Одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочного обучения является написание рефератов (контрольных работ).
Последовательность работы над рефератом (контрольной работой) следующая:
-выбор темы;
-отбор литературы;
-изучение литературы;
-составление плана, написание текста реферата;
-оформление реферата.
Тема выбирается студентом из предложенного списка, или же формулируется самостоятельно. В случае сомнений в выборе темы или же её формулировки студент может предварительно проконсультироваться с преподавателем, который поможет также подобрать и соответствующую литературу по выбранной теме.
Название реферата должно по возможности быть кратким и точно соответствовать его содержанию.
Основному тексту реферата должен обязательно предшествовать план (или содержание): включающее введение основную часть (минимум из пяти основных параграфов), и заключение (выводы), а также список литературы. План лучше всего оформлять в виде оглавления, с указанием страниц.
В списке литературы должно быть минимум три наименования использованной литературы.
Реферат должен быть оформлен в соответствии с существующим стандартом; в тексте не должно быть грамматических, стилистических, синтаксических и логических ошибок. Готовый реферат должен быть сброшюрован, страницы – пронумерованы по порядку (от титульного листа до последней страницы со списком литературы).
Автор реферата анализирует и систематизирует изученный материал, выявляет узловые вопросы темы, чётко и последовательно раскрывает их, а также даёт свою оценку различных точек зрения на рассматриваемую проблему, высказывает собственное мнение или даёт аргументацию в пользу той или иной позиции или подхода к рассмотрению проблемы, который представляется автору реферата наиболее приемлемым.
Объём реферата должен составлять 15-20 рукописных, или около 15-18 печатных страниц.
Структура содержания реферата
1. Введение............................................................. 2
2. Глава 1. (название главы)................................. 3
3. Глава 2. (название главы)………………………....
4. Заключение..........................................................
5. Библиографический список.............................. …
6. Приложение А, Б… (но не более 50 % от общего объема текста реферата).
Требования к содержанию и оформлению реферата.
Реферат – это научно-исследовательская работа студента по конкретной исторической проблеме. В реферате автор научно обосновывает, кратко раскрывает, анализирует и делает вывод по сути проведенного исследования. Реферат содержит аргументы, высказывания, факты, ссылки на источники, комментарий и разъясняя, рассматриваемые в определенной хронологической последовательности.
Титульный лист и весь текст реферата оформляется машинописным шрифт № 14, за исключением слова РЕФЕРАТ, которое пишется заглавными буквами и выделяется жирным шрифтом № 16. Тема реферата и ее название пишется жирным шрифтом № 14. Внизу титульного листа указывается место издания реферата – Санкт-Петербург, цифрами обозначается год издания, слово год не пишется. На титульном листе автор и научный руководитель ставят подписи и даты выполнения и проверки реферата, а также научный руководитель указывает замечания и ставит оценку автору за выполнение научно-исследовательской работы. Текст реферата печатается через 1 интервала, ссылки обозначаются постранично через 1 интервал, шрифт ссылок № 12. Параметры страниц: от края листа – верхнего 1,5 см., нижнего 1,5 см., левого 2,5 см., правого 1 см, отступ абзаца текста 0,5. Нумерация начинается со 2-й страницы (Содержание), внизу с права (сквозная). Реферат вкладывается в папку и представляется в установленный срок для проверки преподавателю.
Введение, Глава (каждая), Заключение, Библиографический список и Приложения № 1, № 2…начитаются с новой страницы.
Во введении, автор раскрывает актуальность и значимость темы научного исследования. (Объем текста одна страница).
Структура глав реферата (реферат содержит не более 2-х глав): название главы печатается жирным шрифтом, на новой странице. В каждой главе автор на основе конкретных фактов, цифры, примеров и используемых источников делает научный анализ, раскрывает определения понятий, называет фамилии действующих лиц. В конце каждой главы автор обязан сделать вывод. Текстовая часть главы содержит постраничные ссылки на источник. Ссылки оформляются в виде сносок, нумерация сквозная, шрифт № 12. (Объем Главы 5-8 печатных страниц).
Заключение, содержит общий вывод по теме реферата. Вывод должен быть кратким, раскрывать суть проблемы и носить рекомендательный характер (Объем одна страница).
Библиографический список, содержит не менее 5 и не более 10 основных источников. Источники оформляются с указанием фамилии автора (авторов), их инициалов, названия источника, названия издательства года и места издания, а также количества содержащихся в источнике страниц. Источники оформляются в соответствии их значимости. (Объем одна страница)
В приложениях, оформляются (портретные снимки, цифровые таблицы, хронологическая таблица, карты, рисунки, планы, зарисовки, указывается перечень фамилии с инициалами и должностями). (Объем приложении не должен составлять более 50 % от общего объема текста реферата).
Объем печатного текста реферата без приложений должен быть не менее 15 и не более 20 печатных страниц, через один интервал. Реферат (контрольная работа) хранится на кафедре, срок хранения 2 года.
