Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Англійський театр доби Відродження

Драматургія іспанського Ренесансу

Театр испанского Возрождения первым вывел на сцену героя, в котором выразился гуманистический идеал. Неразрывно связанный со своим веком, испанский театр, овеянный духом народного героизма, питался великими традициями народной поэзии. В творчестве основоположников испанской классической драмы — Сервантеса, Лопе де Вега и Кальдерона — отражалось все многообразие жизни Испании — и ее борьба за свободу, и национальное самоутверждение, и одновременно мощные противоречия ее новой истории.

В это время Испания владычествует на морях, открывает новый континент, диктует св. волю др. гос-м. Все это поднимает нац. самосознание испанцев. Кроме того в И. резко развив-ся чел личность, кот. вступает в противоречие с гнетом инквизиции и произволом корол. власти. Все это создает предпосылки для развития исп-й нац. драмы, достигшей высшего расцвета в тв-ве Лопе де Вега. Он испробовал все стихотворные и прозаические жанры. Он писал поэмы, пасторали, романы приключений, новеллы, послания, романсы, сонеты, оды, элегии, историч. сочинения.

В своих пьесах он изображает людей всех сословий и званий, пишет пьесы бытового, исторического, мифологического, содержания, черпая сюжеты из испанских хроник и романсов, у итал. новеллистов (Боккаччо, Банделло и др.), из библии, истор-х сочинений, рассказов путешественников, бродячих анекдотов; он рисует совр-х и старых испанцев, турок, индейцев, библейских евреев, др. римлян, даже русских (в пьесе о Лжедмитрии - «Великий герцог московский»). Он рекомендует авторам выбирать сюжеты, в кот. трагич. и комич-е перемешаны м/ду собой.

Далее он говорит о разделе пьесы на акты (преимущественно 3), о ее построении, о значении экспозиции, «узла» интриги и развязки, о разл-х стилях, об эффект-х окончаниях сцен, о применении разн. Его пьесы можно разделить на 3 группы: пьесы «героические» («Фуэнте Овехуна», «Жизнь и смерть Вамбы», «Девушка из Симанки»: им присуща патриотич-я установка, в них прославл-ся королевская власть, борющаяся с феодалами и выступающая защитницей народа), комедии «плаща и шпаги» («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Раба своего возлюбленного»: это бытовые комедии, «комедии нравов», «зеркало жизни», где ярко и правдиво отражены нравы соврем. общества, но только дворянского, сюжеты основаны на игре чувств любви, ревности, двор-й гордости и фамильной чести) и пьесы, в кот. выступает народ (изображ. крестьян и ремесленников, кот. по св. нравствен. качествам ничуть не хуже аристократов, но их нравы проще, они живут ближе к природе).

Зачинателем новой испанской драматургии стал гениальный автор «Дон Кихота». Сервантес считал, что комедия должна быть зеркалом человеческой жизни, примером нравов и образцом истины, и порицал нелепые нагромождения в сюжетах современных ему пьес. Познав все тяготы рабства, Сервантес хотел рассказать об увиденном и пережитом. Первой пьесой, написанной сразу же после возвращения на родину, были «Алжирские нравы» (1580 г.). Пьеса, по всей вероятности, задумывалась, а может, и начата Сервантесом еще во время плена. Несмотря на причудливое развитие сюжета, в пьесе много живых драматических зарисовок, списанных прямо с натуры. А среди действующих лиц фигурировал раб Сааведра, само имя которого указывало на автобиографический характер образа.

Однако в драматургии Сервантеса все еще существовал разрыв между высокой поэзией и низменной прозой. Необходимый синтез поэзии и правды произойдет только в творчестве Лопе де Вега, который, по словам самого Сервантеса, «стал самодержцем в театральной империи».

 

Англійський театр доби Відродження

Первое театральное здание в Лондоне было построено в 1576 г. Джеймсом Бербиджем и называлось оно «Театр».

Следом за ним строится целое множество других театральных зданий: «Роза», «Лебедь» и др.

Театры делятся на публичные и частные.

Публичные театры в Лондоне все были деревянными, имели различную форму, у них не было крыши, только небольшой навес над сценой. Сцена была двухъярусной и глубокой, что позволяло одновременно изображать несколько мест действия. В публичных театрах не было крыши, поэтому при постановках использовался естественный дневной свет.

В день представления над театром поднимался флаг, чтобы горожане знали, что сегодня там будет спектакль.Частные театры находились в закрытом помещении, очень часто в зданиях бывших монастырей (например, театр «Блэкфрайерз»). Во время постановок использовалось искусственное освещение.

Театральное дело было достаточно прибыльным, поэтому между театрами существовала конкуренция.1599 г. – строительство театра.В 1613 г. это здание было уничтожено пожаром. После восстановления «Глобус» просуществовал до 1645 г.

Актёры в основном были бесправными, малообеспеченными людьми, их приравнивали к бродягам, поэтому театральные труппы нуждались в знатных и состоятельных покровителях. Количественный состав труппы был не более 10-14 человек, которые в репертуаре театра должны были исполнять по несколько ролей. Женские роли игрались юношами. В Лондоне в XVI-XVII вв. существовало два типа театральных трупп: детские и взрослые, взрослые играли на сцене городских публичных театров, детские преимущественно в частных театрах.

Шекспир

В 1593 г. Шекспир выпустил поэму «Венера и Адонис» в модном эротическом жанре и посвящает её графу Саутгемптону. В этом же году Шекспир вступил в труппу Бербеджа, где он работал как актёр, режиссёр и драматург. Есть сведения, что роли, которые исполнял Шекспир в театре у Бербеджа, были второстепенными (призрак отца Гамлета).

В 1598 г. «Театр» был разобран и из его брёвен был сооружён театр «Глобус» на южном берегу Темзы. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.

В 1603 г. король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство, и она стала называться «Слуги его величества короля».

В 1608 г. Шекспир стал пайщиком более прибыльного театра «Блэкфрайерз».

В 1612 г. Шекспир окончательно переселился из Лондона в родной город, бросив театр и всю свою деятельность драматурга.

Ренессансный театр развивался в Англии неск. иначе, чем в др. странах. Англ. драма сохранила св. народный хар-р, вырастая из драматич-х жанров средневековья - моралите («нравственное действо») и интерлюдий, кот. представляли соб. удобную форму для пропаганды новых, гуманистических идей. Так намечался путь для развития из моралите новой светской драмы (Джон Бейль «Иоанне, короле Англии», 1548).

Гораздо более интенсивно драмат-я развив-сь с 70-х гг. XVI в. Возник-т публичные (Джемс Бербедж постр-л 1й публичный т. «Театр») и частные театры. Шекспир в своем тв-ве углубил все то, что воспринял от своих предшественников. Стиль и жанры его пьес, их тематика и хар-р изменялись в зависимости от того времени, когда они были написаны.

Различают 3 периода тв-ва Ш.: 1й характ-ся оптимизмом («Сон в летнюю ночь», 1595, «12я ночь», 1600, «Много шума из ничего», 1598, создает серию хроник «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV», «Генрих V» и др.); 2й период с 1601 - 1608: Ш. ставит и разрешает великие трагич-е проблемы жизни («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др.); 3й период с 1608 - 1612: пишет трагикомедии (пьесы с остро драм-м содержанием, но со счастливым концом) - «Буря», «Зимняя сказка».

Тематика произведений меняется в зависимости от периода тв-ва: в 1м п. - это, в основном, любовная т., а также противопоставление 2х противоположностей: мира радости, красоты, дружбы с миром стяжательства, скупости, злобы («Венецианский купец»). Комические хар-ры Ш. весьма разнообразны. Напр., Фальстаф («Генрих IV», «Виндзорские насмешницы») - измельчавший феодал, «перестройка» кот. отливается в формы проходимства, мелкого пиратского авантюризма. Но в нем есть нечто и «+» - это его блестящее остроумие, свободное от предрассудков и ограничений. Это позволяет ему одинаково смеяться и над др. людьми, и над собой.

В св. трагедиях Ш. подходит вплотную к самым великим, жгучим вопросам чел-й жизни и дает на них глубокие ответы. Сущность трагизма у Ш. заключ-ся в столкновении 2х начал - гуманистических чувств и пошлости и подлости. Он показывает, как лучшие люди, самые благородные гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло порой овладевает душой человека и к каким последствиям это приводит (Макбет).

В основном в св. трагедиях Ш. показывает конфликт м/ду чел-м и окружающим обществом («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»); 3й период - Ш. переключает трагикомедии в мир сказки. Он уносит зрителя в воображаемый мир и на этом фоне показ-т столкновение чел-х чувств, кот. всегда оканчиваются благополучно. На 1й план выступают представители молодого поколения - добрые и чистые существа.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Середньовічна світська драма | Театр и драматургия классицизма. Корнель,Расин, Мольер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 548 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2336 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.