1. Социокультурный феномен, вошедший в историю под названием «серебряного века» русской культуры, приходится на период:
1) начала XX в. 4) правления Николая I
2) 60-90-х гг. XIX в. 5) первой четверти XIX в.
3) 40-60-х гг. XIX в.
2. «Революцией в естествознании» в России называют период:
1) научной деятельности М. В. Ломоносова
2) на рубеже XVIII-XIX вв.
3) первой половины XIX в.
4) 60-90-х гг. XIX в.
5) конца Х1Х-начала XX в.
3. Первую в России физическую школу создал:
1) М. В. Ломоносов 4) Э. X. Ленц
2) П. Н. Лебедев 5) А. Н. Лодыгин
3) А. Г. Столетов
4. Мировую известность В. И. Вернадский приобрел энциклопедическими трудами, послужившими основой новых научных направлений в:
1) геохимии
2) геохимии и биохимии
3) геохимии, биохимии и радиологии
4) биохимии, радиологии и геофизики
5) радиологии, геофизики и геоботаники
5. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере заложило основы современной:
1) космофизики 4) психологии и психиатрии
2) космологии 5) теории эволюции
3) экологии
6. Учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах создал русский физиолог:
1) И.П.Павлов 4) Н.И.Вавилов
2) И.И.Мечников 5) И.М.Сеченов
3) К.А.Тимирязев
7. За исследования в области физиологии пищеварения в 1904 г. Нобелевскую премию получил русский ученый:
1) В.И.Вернадский 4) И.М.Сеченов
2) И. И. Мечников 5) И. П. Павлов
3) К.А.Тимирязев
8. В 1908 г. Нобелевскую премию получил за труды в области иммунологии и инфекционных заболеваний русский ученый:
1) И.П.Павлов 4) К.А.Тимирязев
2) И.И.Мечников 5) В.И.Вернадский
3) И.М.Сеченов
9. В 1904 г. участвовал в основании под Москвой аэродинамического института русский ученый, сделавший ряд открытий в теории и практике самолетостроения:
1) С.А.Чаплыгин 4) Н.Е.Жуковский
2) И. И. Сикорский 5) А. Г. Столетов
3) А. Ф. Можайский
10. В теорию и практику самолетостроения в XX в. внес свой вклад выдающийся механик и математик:
1) С.А.Чаплыгин 4) Н.Е.Жуковский
2) К. Э. Циолковский 5) А. Ф. Можайский
3) И. И. Сикорский
11. У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. Труды, в которых обоснована возможность космических полетов, им были опубликованы в... году:
1) 1901 2) 1902 3) 1903 4) 1904 5) 1905
12. В начале XX в. Россия переживала научно-технический бум, что нашло выражение в появлении множества научно-технических обществ, объединявших:
1) ученых
2) ученых и практиков
3) ученых и любителей-энтузиастов
4) любителей-энтузиастов, практиков и ученых
5) главным образом инженеров и техников
13. Наиболее популярной философской теорией в России начала XX в. был марксизм, который привлекал:
1) своей логичностью 4) верно 1 и 2
2) кажущейся простотой 5) верно все указанное
3) универсальностью
14. Часть увлекавшейся марксизмом российской интеллигенции скоро разочаровалась в нем, а после революции 1905 г. пересмотрела:
1) тезис о приоритете материальной жизни над духовной
2) революционный принцип переустройства общества
3) классовый подход при оценке политических событий в стране и мире
4) отношение к общечеловеческим ценностям
5) свое понимание о роли монархии в истории России
15. Большое внимание привлек подготовленный известными философами сборник «Вехи», выпущенный в... году:
1) 1907 2) 1908 3) 1909 4) 1910 5) 1911
16. Среди участников сборника «Вехи» увлекались в прошлом марксизмом:
1) Н. А. Бердяев 4) П. Б. Струве
2) С. Л. Франк 5) все указанные
3) С.Н.Булгаков
17. Авторы сборника *Вехи» после революции 1905 г. перешли на позиции:
1) идеализма
2) идеализма и создания новой религиозной философии
3) создания новой религиозной философии и старого народничества
4) старого народничества и либерализма
5) либерализма и анархизма
18. Русскую интеллигенцию обвиняли в догматизме, нигилизме, отрыве от народа и приверженности устаревшим философским учениям XIX в.:
1) авторы сборника «Вехи» 2) большевики 3) анархисты
4) черносотенцы 5) эсеры
19. Главными подстрекателями революции 1905 г., поставившей страну на грань национальной катастрофы, авторы сборника «Вехи» считали:
1) большевиков
2) эсеров
3) анархистов
4) всех вышеуказанных
5) русскую интеллигенцию
20. Вывод о том, что социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных эволюционных изменений, был сделан:
1) Л.Н.Толстым
2) меньшевиками
3) правыми эсерами
4) авторами сборника «Вехи»
5) группой социал-демократов (Богданов, Луначарский и др.)