В конце работы должны быть поставлены дата ее отправления в университет и подпись автора. Работа должна быть представлена на кафедру философии и истории не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
Работа, признанная выполненной, возвращается студенту с оценкой «зачтено». Несмотря на положительную оценку работы, студент должен ознакомиться с замечаниями и рекомендациями, которые сделаны рецензентом. Необходимо подготовить устный ответ по замечаниям на контрольную работу, так как преподаватель на экзамене обязательно обратит внимание студента на недостатки в работе и проверит задание студента по замечаниям на контрольную работу.
Если работа не зачтена, студент должен в зависимости от замечаний рецензента переработать ее целиком или завершить доработку отдельных вопросов. В отдельных случаях по рекомендации преподавателя студент может написать работу на другую тему.
Наряду с написанием контрольной работы и ее рецензированием проводится собеседование преподавателя со студентом-заочником по теме контрольной работы. Результаты такого собеседования учитываются на экзамене или зачете. Защита контрольной работы проводится в сроки, которые устанавливает преподаватель.
Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
1. Культурология в системе социальных и гуманитарных наук.
2. Культурология, философия культуры, история культуры.
3. Предмет культурологии.
4. Многозначность понятия «культура».
5. Проблема культурогенеза.
6. Основные этапы развития культуры первобытного общества и её особенности.
7. Ценностная природа культуры.
8. Основные понятия культурологии.
9. Функции культуры.
10. Традиции и новации в культуре.
11. Личность и культура.
12. Культура и общество.
13. Мифологическое сознание.
14. Мифологическая концепция мира в культуре древних греков и римлян.
15. Морфология культуры.
16. Понятие цивилизации.
17. Культура и цивилизация.
18. Выдающиеся памятники культуры Древней Греции классического периода.
19. Выдающиеся достижения древнеримской культуры.
20. Специфика искусства как феномена культуры.
21. Религия в системе культуры.
22. Языки и символы культуры.
23. Место России в мировой культуре.
24. Восточный и западный типы культуры.
25. Духовный мир человека Средневековья.
26. Готическое искусство Западной Европы.
27. Понятие «Возрождение» и его сущность.
28. Титаны Возрождения.
29. Северное Возрождение.
30. Понятие гуманизма в европейской культуре: от эпохи Ренессанса до нашего времени.
31. Истоки и сущность идей Просвещения.
32. Основные тенденции современной культуры.
33. Элитарная и массовая культура.
34. Культурная картина мира.
35. Культура и природа.
36. Универсализация и глобализация в современном мире.
37. Процессы культуры.
38. Стиль барокко в европейском искусстве Нового времени.
39. Классицизм в европейской культуре Нового времени.
40. Реализм в европейской культуре Х1Х в.
41. Авангард в искусстве ХХ в.
42. Молодёжная субкультура в системе современной культуры.
Вопросы к зачёту по культурологии
1. Культурология как наука: структура, состав и методы современного культурологического знания.
2. Сущность и функции культуры.
3. Культура и природа, культура и общество: соотношение понятий.
4. Культура и личность; инкультурация и социализация. Культурная самоидентификация.
5. Культура и цивилизация.
6. Морфология культуры.
7. Проблемы типологии культур.
8. Этническая и национальная культура.
9. Элитарная и массовая культура.
10. Восточный и западный типы культур.
11. Специфические и «срединные» культуры. Локальные культуры.
12. Понятие культурогенеза.
13. Проблемы динамики культуры.
14. Культурная модернизация.
15. Язык и символы культуры. Культурные коды.
16. Миф как феномен культуры.
17. Проблемы межкультурной коммуникации.
18. Культурные ценности и нормы.
19. Культурные традиции и инновации в культурной динамике.
20. Культурная картина мира.
21. Социальные институты культуры.
22. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности.
23. Типологические черты ранних цивилизаций. (На примере четырёх цивилизаций Древнего Востока). Вклад ранних цивилизаций в мировую культуру.
24. Античность как тип культуры
25. Распад античной культуры и формирование социокультурной системы европейского Средневековья.
26. Открытия и достижения эпохи европейского Возрождения.
27. Век Просвещения в европейской культуре: великие открытия и великие заблуждения.
28. Новое время в Европе как единый пространственно-временной континуум.
29. Х1Х век – век классики, век зрелости буржуазной цивилизации и начала её кризиса.
30. Основные тенденции развития культуры ХХ века.
31. Выдающиеся достижения российской культуры.
32. Место и роль России в мировой культуре.
33. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
34. Культура и глобальные проблемы современности.
Приложение: Образец титульного листа реферата.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
______________________________________________________________
Кафедра: Философии и социальных наук
Дисциплина: Культурология
РЕФЕРАТ
Тема (название)
Выполнил(а):(студент(ка),учебная группа, курс, специальность, фамилия, инициалы,
подпись)
Дата выполнения (число, месяц, год)
Проверил: научный руководитель (фамилия, инициалы, подпись)
Дата проверки (число, месяц, год).
Санкт-Петербург
(год выполнения)
Тесты по темам
Тема: Сущность культуры. Культура первобытного общества.
1) В доцивилизационный период развития человека, соответствующий мезолиту:
1. происходит переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа;
2. появляется членораздельная речь;
3. человек начинает приручать животных, изобретает лук и стрелы;
4. человек овладевает огнём.
2) Синкретизм это:
1. период цивилизации;
2. материальные артефакты первобытной культуры;
3. факт существования материальной культуры;
4. существование всех сторон духовной культуры в синтезе.
