Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объем дисциплины и виды учебной работы. Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

 

Целью преподавания дисциплины «Дизайн» является формирование у студентов системы общих (академических) и специальных (профессиональных) способностей по практическому применению теоретических знаний о дизайнерской деятельности, методах разработки дизайнерских проектов, способах создания моделей и конструкций на основе выразительных средств.

 

Задачи изучения дисциплины

 

Важнейшими задачами преподавания дисциплины «Дизайн» являются:

- развитие когнитивных способностей понимать законы и механизмы воздействия на психику людей разнообразных выразительных средств;

- развитие методологических способностей управлять разными видами проектной и конструкторской деятельности, принимать решения и разрешать проблемы;

- развитие методологических способностей организовывать и планировать свое пространство и время;

- развитие способностей исследовать компоненты систем дизайнерских произведений;

- развитие инструментальных способностей находить и анализировать информацию из различных источников;

- развитие инструментальных способностей управлять информацией с помощью компьютерных технологий;

- развитие коммуникативных способностей письменного и устного взаимодействия по проблемам развития дизайна;

- развитие системных способностей работать в международной среде, воспринимать межкультурные различия, понимать культуры других стран;

- развитие креативных способностей порождать новые идеи и творчески применять знания на практике;

- развитие системных способностей разрабатывать и управлять проектами;

- обладание высоким уровнем базовых знаний по дисциплине, в том числе по истории развития научного знания по предмету.

Межпредметная связь

 

Для успешного освоения данного курса необходима опора на следующие гуманитарные дисциплины:

1) Отечественная история: социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси, Древнерусского государства, Российской империи и Российской Федерации, место России в мировой системе цивилизаций, многонациональный характер российского государства, глобализация общественных процессов в ХХ веке; история развития российской культуры и искусства, история развития кузнечного дела и ювелирного искусства.

2) Культурология: культурная картина мира; языки культуры: речевые, искусственные и символические; западный и восточный типы цивилизаций: социально-экономические, ментальные, эмоциональные, социально-личностные, религиозные, этические, эстетические различия; культурные нормы и ценности; социализация личности в культуре, массовая и элитарная культура; этническая культура: этносы и этнические процессы, традиционно-бытовая культура народа, аккультурация, ритуалы, церемониалы, обычаи и праздники; художественная культура: происхождение искусства, художественная деятельность и народное творчество, морфология искусства, виды и жанры искусства, языки искусства.

3) Психология и педагогика: особенности протекания познавательных процессов – мышления, памяти, восприятия и воображения, развитие способностей и талантов; психология творчества: сублимация психической энергии, анализ архетипов мышления, ощущения, чувства и эмоции; психологическое воздействие цвета и формы, оптические иллюзии.

4) Концепции современного естествознания: история естествознания, процесс естественнонаучного познания, естествознание и мораль; человек – феномен природы: его работоспособность, тренировка, талант, творчество, здоровье, эмоции; прикладные исследования естествознания.

5) Философия: научная картина мира; человек, общество и культура; научное и вненаучное знание, критерии научности, структура научного познания, его методы и формы, научные революции; философия искусства и творчества.

6) Социология: классические и современные социологические теории; социальное взаимодействие и социальные отношения; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; формирование мировой общественной системы; методы социологического исследования, социология искусства.

Курс «Дизайн» обобщает и интегрирует знания указанных дисциплин, создает необходимые компетенции для освоения дисциплин специализации по программе «Менеджмент организации».

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические занятия (ПЗ)    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Контрольная работа, зачет  

Контрольная работа

Заочная контрольная работа по дисциплине «Дизайн» для студентов специальности «Менеджмент организаций» заключается в выполнении реферата. Тема реферата выбирается студентом в соответствии с порядковым номером в учебном списке группы (таблица 2).

Рефераты – форма организации учебно-исследовательской деятельности студентов. Их назначение – развитие познавательной деятельности будущих специалистов, их умений самостоятельно приобретать, углублять, творчески перерабатывать профессионально-значимые знания. Реферат – это письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо проблемы на основе изучения и переработки теоретического и эмпирического материала.

Подготовка и написание реферата включает следующие этапы:

- выбор темы согласно приведенному перечню;

- подбор литературы и источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;

- изучение подобранной литературы. Это – наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы;

- изложение содержания реферата обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы, в него обычно входят введение, несколько актуальных вопросов (главы, параграфы) по изложению содержания, заключение и список литературы.

Структура и содержание работы должны соответствовать выбранной теме. Тема – это наикратчайшая (лапидарная) форма предъявления содержания всей работы, отражающая ее сущность.

Реферат оформляется в соответствии со стандартом организации «Система менеджмента качества: общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» СТО 4.2-07-2012.

Реферат должен включать в себя следующие разделы:

1) Титульный лист.

2) Содержание.

3) Введение – постановка проблемы исследования, ее практическая значимость, цели и задачи работы, краткий обзор источников и литературы по теме.

4) Основная часть с главами, разделами и параграфами. В основной части реферата должно быть полно и систематизировано изложено состояние вопроса, которому посвящена данная работа.

5) Заключение – общие выводы по проблеме, полученные в ходе исследования.

6) Список использованных источников.

