной среде он считался богом музыки и песен.

Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам, в том числе человеческие.

Князь Владимир попытался реформировать язычество, отдав первенство Перуну, создав киевский пантеон и возобновив человеческие жертвы. Но попытка создать религиозную систему на базе язычества, не учитывая социально-политические изменения, не увенчалась успехом.

Фольклор

Языческая культура нашла свое художественное выражение в народном творчестве, фольклоре, прикладном искусстве и т.д. Заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, свадебные и обрядовые песни отражали древнейший быт.

Особое место в устном народном творчестве занимали былины. Они рассказывали о городе Киеве, Владимире Красно Солнышко, богатырях русских, отражая нравственные идеалы народа, черты древнего быта и события повседневной жизни.

Письменность

Большиснтво ученых считают, что тексты древнеславянских священных песен и мифов погибли после христианизации Руси. Даже знаменитую Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позднее 9 века, считают подделкой. Но подделать ее также невозможно, как заново создать Ригведу или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян, описывает судьбу различных племен, показывает древнейшую историю наших предков. Согласно этой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива - детей Сварога - следует считать основателями Киева и мифическими прародителями русского народа.

До последнего времени считалось, что славяне до принятия христианства не имели своей письменности. Но по мнению ряда историков, Кирилл (827-869) и Мефодий (ок.815-885) были не столько создателями, а лишь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите и использованной в записях Велесовой книги. Кроме того, славяне имели так называемую узелковую письменность. Знаки завязывались на нитях и заматывались в книги-клубки.

До сих пор мы говорим "узелки на память" или "нить повествования", а Баба-Яга является типичной языческой жрицей, хранительницей "библиотеки клубков" в берестяных коробках. Эта сложная узелковая пиьсменность не могла соперничать с простой и совершенной системой письма, основанной на кириллице, и постепенно была забыта после принятия христианства на Руси.

14.2. Принятие христианства, его влияние на русскую культуру

Важнейшим событием культурной жизни Киевской Руси является принятие христианства. Согласно летописи, князь Владимир в 988 г. оказался перед выбором какую из имеющихся религий выбрать. Русь приняла крещение от Византии и это определило ее вхождение в систему взаимоотношений, сложившихся на православном Востоке.

Безусловно, христианизация Руси не могла быть единовременным событием. Этот процесс начался значительно ранее и был завершен реформами Владимира. Формально Русь стала христинаской. Погасли погребальные огни, но еще долго в деревнях справляли языческие праздники, и я зычество постепенно уступало и сливалось с христианством.

Фактором, подготовившим принятие христианства Русью, стало создание Кириллом и Мефодием во второй полвине 9 столетия славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Кириллица получила на Руси наибольшее распространение. Принятие православяи способствовало распространению письменности. Грамотность была известна не только среди феодалов и служителей культа, но и среди простых граждан.

С введением новой религии Русь окончательно определила свое вхождение в общеевропейский историко-культурный ландшафт. Христианство с его монотеизмом, иерархией святых, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало существующему строю и способствовало централизации и укреплению русской государственности. Религия оказала цементирующее воздействие на процесс формирования древнерусской народности.

14.3. Культура Киевской Руси (9-11 вв.)

Письменность. Просвещение.

После принятия христианства просиходит быстрый подъем древнерусской культуры. Исключительно плодовторным было влияние церкви на культурное строительство. Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской пиьсменности и для выработки древнерусского литературного языка.

Центрами древнерусского провсещения стали монастыри, и особенно Киево-Печерский монастырь, где иноки собирали, переписывали и переводили с греческого самые разнообразные книги. Это были книги Священного Писания, различные собрники, поучения, сказания, жития святых. В Печерском монастыре возникло русское летописание. Првым летописцем был Нестор, живший во воторой половине 11 века. Его преемники на протяжении столетий записывали наиболее важные события, сохранив для потомков разнообразные исторические события.В монастырях собирались и большие библиотеки рукописных книг.

Грамотность была довольно широко распространена в Киевской Руси. Действовали светские, городские, церковные и монастырские школы. Имелись и высшие школы. Это были учебные завеения при монастырях, например, при Софийском соборе в Киеве. В Высших школах наряду с церковной литературой изучались исторические, географические, философские и естественнонаучные труды. В аристократической среде широко изучались иностранные языки.

Литература.

