Постмодернизм – стиль в искусстве, появившийся как ответная реакция на дизайнерскую "рассудочность" модерна. Зарождение этого стиля дизайна началось еще в 1960-х гг.
Основные черты: 1)Отказ от промышленного производства;2)Слияние разных стилей;3)Декорирование поверхностей;4)В графическом дизайне – использование многослойных изображений, коллажей и фотомонтажа.
Основные сведения: 1)Отрицается акцент на логику, простоту и порядок, свойственный модерну;2)Пропагандируется слияние изящных искусств и массовой культуры, элитарного и популярного искусства;3)С целью привлечь внимание потребителя на психологическом уровне, сторонники движения внедряют в свои работы символизм.
Постмодернисты считали необходимым слияние элитарного искусства и популярной культуры. Снова вернулась мода на декорирование поверхностей; разнообразные стили и течения активно смешивались друг с другом.
Использование цвета, живописных элементов, текстур, использование деталей из других стилей и экстраординарные элементы, характерные для работ Этторе Соттасасса, группы «Мемфис», «Studio Alchimia», быстро стали присущими для течения постмодернизма целиком. В дизайне преобладали яркие, эффектные изделия; небольшими партиями изготавливалась керамика, текстиль, ювелирные украшения, изделия из серебра, предметы мебели, осветительные приборы под такими брендами, как «Alessi», «Artemide», «Cassina» и «Formica».
Дизайнеры постмодернизма расширяли свои творческие возможности за счет исторических стилей дизайна и орнаментации. Многослойные изображения, коллажи и фотомонтажи также стали элементами постмодернистского дизайна конца 1970-н.1980-х. Дизайнеры начали расширять свой арсенал художественных средств, отказываясь от установленных правил и сочетая между собой мотивы разных эпох, стилей и культур.
46. «Нашенивский» период культуры Беларуси.
«На́ша ни́ва» (белор. Наша Ніва) — еженедельная дореволюционная белорусская газета. Выходила в Вильне с 10 (23) ноября 1906 по 7 августа 1915 на белорусском языке кириллицей.
На появление в продаже газеты «Наша Нива» фактически не обратили внимания, и многие говорили: «Ot chlopska gazeta». Но она, которую называли «холопской», нашла своего читателя среди интеллигенции как польской, так и российской. По-разному смотрели на нее эти два противоположных крыла Российской империи. Если поляки считали, что появление белорусской газеты подрывало полонизацию белорусского крестьянства, то россияне считали, что она мешала русификации.
Каждая из сторон имела свои интересы и не была заинтересована в пробуждении у белорусских крестьян своего лично-белорусского самосознания.
Газета играла важную роль в развитии белорусского национального движения и белорусского литературного языка. Газета публиковала произведения членов Белорусского издательского общества Янки Купалы (поэмы «Курган», «Бондаровна» и др.), Якуба Коласа (отрывки поэмы «Новая земля» и др.), Максима Богдановича, Алеся Гаруна, Змитрока Бядули, Ядвигина Ш. и многих других белорусских писателей. Значение издания в развитии белорусской литературы позволяет историкам литературы выделять особый «нашенивский» период в истории белорусской литературы.
Выход газеты был прекращён в связи с приближением русско-немецкого фронта к Вильне.
В 1920 году выход газеты был возобновлён, в период с 28 октября по 20 декабря 1920 г. вышло 9 номеров, после чего газета была запрещена польской военной цензурой.
Русская культура XX века.
Тяжелые времена переживала система народного просвещения. Уже с начала 60-х гг. студенческие беспорядки стали обычным явлением жизни, однако с конца XIX в. они приняли совершенно небывалый характер. В годы правления Столыпина власти, действовавшей самыми жесткими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку. К ризисные черты русской жизни оказывали мощное воздействие и на русскую художественную культуру этого времени. В литературе, с одной стороны, продолжалось развитие реалистических традиций, унаследованных от XIX в. Бунин, Куприн, Андреев, Толстой создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи — в импрессионистских полотнах Серова и Коровина, в символистских картинах Врубеля ("Демон", "Пан", и другие). Движение передвижников в это время переживало глубинный кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 98 г. нового художественного объединения "Мир искусства", члены которого решительно отвергли идейные и эстетические принципы своих предшественников. О тход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки XIX-н.XX вв. В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру — во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.В.Стравинский. Р усская архитектура в начале XX в. переживает последний — короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть новые строительные конструкции и материалы и, в то же время, эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность.