Они характеризуют объективную сторону не всех, а только некоторых составов преступлений. К их числу относятся: способ, место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Среди факультативных признаков объективной стороны указание на определенный способ совершения преступления встречается в действующем уголовном законодательстве наиболее часто. Под способом совершения преступления следует понимать ту внешнюю форму, в которой выразилось действие, те приемы и методы, которые использовал преступник в процессе реализации объективной стороны посягательства. Последнее уточнение имеет важное значение, так как приемы и методы, направленные на подготовку преступления, или примененные лицом в целях его сокрытия, способом совершения преступления не являются. О способе можно говорить применительно к таким преступлениям, которые могут совершаться только путем активных действий. Бездействие в уголовно-правовом смысле выражается в невыполнении лицом возложенных на него обязанностей и поэтому оно не может иметь специфических форм своего внешнего проявления. Ненадлежащие действия лица, совершенные в той или иной форме в момент общественно опасного бездействия, не имеют уголовно-правового значения, если сами по себе они не являются преступлением.
Уголовный закон содержит наиболее типичные и обобщенные характеристики способа совершения преступления определенного вида. Так, кража (ст. 158 УК РФ) определяется как тайное хищение чужого имущества, грабеж (ст. 161) как открытое хищение чужого имущества, мошенничество (ст. 159) как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Вместе с тем конкретные способы совершения отдельных краж, грабежей, мошенничеств также могут отличаться друг от друга. Эти отдельные приемы и методы, охватываемые общим понятием определенного (можно условно назвать его генеральным) способа совершения преступления, указанного в законе, не имеют уголовно-правового квалифицирующего значения.
Уголовно-правовое значение способа совершения преступления главным образом заключается в том, что в ряде случаев он является единственным критерием разграничения одного состава преступления от другого. Например, кража, грабеж и разбой, являясь хищением чужого имущества, отличаются друг от друга только по способу совершения преступления.
Правильное установление способа совершения преступления нередко непосредственно влияет на применение к виновному того или иного уголовного закона. Неправильное установление способа совершения преступления в таких случаях искажает юридическую картину содеянного и, как следствие этого, приводит к его ошибочной уголовно-правовой оценке со стороны органов правосудия.
Средства совершения преступления — это разнообразные предметы (оружие, технические приспособления, подложные документы, химические вещества, сильнодействующие яды и т.п.), которые применяются субъектом непосредственно в процессе совершения преступления. Одни и те же предметы материального мира могут быть и средством, и предметом посягательства в зависимости от того, в каком соотношении они находятся с объектом и действием (бездействием) в структуре состава конкретного преступления.
Нередко закон указывает на оружие как на средство совершения преступления. В тех случаях, когда оружие включено непосредственно в диспозицию уголовно-правовой нормы в качестве основного или квалифицирующего признака состава преступления, его применение виновным полностью охватывается данным составом преступления и не требует дополнительной квалификации содеянного по совокупности со ст. 222 УК РФ. Так, наличие оружия является обязательным признаком бандитизма (ст. 209 УК РФ). В учебной литературе в числе факультативных признаков объективной стороны нередко указывают и орудия совершения преступления. Важные соображения на этот счет высказаны Президиумом Верховного Суда РФ в постановлении по делу Т. и Р., в котором в общей форме указано, что под орудием преступления следует понимать предметы, непосредственно использованные в процессе посягательства в целях достижения преступного результата, или использование их имело непосредственное отношение к исполнению действий, образующих объективную сторону состава преступления. Следовательно, к орудиям преступления необходимо относить предметы, во-первых, использованные непосредственно в процессе совершения преступления, т.е. в период после начала посягательства и до его полного окончания и, во-вторых, участвующие в совершении действий, посредством которых виновный выполнил объективную сторону данного состава преступления.
Как видим, орудия и средства совершения преступления весьма схожие, но не тождественные понятия. Пистолет, выстрелом из которого убит человек, точнее будет назвать орудием и вряд ли правильно считать его средством совершения преступления. Применительно к составу убийства более точен термин «орудие», тогда как подложный документ или медное кольцо, выдаваемое за золотое, при совершении мошенничества удачнее именовать «средством».
Место совершения преступления в ряде случаев является обязательным признаком состава и непосредственно указывается в диспозиции статьи. Например, «место службы» в ч. 1 ст. 337 УК РФ, «гарнизон» в ст. 344 УК РФ. Во всех этих случаях установление места совершения преступления, указанного в законе, в действиях лица определяет наличие соответствующего состава преступления. Время совершения преступления также может приобретать значение обязательного (основного или квалифицированного) признака объективной стороны состава преступления. Законодатель, в частности, использует при формировании уголовно-правовой нормы категорию времени для обозначения продолжительности совершения правонарушения, связывая с ней отграничение преступления от воинского проступка. Так, самовольной отлучкой как воинским проступком признается самовольное отсутствие военнослужащего срочной службы вне части в течение двух суток.
В некоторых случаях время совершения преступления, не являясь ни конститутивным (основным), ни квалифицирующим признаком состава преступления, может иметь определенное значение для характеристики степени общественной опасности конкретного посягательства. Так, например, кража семенного зерна во время посевной кампании опаснее, чем в другое время, так как такие действия могут иметь побочные вредные последствия в виде срыва посевной на отдельных участках пашни или даже в отдельном хозяйстве.
Обстановка совершения преступления это те условия, которые сопутствуют совершению деяния. В ряде случаев они влияют на характер общественной опасности содеянного и поэтому включаются законодателем в число обязательных признаков объективной стороны состава.
Так, массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) могут иметь место только в обстановке бесчинств толпы, организаторы и активные участники которых совершают насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества и тому подобные действия, например, оказание вооруженного сопротивления представителям власти.
В других случаях определенная обстановка указывается в законе как признак квалифицированного состава преступления. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 247 УК РФ производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ с нарушением установленных правил, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, образует квалифицированный состав данного преступления, совершение которого влечет для виновного повышенную ответственность. В данном случае законодатель, конструируя состав, использует категории и места (зона) и обстановки (экологическое бедствие, чрезвычайная экологическая ситуация).
Наконец, та или иная обстановка совершения преступления должна учитываться судом при назначении меры наказания в качестве отягчающего или смягчающего ответственность лица обстоятельства. В частности, совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или общественного бедствия (пожар, наводнение, снежная лавина, селевой потоп, землетрясение), а также при массовых беспорядках рассматривается законом как отягчающее наказание обстоятельство (п. «л» ст. 63 УК РФ), тогда как совершение деяния вследствие стечения жизненных обстоятельств как обстоятельство, смягчающее наказание (п. «д» ст. 61 УК РФ).