3) Неолитическая революция – это:
1. научно-техническая революция;
2. социальная революция;
3. промышленная революция,
4. переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа.
4) «Хороводом великанов» первобытной культуры называют:
1. скульптуры Будды;
2. Стоунхендж;
3. египетские пилоны;
4. истуканов с острова Пасхи.
5) Вера в одушевлённость явлений природного мира:
1. анимизм;
2. тотемизм;
3. фетишизм;
4. магия.
6) Фетишизм – это:
1. поклонение неодушевлённым предметам;
2. вера в родственную связь с каким-либо животным или растением;
3. наделение природы человеческими качествами;
4. символизация предметов.
7) Вера в способность человека особыми способами воздействовать на окружающий мир:
1. тотемизм;
2. магия;
3. анимизм;
4. фетишизм.
8) Вера в родственную связь с каким-либо животным или растением:
1. анимизм;
2. фетишизм;
3. тотемизм;
4. магия.
9) Современные учёные считают, что главным критерием появления собственно человека является:
1. изготовление орудий труда;
2. появление мышления и языка;
3. рождение художественного творчества;
4. выделение человеком себя из мира природы.
Тема: Типологии культуры. Культуры Древнего Востока.
1) Нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения и исторического времени (социального устройства). Это:
1. артефакты,
2. культурный ареал,
3. культурные универсалии,
4. многоуровневые системы.
2) Синтез культур различных классов и социальных групп есть:
1. мировая культура,
2. региональная культура,
3. национальная культура.
4. этническая культура.
3) Мировая культура характеризуется единством и многообразием. К параметрам, объединяющим культуры, относятся:
1. принадлежность людей к одному и тому же биологическому виду и цивилизационная деятельность людей;
2. унификация не столько культур, сколько поведения;
3. развитие техники и формирование определённого стандарта общения;
4. усиление этнических тенденций.
4) Назовите философа, который ввёл понятие «осевое время», автора концепции, согласно которой человечество имеет единое происхождение и единый путь развития:
1. О. Шпенглер,
2. К. Ясперс,
3. А. Тойнби,
4. Н.Я. Данилевский.
5) Немецкий философ О. Шпенглер делает пессимистический вывод о том, что цивилизация Западной Европы обречена и предсказывает будущий расцвет русской культуры в своей книге:
1. «Протестантская этика и дух капитализма»,
2. «Первобытная культура»,
3. «Закат Европы»,
4. «Россия и Европа».
6) Политическое устройство Древнего Египта:
1. демократия;
2. монархия;
3. теократия;
4. олигархия.
7) Дешифровка древнеегипетского письма в 1830 г. была произведена:
1. Г.Ф. Гротефендом;
2. Г.К. Раулинсоном;
3. Ж.Ф. Шампольоном;
4. Дж. Смитом.
8) Самая высокая пирамида (147 м.) построена для фараона:
1. Рамзеса 2;
2. Тутмоса 3;
3. Джосера;
4. Хеопса.
9) Г.В.Ф. Гегель назвал древнеегипетского сфинкса:
1. животным с головой человека;
2. синтезом биологического и духовного;
3. символом человеческого духа;
4. символом древнеегипетской культуры.
10) Первая известная в истории попытка введения единобожия была предпринята фараоном:
1. Джосером;
2. Хеопсом;
3. Аменхотепом 1У;
4. Тутанхамоном.
11) Какое из перечисленных ниже открытий принадлежит египтянам:
1. теорема Пифагора;
2. объём усечённой пирамиды, а также цилиндра и шара;
3. шестидесятеричная система счёта;
4. вычисление продолжительности года.
12) Характерными особенностями древнеегипетского искусства в дореформенный период являлись:
1. плоскостное изображение фигур;
2. условность в изображении туловища и ног;
3. передача в изображении внутреннего мира человека;
4. цветовой канон (волосы – чёрные, одежды – белые).
13) В 4 тысячелетии до н.э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине рек:
1. Янцзы и Хуанхэ;
2. Инда и Ганга;
3. Тигра и Евфрата;
4. реки Нил.
14) Цель сакрального знания:
1. не ради знаний, а ради господства над другими людьми;
2. исследование законов развития общества;
3. постижение законов вселенной;
4. для лучшего обустройства человеческого общества.
15) В 1849 г. английским путешественником Лейярдом при раскопках была найдена библиотека глиняных табличек царя:
1. Навуходоносора;
2. Дария 1;
3. Ашшурбанипала;
4. Кира Великого.
16) Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:
1. Пантеон;
2. храм бога Солнца;
3. Дельфийский храм;
4. зиккурат, посвящённый богу Мардуку.
17) В мифологии Месопотамии находят истоки библейских сюжетов:
1. о сотворении мира;
2. о Троянской войне;
3. о Всемирном потопе;
4. о Вавилонском столпотворении.
18) Древнейшая культура Индии:
1. Кушано-Гуптская;
2. Великих Моголов;
3. Маурьев;
4. Хараппы и Мохенджо-Даро.
19) Индийская кастовая система была закреплена в:
1. Типитаке;
2. «Рамаяне»;
3. Упанишадах;
4. Ведах и законах Ману.