7) Приложения – материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения реферата и не вошедший в текст основной части.

Рекомендуемый объем реферата 15-20 листов.

При оценке реферата учитывается полнота раскрытия темы, точность и грамотность изложения, соблюдение требований к оформлению и объему реферата, наличие иллюстративного материала и ссылок на источники

 

Таблица 2 – Темы рефератов

№ п/п Тема реферата Перечень рассматриваемых вопросов
  История и теория дизайна. История дизайна Теоретические основы дизайна.
  Дизайн – искусство или профессия? Виды дизайна. Дизайн как вид искусства. Дизайнерская деятельность.
  Дизайн в технических системах. Понятие «Дизайн». Понятие «Техническая система». Техническая эстетика. Эргономика и экология искусства.
  Художественные стили дизайнерском искусстве. Многогранность содержания термина «Художественный стиль». Исторические художественные стили. Внестилевые направления.
  Роль художественного образа в истории дизайна Понятие об образе, теме и сюжете. Рождение образов, их виды и трансформации. Язык мифологических образов в искусстве. Классификация мифологических сюжетов.
  Композиция и художественное моделирование формы Понятие о «композиции». Виды композиций. Принципы и правила построения композиции. Язык пространственной формы. Системы пропорций в Древнем мире.
  Композиционные решения передачи пространства и формы. Числа и спираль Фибоначчи. «Золотое сечение» Леонардо да Винчи. Система расчета формы А. Дюрера. Модулор Ле Корбюзье.
  Законы цветоведения и колористки в дизайнерском искусстве. Значение языка цвета в древнем и современном искусстве. Научные системы цвета Л. Да Винчи, И. Ньютона, И.В. Гете и И. Итена. Цветовой ряд: основные, сложные, смешанные и дополнительные цвета. Свойства цвета. Цветовая гармония. Символика цвета в искусстве. Цвет и образ.
  Роль орнамента в развитии дизайнерского искусства Природа орнаментального творчества художника. Функции и типологии орнаментов. Кантаминация. Мотив, сюжет, раппорт, раппортная сетка. Законы построения орнаментальных композиций. Символика и семантика древних и современных орнаментов.

 

 

Основная литература по дисциплине

1 Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006

2 Покатаев В. П. Дизайнер-конструктор: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006

3 Сидоренко, В. И. История стилей в искусстве и костюме: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005

4 Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – М., 2006

Дополнительная литература по дисциплине

1 Балакшин О.Б. Коды да Винчи – новая роль в естествознании? Неожиданное о золотом сечении: Гармония асимметричных подобий в Природе. – М.: КомКнига, 2005

2 Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник. – М.: Академия, 2008

3 Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник. – М.: Академия, 2008

4 Бордукова И.Н. История костюма древних цивилизаций: Учебное пособие. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006

5 Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие. – М.: Владос, 2008

6 Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: Учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2008

7 Глэйзер М., Илик М. Дизайн-протест, дизайн-провокация. – М.: РИП-Холдинг, 2005

8 Данилова Н.И., Королев е.А., Щелоков Я.М. Золотое сечение, теория и практика: Учебное пособие. – Екатеринбург: РИА УО, 2006

9 Денисова О.И. Цветоведение и колористика: Учебно-методическое пособие. – Кострома:КГТУ, 2005

10 Евтых С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004

11 Иванова В.Я.Основы эстетики потребительских товаров: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008

12 Иттен И. Искусство цвета.– М.: Д.Аронов, 2004

13 Иттен И. Искусство формы. – М.: Д. Аронов, 2008

14 Кандинский В. И. Точка и линия на плоскости. – СПб.: Азбука-классика, 2005

15 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие. – М.:Омега-Л, 2008

16 Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. – М.: Белый город, 2007

17 Михайлов С. М. Основы дизайна: учебное пособие. – М. 2005

18 Мольков К. Ковка. Цвет и дизайн. – М.: Контэнт, 2005

19 Мориока А., Стоун Т. Дизайн цвета. Практикум. – М.: РИП-холдинг, 2006

20 Норманн Д.А. Дизайн промышленных товаров. – М.: Вильямс, 2009

21 Паранюшкин Р.В., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика: учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007

22 Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма: учебник. – М.: Архитектура-С, 2005

23 Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник. – СПб.: Питер, 2008

24 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. В 2-х книгах. – М.: Архитектура-С, 2006

25 Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М.: МЗ-Пресс, 2005

26 Самойлов Ю.К. Наброски и зарисовки: Методические указания. – Ульяновск: УлГТУ, 2004

27 Сороко Э.М Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем. – М.: КомКнига, 2006

28 Степанов А. В. Объемно-пространственные композиции: учебное пособие. – М., 2005

29 Тимердинг Г.Е. Золотое сечение. – М.: КомКнига, 2005

30 Фабер Т. Пасхальные яйца Фаберже. – М.: Эксмо,2010

31 Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007

32 Шлеюк С.Г. Законы композиции. Композиционный центр: Методические указания. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004

33 Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, Медков С. Б. 2006

34 Яблан С.В. Симметрия, орнаменты и модулярность. – М.: Институт компьютерных исследований, 2006

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие, цель и виды наказаний по уголовному праву
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 245 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.