Вместе с ростом грамотности происходит быстрый подъем и древнерусской литературы. До нашего времени дошло более 150 рукописных книг 11--12 веков. Одной из таких книг является "Слово о о законе и благодати", написанное Иларионом, где автор проводит главную мысль о равноправии всех христианских народов, независимо от времени их крещения.

Выдающимися памятниками древнерусской литературы является "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве". Знаменитый русский летописец попытался выяснить вопрос о происхождении русского народа и Русского государства, связывая его с историей всего человечества.

"Слово о полку Игореве" было создано в конце 12 столетия неизвестным древнерусским поэтом, который рассказывает о неудачном походе новгородсеверского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Поэт понимает, что причины неудачи кроются в раздробленности Руси. ОН видит спасение Родины в сохранении единства русского народа. Это произведение написано образным и живым языком, исполнено своеобразными художественно-изобразительными приемами и наполнено патриотическим пафосом. Высокое художественное мастерство "Слова" ставит это произведение в ряд величайших памятников мировой культуры.

Архитектура

Принятие христианства на Руси способствовало не только развитию литературы, но и положило начало русскому искусству и прежде всего - храмовой архитектуре и храмовой живописи. Церкви на Руси строились во множестве, и древние зодчие умели выбирать прекрасные места для храмов.

С принятием христианства в качестве образца был заимстован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого делился рядами опорных столбов на продольные частие - нефы, а четыре центральных столба соединялись арками, которые через паруса поддерживали световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

В развитии техники каменного строительства главную роль играла византийская школа. Об облике первого известного каменного храма - церкви Успения Богородицы - можно судить по остаткам фундамента и письменным источникам. В 1037 г. Ярославом Мудрым был заложен каменный Софийский собор в Киеве, пятиапсидный, 13-купольный. Современный вид собора - результат его перестройки в 17 в. в стиле украинского барокко.

После завершения строительства Софийского собора в Киеве строители соорудили Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, в общих чертах повторивших схему Киевского храма.
Хотя каменное строительство на Руси в 10-11 вв. влось главным образом византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских.

Живопись

В ряжу изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев. Росписи храмов передавали основные положения христианского вероучения и служили своеобразным "евангелием для неграмотных". Мозаики покрывали наиболее важные части храма - центральный купол, алтарь. Остальная часть храма украшалась фресками.

Икона - классическая форма средневекового искусства для Руси. Иконы писались на липовых и сосновых досках, которые покрывались левкасом - тонким слоем гипса, на который наносился контур рисунка. Краски иконописцев, растертые на яичном желтке, отличались яркостью и прочностью.

Одним из первых русских иконописцев был монах Киево-Печерской лавры Алимпий, который учился у греческих мастеров. Работы в большинстве случаев до нас не дошли. Русские иконы имели уже в то время своеобразный художественный язык. Примером является шедевр древнерусской иконописи "Ангел златые власы" (12 в), где в отличие от суровых ангелов византийской школы, показана просветленная грусть и доброта. В самом стиле иконы сквозит умиротворение и жизнеутверждающее видение мира.

14.4. Культура периода феодальной разробленности и татаро-монгольского нашествия (12-14 вв.)

В данном периоде выделяются два этапа. Первый - с 1240 г. и до середины 14 в., который характеризуется заметным упадком во всех областях культуры. Это связано с монголо-татарским нашествием и одновременной экспансией немецких, шведских, литовских, польских и венгерских феодалов. Второй период - вторая половина 14-15 вв. Он отмечен подъемом национального самосознания и возрождением русской культуры. В результате иноземного вторжения центр общественно-политической и культурной жизни сместился на северо-восток, где постепенно устанавливалась гегемония Москвы.

Монголо-татарское завоевание нанесло страшный удар ослабленной междоусобицей Руси. Города были сожжены и ограблены. Мастера искусства и ремесел погибли в сражениях или были уведены в плен. Первые пять-десять лет после монгольского вторжения русское искусство находилос ь как бы в состоянии шока.

В обстановке опустошения главное значение приобрело деревянное строительство, но от этого периода памятников почти не сохранилось. Сильный удар захватчики нанесли и по ремеслам. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, резьба по камню, стеклоделие приостановились в своем развитии на долгое время. Культурные связи русских земель с Византей и другими странами заглохли.

Только в Пскове и Новгороде, избежавших разорения, растущие торгово-ремесленные силы продолжали работать. Известными фактом является вклад в 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра деревянного резного креста (так называемый Людогощинский), который представлял прекрасный образец резьбы по дереву, где сочетались крупные детали с мелкими и орнаментом плоской резьбы по всей поверхности.