20) Основоположником буддизма (623-544 гг. до н.э.) является:
1. Брахма;
2. Ашока;
3. Сиддхартха Гаутама;
4. Бабур.
21) Культовые сооружения буддизма времён Ашоки:
1. минареты;
2. пагоды;
3. ступы и стамбхи;
4. зиккураты.
22) «Срединный путь» в буддизме в первую очередь означает:
1. отказ от аскетизма;
2. путь медитаций;
3. отказ от пышности в отправлении культа;
4. умеренность и избежание крайностей.
23) Хинаяна и махаяна – направления в религиозно-философском учении:
1. индуизма;
2. джайнизма;
3. брахманизма;
4. буддизма.
24) Религиозно-философскими комментариями Вед являются:
1. «Махабхарата»;
2. Упанишады;
3. Ригведа;
4. «Рамаяна».
25) В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний предопределяет новое рождение» отражает понятие:
1. нирвана;
2. йога;
3. карма;
4. варна.
26) Высказывание Д. Неру «Живи и не мешай жить другим» отражает суть:
1. брахманизма;
2. джайнизма;
3. индуизма;
4. буддизма.
27) Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от его происхождения:
1. брахманизм;
2. индуизм;
3. буддизм;
4. ведизм.
28) Древнейшая эпоха в истории культуры Китая:
1. Цинь;
2. Хань;
3. Яншао;
4. Мин.
29) Эпохой «борющихся царств» в Китае называли:
1. Цинь и Хань;
2. Тан и Сун;
3. Яншао;
4. Чжоу и Чжанго.
30) Великая Китайская стена была заложена:
1. Лао Цзы;
2. Сыма Цянем;
3. Цинь Ши Хуанди;
4. Шан Яном.
31) Философское направление, проповедовавшее достижение счастья через высокую мораль и добродетель, соблюдение заповедей и традиций:
1. моизм;
2. легизм;
3. конфуцианство;
4. даосизм.
32) Впервые объединил мелкие царства Китая в единую империю:
1. Фу-си;
2. Гао-Синь;
3. Чжуань-сюй;
4. Цинь Шихуанди.
33) Главный принцип древнекитайского мировоззрения, который разрабатывали различные философские школы (исключить несоответствующее):
1. космогонические представления о пассивности и активности, Инь и Ян;
2. верховный дух китайского пантеона – Небо;
3. силы, упорядочивающие первобытный хаос – Инь и Ян.
4. противоположные начала мужского – Ян, и женского – Инь.
34) Своеобразной особенностью китайского искусства является (исключить несоответствующее):
1. соединение архитектуры, скульптуры и живописи;
2. триединство искусств: поэзии, живописи и каллиграфии;
3. стихи и каллиграфия как неотъемлемая часть живописи;
4. соединение живописных и графических приёмов с поэтической подписью.
Тема: Языки и символы культуры.
1) Совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов:
1. знак;
2. символ;
3. язык культуры;
4. текст.
2) Объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Является одним из основных средств культуры:
1. язык;
2. текст;
3. знак;
4. код.
3) В точных науках – то же, что и знак; в гуманитарных науках и в искусстве - выражение духовной, религиозной, философской идеи, художественного образа. Отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания:
1. знак;
2. текст;
3. язык;
4. символ.
4) Наука о знаках, смыслах, значениях:
1. логика;
2. этика;
3. семиотика;
4. аксиология.
5) Изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. В буквальном переводе с греческого языка – «иносказание». Смысл этого изображения должен быть однозначен и отделён от образа; связь между идеей и образом устанавливается по сходству или аналогии. Наиболее часто используется в притчах, баснях, а также в изобразительном искусстве, особенно в период Средневековья, Возрождения, барокко и классицизма:
1. символ;
2. аллегория;
3. категория;
4. мифология.
6) С точки зрения ряда учёных, изначальная и неотъемлемая часть человеческой культуры, обладающая символической природой «живая и буквальная реальность» (А.Ф. Лосев), которая не является ни намеренным фантастическим вымыслом, ни «первобытной наукой», ни видом поэтического творчества, ни аллегорией, хотя может бытовать в поэтической форме и содержать, аллегорические «слои»:
1. язык;
2. миф;
3. литература;
4. религия.
7) Содержащиеся в коллективном бессознательном общечеловеческие «первообразы» сформировавшиеся на заре существования человечества, - архаические фундаментальные структуры психики:
1. знаки;
2. мифы;
3. архетипы;
4. аллегории.
Тема: Культуры античности.
1) Классический период развития античной культуры:
1. 336 г. до н.э. – 1 в. до н.э.
2. ХУ1- Х11 вв. до н.э.;
3. У в. до н.э. – 336 г. до н.э.;
4. У111 в. до н.э. – У в. до н.э.
2) Древнегреческие города-полисы возникли в период:
1. классики;
2. крито-микенский;
3. архаики;
4. эллинизма.
3) Артур Эванс (1851-1941), английский археолог, открыл:
1. гробницу Тутанхамона;
2. дворец в Кноссе;
3. гробницы в Микенах;
4. дворец Ашшурбанипала.