21. О необходимости начинать преобразования в обществе с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении, после революции 1905 г. говорили:
1) высшие иерархи официальной Православной церкви
2) авторы сборника статей «Вехи»
3) группа социал-демократов-богоискателей (Богданов, Луначарский и др.)
4) лидеры черносотенцев
5) С. Ю. Витте и П. А. Столыпин
22. О том, что официальная Православная церковь, связанная с самодержавным государством, не может взять на себя роль спасителя русских душ, считали:
1) старообрядцы
2) многие священники сельских приходов
3) русские религиозные философы
4) писатели (Л. Толстой, В. Короленко, М. Горький и др.)
5) кадеты и октябристы
23. Под термином «русская идея» известные философы Н. Бердяев, С. Булгаков, И. Ильин и др. в своих трудах подразумевали:
1) проблему самобытности исторического пути России
2) своеобразие российской духовной жизни
3) особое предназначение России в мировой истории
4) верно все указанное
5) верно 1 и 2
24. В начале XX в. устойчивые традиции критического реализма XIX в. сохранялись в произведениях известных писателей-корифеев:
1) Л. Н. Толстого и А. П. Чехова
2) А. П. Чехова и В. Г. Короленко
3) В. Г. Короленко и Д. Н. Мамина-Сибиряка
4) верно 1 и 2
5) верно все указанное
25. В начале XX в. на смену писателям-корифеям, чье творчество проявилось в XIX в., шли:
1) И.А.Бунин 4) все указанные
2) А. И. Куприн 5) верно 1 и 2
3) М.Горький
26. В начале XX в. все громче звучал протест против главного принципа реалистического искусства — непосредственного отображения окружающего мира. Зачинателями нового направления в искусстве стали:
1) поэты-символисты
2) поэты-акмеисты
3) художники-авангардисты
4) поэты-футуристы
5) художники-модернисты
27. Движение символистов возникло как протест против:
1) оскудения русской поэзии
2) увлечения материалистическими воззрениями русской литературной критики
3) религиозного мировоззрения
4) верно все указанное
5) верно 1 и 2
28. Утверждение о том, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы», принадлежит символисту:
1) Л.А.Андрееву 4) Н.С.Гумилеву
2) Д.С.Мережковскому 5) В.Я.Брюсову
3) К.Д.Бальмонту
29. Патриархом русского символизма считают:
1) И.В.Северянина 4) Н.С.Гумилева
2) З.Н.Гиппиус 5) М.А.Волошина
3) Д. С. Мережковского
30. Утверждение о том, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов, принадлежит:
1) И.В.Северянину 4) поэтической группе «Гилея»
2) символистам 5) А. А. Ахматовой
3) 3. Н. Гиппиус
31. Отрицали мистические устремления русских символистов и выступали их оппонентами:
1) акмеисты 4) авангардисты
2) футуристы 5) импрессионисты
3) эгофутуристы
32. Акмеисты:
1) провозглашали самоценность реальной земной жизни
2) призывали возвратить словам их изначальный смысл, освободить от символических толкований
3) основным критерием оценки художественного творчества считали безупречный эстетический вкус
4) ценили красоту и отточенность художественного слова
5) верно все указанное
33. В состав возникшей в начале XX в. группы поэтов-акмеистов входили:
1) Н. Гумилев и С. Городецкий
2) А. Ахматова и О. Мандельштам
3) М. Зенкевич и В. Нарбут
4) все указанные
5) верно 1 и 2
34. Русская художественная культура начала XX в. испытала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства:
1) символизма 4) модернизма
2) импрессионизма 5) эклектизма
3) авангардизма
35. Футуристы в России ориентировались на вызывающую антиэстетичность, вводили в поэзию:
1) вульгарную лексику
2) профессиональный жаргон
3) язык документа, плаката, афиши
4) верно 1 и 3
5) верно все указанное
36. Альманахи и поэтические сборники с эпатирующими названиями: «Рыкающий Парнас», «Дохлая Луна» и др. выпускали в начале XX в.:
1) футуристы
2) символисты
3) акмеисты
4) эгофутуристы