Однако, постепенно преодолевая феодальную раздробленность, русские земли концентрировались вокруг Москвы, подготавливая процесс объединения в единое независимое государство. Вместе с позитивными политическими процессами и шло возрождение русской культуры.

Просвещение. Литература

Несмотря на огромную тяжесть монголо-татарского ига в 14-15 вв., на Руси развивалось просвещение и книжное дело. В эту средневековую эпоху распространение грамотности и знаний шло разными путями: в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и деревне. Судя по житийной литературе обучение детей начиналось в возрасте 7 лет, сначала их обучали чтению, а затем письму. Многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде говорят о том, что русские горожане были достаточно образованы и использовали свои знания в деловой практике и в быту.

Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги. Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн. Выдающимся памятником литературы и географических описаний является "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русской Земли" и ряд других. Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме. Это произведения о победе на Куликовом поле, "Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина" и др.

Архитектура

После монголо-татарского разорения русская архитектура только с конца 13 века начала создавать все заново. Строительство сосредоточилось на северо-западе и во Владимирской земле, включая Москву. Географическое положение Пскова обусловило развитие здесь оборонного зодчества. В 14-15 вв. возведены каменные стены псковского детинца, крепость Изборск. Храмы строились небольших размеров из мелкого камня и затем их белили.

Первые каменные постройки в Московском кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже 13-14 вв. Успешно возводится белокаменный Кремль, а затем были заложены несколько каменных храмов - соборы Чудова и Симонова монастырей в Москве, Успенский в Коломне и др. После победы на Куликовом поле каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и Звенигороде, Дмитрове, Можайске.

Живопись

Живопись второй половины 13-15 вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси. Изоляция от Византии и разобщенность русских земель подтолкнули к росту областных тенденций в искусстве. Появились новгородская, ростовская, тверская, псковская, московская и вологодская школы живописи. 14 век - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек (1340 - после 1405), приехавший на Русь в 70-е годы 14 столетия. Он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично. По сохранившимся фрагментам можно судить о живописной манере мастера: широкие удары кисти, уверенно положенные блики, преобладание красно-коричневых и желтых охр.

По своему московская школа живописи не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная традиция, что позволило избежать простого подражания великому мастеру. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Наиболее достоверным творением Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора. Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают деисусу собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.

Иконостас Благовещенского собора - древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. До этого времени алтарь в русских и византийских храмах отделялся от молящихся невысокой преградой. Новый иконостас, в становлении которого большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стену из нескольких рядов икон. В 16 в. композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады для икон.

Первые семь икон праздничного иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (1360-1430), достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона "Троица", просиходящая из Троицкого собора Троице-Сергиевой монастыря, была написана в 10-е или 20-е годы 15 в. Три ангела - это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы - едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таки образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества.

В 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора в Звенигороде были найдены три рублевские иконы. "Архангел Михаил" воплощает идеальную красоту юности, "Апостол Павел" - образ высокой духовной силы, а "Спас" - скорбен и светел.

Таким образом, в 14-15 вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, объединение вокруг Москвы шло формирование великорусской народности и зарождение общерусской культуры.

14.5. Русская культура второй половины 15-16 вв.

На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство и, особенно, литейное дело. Выделялись отливка пушек и колоколов, ткачество, гончарное дело и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.

В Москве открылся пушечный двор. Знаменитым литейщиком 16 века был Андрей Чохов, автор знаменитой "Царь-пушки". Вскоре была организована Оружейная палата, ведавшая изготовлением и хранением ценного оружия и государственных регалий.

Просвещение

Хозяйственные и политические достижения Руси этого времени оказали заметное влияние на повышения уровня грамотности и просвещения. Центром распространения грамотности были монастыри и города. Грамоте обучали в частных школах в основном священники и дьячки. Свидетельством довольно широкого распространения грамотности среди городского населения являются новгородские берестяные грамоты.
  Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". Всего до конца 16 в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания.  
     

Архитектура

Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии, которая в то время была передовой страной Европы.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту. Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными.

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.

В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (домовая церковь великих князей) и церковь Ризположения.

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. Архангельский собор был храмом-усыпальницей, куда перенесли гробницы всех великих князей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех великих моск





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 988 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2154 - | 2045 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.