4) Древнегреческий полис, ставший эталоном древнегреческой демократии:
1. Коринф;
2. Сиракузы;
3. Афины;
4. Аргос.
5) Древнегреческий скульптор, автор «Дискобола»:
1. Лисипп;
2. Мирон;
3. Скопас;
4. Поликлет.
6) Женский образ Гомеровском эпосе, ставший символом супружеской верности:
1. Пенелопа;
2. Евридика;
3. Медея;
4. Клитемнестра.
7) Возвышенная укреплённая часть древнегреческого города, где хранились святыни:
1. храм;
2. кремль;
3. акрополь;
4. некрополь.
8) Точность и сжатость языка в Древней Греции называли:
1. лаконичность;
2. афористичность;
3. конспективность;
4. лапидарность.
9) Отличие древнегреческой образованности от образованности в ранних цивилизациях:
1. переосмысление сферы сакрального;
2. отсутствие монополии элиты на знание;
3. наличие социальной дифференциации в образовании;
4. десакрализация должности жреца.
10) Доминантные основы мировоззрения эллинов (исключить несоответствующее):
1. единство дионисийского и аполлонического начал;
2. космополитизм и отсутствие чувства патриотизма;
3. внутренняя свобода;
4. возникновение понятий личности и гражданственности;
11) Древние племена, населявшие Апеннинский полуостров, оказавшие большое влияние на римскую культуру:
1. греки;
2. готы;
3. этруски;
4. аланы.
12) Город Рим возник на холме, который называется:
1. Авентин;
2. Квиринал;
3. Палатин;
4. Капитолий.
13) Первый царь-основатель Рима:
1. Тарквиний;
2. Ромул;
3. Сервий Туллий;
4. Нума Помпилий.
14) Римское божество входа и выхода, начала любого действия:
1. Минерва;
2. Гений;
3. Янус;
4. Веста.
15) Римский философ-стоик, и одновременно император:
1. Юстиниан;
2. Марк Аврелий;
3. Лукреций Кар;
4. Диоклетиан.
16) Площадь в Древнем Риме, где происходили народные собрания, устраивались ярмарки и вершился суд:
1. агора;
2. атриум;
3. форум;
4. акрополь.
17) Древнеримский жрец, предсказывавший волю богов по внутренностям жертвенных животных:
1. авгур;
2. гаруспик;
3. чревовещатель;
4. понтифик.
18) Верховный бог в Древнем Риме:
1. Зевс;
2. Марс;
3. Юпитер;
4. Меркурий.
19) Первым древнеримским поэтом считают:
1. Вергилия;
2. Катулла;
3. Овидия;
4. Ливия Андроника.
20) Философскую поэму «О природе вещей» написал:
1. Гораций;
2. Лукиан;
3. Лукреций Кар;
4. Луциллий.
21) Самый знаменитый римский оратор:
1. Марк Аврелий;
2. Цицерон;
3. Тацит;
4. Сенека.
Тема: Динамика культуры
1) Один из типов культурной изменчивости, при котором в результате переосмысления культурного наследия или заимствований извне интенсивные процессы обновления приводят к качественно новому состоянию культуры:
1. возрождение;
2. трансформация;
3. инверсия;
4. культурная диффузия.
2) Один из типов культурной изменчивости, связанный с обращением к более раннему и богатому культурному периоду:
1. инверсия;
2. трансформация;
3. модернизация;
4. возрождение.
3) Тип культурной изменчивости, предполагающий появление новых типов духовности, новых форм производства, кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни всего общества в целом:
1. модернизация;
2. кризис культуры;
3. культурная диффузия;
4. инверсия.
4) «Откат», или «маятниковые качания» культуры от полюса к полюсу: например, от полной покорности к бунту. Вариант циклических изменений в культуре:
1. упадок культуры;
2. кризис культуры;
3. инверсия;
4. модернизация.
5) Ситуация, когда культура переживает период изменений: происходит разрыв между ослаблением или разрушением старых культурных институтов и структур и формированием новых, отвечающих меняющимся требованиям общества:
1. культурный застой;
2. трансформация;
3. упадок культуры;
4. кризис культуры.
6) Ослабление дифференциации культуры, либо устранение каких-либо её элементов, норм, идеалов, что ведёт к упрощению культурной жизни общества и может определяться как:
1. упадок культуры;
2. инверсия;
3. модернизация;
4. возрождение.
7) Состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе, вплоть до консервации общей системы ценностей. Приверженность общества к неизменным традициям и резкое ограничение или запрет на новшества и культурные заимствования:
1. кризис культуры;
2. трансформация;
3. культурный застой;
4. эволюция.
8) Классифицирует произведения искусства по принципу сходства формы, содержания, способу художественного выражения, единства культурного языка:
1. стиль;
2. манера;
3. жанр;
4. метод.
9) Фундаментальная и универсальная категория искусства, наиболее общая категория художественного мышления. Её содержание близко таким понятиям, как творческий метод, художественное направление, течение в искусстве, школа, манера, хотя и отлично от них:
1. тип;
2. жанр;
3. стиль;
4. способ.
10) Вид социальной и исторической динамики культуры, процесс культуры, который заключается в постоянном самообновлении культуры, порождении новых культурных явлений, формировании новых культурных форм и систем:
1. культурная диффузия;
2. смена духовных стилей;
3. культурогенез;
4. социокультурная коммуникация.