5) авангардисты
37. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления возглавлявшего Ассоциацию эгофутуристов:
1) В. Маяковского 4) А. Крученых
2) И. Северянина 5) Н. Гумилева
3) В. Хлебникова
38. В русской живописи начала XX в. прочные позиции удерживали представители академической школы и наследники передвижников:
1) И. Е. Репин 4) верно 1 и 2
2) В.И.Суриков 5) все указанные
3) С.А.Коровин
39. В российской живописи начала XX в. законодателем моды стал стиль, получивший название:
1) импрессионизм 4) супрематизм
2) русский авангард 5) кубизм
3) модерн
40. Последователи нового направления в живописи начала XX в. объединились в творческом обществе «Мир искусства» в... году:
1) 1898 4) 1904
2) 1900 5) 1906
3) 1902
41. В объединение «Мир искусства», просуществовавшее с перерывами до 1924 г., входили почти все крупнейшие русские художники. Наиболее активными его членами были:
1) А. Бенуа и Л. Бакст 4) Н. Рерих и К. Сомов
2) Л. Бакст и Е. Лансере 5) все указанные
3) Е. Лансере и Н. Рерих
42. В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза». В числе 16 художников, участвовавших в выставке, были:
1) А. Арапов и Н. Крымов 4) Н. Сапунов и М. Сарьян
2) Н. Крымов и П. Кузнецов 5) все указанные
3) П. Кузнецов и Н. Сапунов
43. Представители «Голубой розы» стремились выразить свою творческую индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Они были тесно связаны с поэтами:
1) футуристами 4) эгофутуристами
2) символистами 5) всеми указанными
3) акмеистами
44. В числе активистов «Бубнового валета» были художники:
1) П. Кончаловский и И. Машков
2) И. Машков и А. Лентулов
3) А. Лентулов и Р. Фальк
4) Р. Фальк и В. Рождественский
5) все указанные
45. Стремились окончательно освободить живопись от воздействия социальной и политической жизни, вернуть ей способность в полную силу пользоваться цветом, линией, пластикой художники:
1) «мир искусники» 4) импрессионисты
2) кубисты 5) примитивисты
3) «бубновые валеты»
46. Группа «Бубновый валет» просуществовала до... года:
1) 1916 2) 1917 3) 1918 4) 1919 5) 1920
47. Среди композиторов-новаторов начала XX в. одна фамилия указана неверно:
1) А.Скрябин 4) С.Танеев
2) И.Стравинский 5) С.Рахманинов
3) Д. Шостакович
48. Среди выдающихся певцов начала XX в. одна фамилия указана неверно:
1) Ф. Шаляпин 4) Л. Собинов
2) С.Дягилев 5) И.Ершов
3) А. Нежданова
49. Классикой мировой хореографии стали сценические постановки конца XIX в. выдающегося балетмейстера:
1) М. Петипа 4) С. Дягилева
2) С.Лифаря 5) М.Лиепы
3) В. Нежинского
50. Русская балетная школа дала миру таких артистов, как:
1) А. Павлова
2) А. Павлова и Т. Карсавина
3) А. Павлова, Т. Карсавина и В. Нежинский
4) В.Нежинский, С. Лифарь и И.Ершов
5) С. Лифарь, И. Ершов и С. Дягилев
51. Поиски нового театра связаны с именами выдающихся режиссеров (режиссера):
1) К. Станиславского и Е. Вахтангова
2) К. Станиславского, Е. Вахтангова и В. Мейерхольда
3) В. Мейерхольда и И. Ильинского
4) С.Дягилева
5) С. Дягилева и С. Лифаря
52. Венцом деятельности объединения «Мир искусства» стали знаменитые «русские сезоны» в Париже, организованные:
1) С.Дягилевым
2) С.Лифарем
3) Ф. Шаляпиным
4) В. Нежинским
5) М. Петипа
53. С 1903 г. в России появляются первые «электротеатры» и «иллюзионы». В 1908 г. была снята первая русская игровая картина:
1) «Свадьба в ледяном доме»
2) «Петушок-золотой гребешок»
3) «Стенька Разин и княжна»
4) «Хождение за три моря»
5) «Сорочинская ярмарка»
54. Первый русский полнометражный фильм, снятый в 1911 г., назывался:
1) «Спящая красавица» 4) «Москва белокаменная»
2) «Оборона Севастополя» 5) «Петр Великий»
3) «Царские палаты»
55. К 1914 г. получил мировое признание кинорежиссер:
1) К. Станиславский 4) Е. Вахтангов
2) Д.Вертов 5) С.Дягилев
3) Я. Протазанов