11) Один из процессов культуры связанный с взаимодействиями между людьми, социальными группами, организациями. В ходе этого процесса происходит передача информации и обмен ею посредством принятых в данной культуре знаковых систем:
1. социокультурная коммуникация;
2. культурная диффузия;
3. культурогенез;
4. воспроизводство культурных институтов.
12) Тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях и обладающих символическим значением:
1. обычай;
2. привычка;
3. ритуал;
4. представление.
13) Традиционно установленный порядок поведения, основанный на укоренившейся привычке и одобренный обществом образец действия, отступление от которого порицается обществом:
1. обряд;
2. обычай;
3. ритуал;
4. процесс.
14) Массовые действия, сопровождающие важные моменты человеческой жизни, относящиеся ко всем социальным группам данного общества, отражающие традиции и религиозные представления данной культуры.
1. обряды;
2. зрелища;
3. привычки;
4. акции.
15) Унаследованные от предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды, переходящие от поколения к поколению, способствующие объединению общества и обычно окруженные ореолом почёта и уважения:
1. традиции;
2. обряды;
3. привычки;
4. ритуалы.
16) Сумма всех достижений конкретной культуры и исторический опыт данного общества, обладающий вневременной ценностью:
1. система ценностей;
2. ритуалы;
3. обряды;
4. культурное наследие.
17) Одна из форм распространения культуры, означающая взаимное проникновение культур при их соприкосновении:
1. культурогенез;
2. эволюция культуры;
3. культурная диффузия;
4. культурная модернизация.
Тема: Европейское Средневековье.
1) Истоки средневековой европейской культуры (исключить несоответствующее):
1. культуры «варварских» народов Европы (кельтов, германцев);
2. культурные традиции Римской империи;
3. культура Возрождения;
4. христианство.
2) Период культурного расцвета средневековой Европы:
1. Х11-ХУ вв.;
2. У-У111 вв.;
3. У1-Х1 вв.;
4. 1Х-ХУ вв.
3) Термин «Средние века» введён в научный оборот:
1. итальянские гуманисты эпохи Возрождения в ХУ1 в.;
2. отцы христианской Церкви в У1-У11 вв.;
3. просветители ХУ111 в.;
4. религиозные философы Х1Х-ХХ вв.
4) Художественные стили западноевропейского Средневековья (исключить несоответствующее):
1. готический;
2. раннехристианский;
3. романский;
4. ампир.
5) В истории культуры поэзией вагантов (Х1-Х111 вв.) называют:
1. поэзию бродячих школяров;
2. поэзию странствующих монахов;
3. рыцарскую поэзию;
4. придворную поэзию.
6) Религиозная философия европейского Средневековья, соединяющая теологическую догматику с рационалистической методологией, называется:
1. софистика;
2. формализм;
3. схоластика;
4. дидактизм.
7) «Библия для неграмотных» в средневековой культуре Европы:
1. скульптура;
2. романская архитектура;
3. иконопись;
4. книжная миниатюра.
8) К основным чертам средневековой культуры относятся (исключить несоответствующее):
1. доминирование христианской религии;
2. иерархизм;
3. преобладание светского образования;
4. символизм.
9) Город, служивший основной целью крестовых походов:
1. Афины;
2. Каир;
3. Дамаск;
4. Иерусалим.
10) В эпоху Возрождения были выдвинуты новые идеи (исключить несоответствующее):
1. гелиоцентрическая картина мира;
2. идея бесконечной Вселенной;
3. теория общественного договора;
4. гуманистическое мировоззрение.
11) Хронологические рамки византийской культуры:
1. 1У-У вв.;
2. 1У-ХУ вв.;
3. 1Х-Х11 вв.;
4. У11-1Х вв.
12) Выдающийся византийский иконописец эпохи Палеологов, в полной мере проявивший свой талант на Руси:
1. Максим Грек;
2. Андрей Рублёв;
3. Феофан Грек;
4. Феогност.
13) Среди наиболее долговечных видов византийского искусства, в котором отразилось стремление к красочности, декоративности и великолепию, относится:
1. икона;
2. фреска;
3. книжная миниатюра;
4. мозаика.
14) По иконографическому цветовому канону, разработанному Дионисием Ареопагитом в 1У в., вишнёвый цвет, включающий в себя красный (начало спектра) и фиолетовый (конец спектра), означает:
1. Бога-отца;
2. Христа;
3. Богоматерь;
4.Свет.
15) Противоречия между западной и восточной церквями, начавшиеся ещё в 1Х в., в Х1 в. закончились расколом на:
1. иудаизм и христианство;
2. католичество и протестантизм;
3. католичество и православие;
4. иконоборцев и иконопочитателей.
16) Представитель мистического направления в византийском богословии:
1. Григорий Богослов;
2. Иоанн Златоуст;
3. Афанасий Александрийский;
4. Григорий Палама.
17) Восточные влияния на художественную культуру Византии предопределили:
1. стремление к объёмности форм;
2. ярко выраженный декоративный характер искусства;
3. аскетическое оформление внутреннего убранства храмов;
4. отсутствие декоративности в искусстве.
18) По христианскому иконографическому цветовому канону, разработанному Дионисием Ареопагитом, жёлтый цвет отождествлялся с:
1. божественным огнём;
2. фаворским светом;
3. цветом юности;
4. цветом неба.
Тема: Западноевропейская культура Нового времени.
1) В Новое время возникают следующие учения о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностях естественнонаучных исследований:
1. Н. Кузанского, Т. Кампанеллы, Г. Галилея, Т. Мора;
2. Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Паскаля;
3. И. Флорского, П. Абеляра, У. Оккама, Ф. Аквинского;
4. Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Г.Э. Лессинга.
2) Художественный стиль классицизм выражал (исключить несоответствующее):
1.уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало;
2. направленность на осознавание инобытия;
3. идеалы мира, спокойствия, сплочённости страны;
4. нравственный пафос, гражданскую направленность.
3) Из характерных черт индустриальной цивилизации Х1Х в. исключите не соответствующие эпохе:
1. в быт людей начинают входить телефон, телеграф, фотография, новые транспортные средства;
2. фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности труда;
3. уровень благосостояния и качества жизни существенно падает;
4. формируется средний класс, который придаёт устойчивость обществу.
4) Исключите не соответствующие Х1Х столетию ценности культуры Нового времени:
1. рационализм;
2. антропоцентризм;
3. теоцентризм;
4. европоцентризм.
5) Современники называли Х1Х в. (исключите несоответствующее):
1. «веком мануфактуры»;
2. «веком железных дорог»;
3. «эпохой стали»;
4. «веком электричества».
6) Научная революция Х1Х в. заставила усомниться в прежних этических ценностях и выдвинула:
1. рыцарскую этику;
2. христианскую мораль;
3. идеал земного благополучия и пользы;
4. альтруистскую этику.
7) Характерной чертой европейского искусства Х1Х в. было:
1. отсутствие единой эстетической доминанты;
2. стилевое единство разных направлений;
3. отсутствие тенденций эклектики;
4. отсутствие многостилья и асинхронности.
8) В Х1Х в. зарождаются «институт рекламы», «индустрия зрелищ», «индустрия моды» как слагаемые:
1. художественной культуры;
2. элитарной культуры;
3. коммуникативной культуры;
4. массовой культуры.
9) Художественное направление первой половины Х1Х в., в рамках которого говорилось о приоритете чувств над разумом, о своеобразии и неповторимости каждого человека:
1. декаданс;
2. импрессионизм;
3. романтизм;
4. реализм.
10) В этом художественном стиле работали авторы социального романа во Франции – О. де Бальзак, Г. де Мопассан, Э. Золя, Г. Флобер, в Англии – Ч. Диккенс, Д. Голсуорси, в России – И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой:
1. критический реализм;
2. романтизм;
3. классицизм;
4. импрессионизм.
11) Художники К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и ряд других ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения окружающей действительности и изображения окружающего мира через передачу света. Они работали в стиле:
1. символизма;
2. реализма;
3. импрессионизма;
4. постмодернизма.
12) Культурный упадок, декаданс в европейской культуре рубежа Х1Х-ХХ вв. Ф. Ницше связывал:
1. с отсутствием христианской морали;
2. с «волей к жизни»;
3. с «волей к власти»;
4. с позицией «по ту сторону добра и зла».
Тема: Место России в мировой культуре.
1) Системообразующей основой в славянской языческой культуре, как и в других архаических культурах, выступали представления о дуальности мира, в которых противопоставлялись:
1. духовное и телесное;
2. война и мир;
3. сакральное и мирское;
4. социальное и биологическое.
2) В Х1 в. на Руси были созданы «Русские веды», рассказывавшие о происхождении славян и их архаической троице богов. Книга называется:
1. «Типитака»;
2. «Дхаммапада»;
3. «Слово о законе и благодати»;
4. «Велесова книга».
3) Древнеславянская архаическая троица («Триглав»):
1. Брахма, Шива, Вишну;
2. Сварог, Святовит, Велес;
3. Один, Водан, Видар;
4. Митра, Индра, Вайю.
4) В архитектуре Киевской Руси постепенно формировался общерусский национальный стиль, которому присущи (исключить несоответствующее):
1. многокупольность;
2. пирамидальность композиции;
3. башнеобразные формы;
4. наличие мозаичных панно.
5) Ювелирные изделия русских мастеров пользовались большим спросом на мировом рынке. Они выполнялись в сложной технике (исключить несоответствующее):
1. резьба по нефриту;
2. зернь – узор из множества напаянных шариков;
3. скань – на металлическую поверхность напаивался узор из тонкой скрученной проволоки;
4. перегородчатая эмаль- узор на металлической поверхности заполнялся разноцветной эмалью.
6) Русский философ, кн. Е.Н. Трубецкой, давал такое художественное, историческое и богословское истолкование русской иконы (исключить несоответствующее):
1. икона передаёт стремление к абсолюту, острое переживание разрыва между действительностью и идеалом;
2. икона – не портрет, а символическое изображение;
3. икона есть понимание мира бытия;
4. святые лики противопоставляют грешному миру иную жизнь.
7) В стиле так называемого «нарышкинского барокко» были построены (исключить несоответствующие):
1. Московский Кремль;
2. Сухарева башня в Москве;
3. Церковь Покрова в Филях;
4. Трапезная Троице-Сергиевой лавры.
8) Реформы Петра 1 способствовали обмирщению русской культуры и подготавливали почву для распространения идей европейского Просвещения в России. Среди новшеств, появившихся в России в первой четверти ХУ11 в. были (исключить несоответствующее):
1.открываются первые школы, ориентированные на техническое образование (Навигацкая, Инженерная);
2. начали регулярно издаваться газеты и журналы;
3. для русской знати устраиваются балы и ассамблеи;
4. в страну проникают философские и общественно-политические идеи европейских мыслителей: И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса.
9) В 1764г. Екатерина 2 утвердила разработанное И.И. Бецким «генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Императрица ставила целью (исключить несоответствующее):
1. воспитать «новую породу, или новых отцов и матерей»;
2. предусматривалось создать закрытые «воспитательные училища» куда поступали бы дети не старше 5-6 лет;
3. надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, знание «домостроительства»;
4) для обучения и воспитания надо было набирать крестьянских детей.
10) Культурным событием огромной важности с точки зрения отражения национального самосознания стало издание произведения «История государства Российского», автором которой является:
1. П.Я. Чаадаев;
2. Н.М. Карамзин;
3. В.Н. Татищев;
4. М.М. Щербатов.
11) Русская культура приобретает европейское значение в ходе двустороннего культурного обмена с Европой, не утрачивая при этом своеобразия:
1. в ХУ1 в.;
2. в ХХ в.;
3. в ХУ111 в.;
4. в Х1Х в.
12) К деятелям «серебряного века» русской культуры принадлежат:
1. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев;
2. П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский;
3. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский;
4. А.Блок, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева.
Тема: Современная мировая культура.
1) Особенности восточного культурно-цивилизационного комплекса (исключить несоответствующее):
1. воспроизводство традиционных социальных структур;
2. мобильность жизни;
3. жёсткий приоритет религиозно-мифологических пред-ставлений и канонизированных стилей мышления;
4. растворение личности в коллективе.
2) Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является:
1. демократия;
2. деспотия;
3. либерализм;
4. демифологизация.
3) К традиционной культуре нельзя отнести:
1. китайскую культуру;
2. индийскую культуру;
3. арабские культуры;
4. европейские культуры.
4) Характерные черты западной культуры (исключить несоответствующее):
1. развитие знания ради знания, а не только лишь для практической пользы;
2. демократический тип правления;
3. культурной доминантой являются мифы, ритуалы, обряды;
4. нравственная установка на труд – «Кто не работает, тот не ест».
5) Характерные особенности восточной цивилизации (исключить несоответствие);
1. новации, которые могли угрожать стабильности, отвергались;
2. репродуцировались те новшества, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства;
3. утверждалась самоценность личности;
4. не существовало простора для личной воли и личного поступка, жизнь человека подгонялась под ритуалы традиционной культуры.
6) Характерные особенности западной цивилизации (исключить несоответствующее):
1. двигателем прогресса и сторонником новаций был гражданин-собственник;
2. быстрое и непрерывное развитие;
3. утверждение самоценности личности;
4. жесткая практика тотального приспособления индивида к обществу.
7) Глобальные проблемы человечества техногенного характера (исключить несоответствующее):
1. экологические проблемы;
2. землетрясения;
3. парниковый эффект;
4. угроза войны и терроризма.
8) Ментальными характеристиками представителей западной культуры являются (исключить несоответствуюшее):
1. частнособственническая активность;
2. активная гражданская позиция;
3. индивиадуализм и свобода личности;
4. созерцательность.
9) Ментальными характеристиками представителей восточных культур являются (исключить несоответствующее):
1. чувство коллективизма;
2. созерцательность;
3. ощущение самоценности личности;
4. повседневная жизнь, выстраиваемая в рамках правили обычаев.
10) Евразийцы (Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий) характеризуют российскую культуру следующим образом (исключить несоответствующее):
1. Россия занимает срединное положение между Азией и Европой;
2. самобытность русской культуры и путей её развития;
3. своеобразный культурный мир России никак не связан с её географией;
4. русский этнос включал не только славянские племена, но испытывал сильное воздействие со стороны тюркских и финно-угорских племён.
11) Д.С. Лихачёв в статье «О национальном характере русских» отмечал главные черты русского народа (исключить несоответствующее):
1.преданность идее свободы;
2. максимализм;
3. индивидуализм;
4. вольнолюбие.
Ответы на вопросы теста по культурологии
Тема 1. Сущность культуры
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. |
Тема 2. Типологии культур и Древние цивилизации
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. | |
21. | |
22. | |
23. | |
24. | |
25. | |
26. | |
27. | |
28. | |
29. | |
30. | |
31. | |
32. | |
33. | |
34. |
Тема 3. Языки и символы
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |
Античность
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. | |
19. | |
20. | |
21. |
Динамика культуры
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. |
Культура Средневековья
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. |
Культура Нового времени
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. |
Место России в мировой культуре
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
Современная культура
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. |