Лекции.Орг


Поиск:




Периодизация и характерные черты культуры эпохи Возрождения




Периоды: проторенессанс (1260-1320-эпоха Данте и Джотто) раннее возрождение (14век) высокое (15в) позднее (16в).Черты.*антропоцентризм*гуманизм*возрождение античных памятников искусства и античной философии*секуляризация-обмерщение сознания;земное существование было названо реальным,а человек прекрасным или стремящимся к красоте*аскетизм был отвергнут, а провозглашено право человека на возрождение земным радостям.Человек становится мирозданием,мерилом всех вещей,творцом самого себя, утверждается его высокое предопределение,достоинства,безграничные возможности.Идеалом становится гармоничная,сильная.духовно-богатая,всесторонне развитая личность.Свобода самое драгоценное приобретение человека в эпоху В.Примеры:*исландские саги—стихотворные произведения о подвигах героев,о мифологии.Саги исполнялись-скальдами.(Бургундия)*песнь о небелунгах-основа для западно-европ.литературы*рацарские ромны-«Тристан и Изольда»*поэзия вагантов- латинская поэзия.

 

25Реформация христианской церкви:причины,сущьность,основоположники движения.Реформация-общественно-политич.идеолог.движение в Зап.и Центральной Европе в 16веке.Принявшие форму религиозной борьбы против каталической церкви.Начало реформации-выступление Мартина Лютера 31 октября 1517г. против торговли папскими индульгенциями(отпущение грехов).Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов против церкви и прибил их на воротах в Виттенберге.В 1521г-он уже отлученный от церкви явился на Рейхстаг в г.Бормсе и там решил защитить свои тезисы. «я на том стою и не могу иначе»Лютер отвергал каноны каталического богослужения,не признавал право церкви на земельные богатства.Церковь крупнейший владелец земель.Он потребовал упростить богослужение,ввести богослуж.на разных языках,отменить поломничество,подчинить церковь светской власти.Т.е не нужно покупать индульгенции,поститься в монастырях,страдать,нужно раскаяться в грехах и трудиться.Грешный человек обращается к богу с малитвой о спасении и может достичь еси будет искоренять свою греховность. «не я,но бог во мне».Лютер стер грань м\у духовенством и миром.Каждй из протестантов мог быть избран на должность Пастера.Богослужение велось на родном языке;протестанты отказались от почитания Христа,икон,святых мощей,т.к это все идолы.М.Л сформулировал правило веры и жизни:не доверяй церкви и не доверяй античным мудрецам-доверяй собственному разуму укрепленному верой,но разум должен проверяться Библией.Слово библии выше любого слова проповедника.3 направления реформации:*бюргерское-лютер,Кальвин,это зажиточные горожане.*плебейское-народ соединили требования упразднения каталич.церкви с борьбой за соц.равенство.-Томас Мюнцер.*княжеское-это движение высших аристократов против каталич.церкви. Каьвин упростил ученее о божественном предопределении:одни люди еще до рождения предопределены к спасению и небесному блаженству,другие к погибели и вечным мукам и ничего этого человек изменить не в силах.Человек спасется не по тому что верит,а верит потому что предопредеен богом к спасению.Однако божественное предопределение сокрыто от людей и поэтому каждый христианин должен жить праведно.Кальвинизм проповедовал аскетизм,умеренность,бережливость,упорный труд,совершенствование мастерства.Под идейным знаменем реформации прошли:*крестьянская война в Германии,недерландская,английская,буржуазные революции,война в германии м\у католиками.Крупнейшими конфессиями стали:1.лютеранство2кальвинизм3англиканство4целый ряд адвинтистов.Результатом реформации сало:*огранич.власти католич.церкви и формирование нового типа личности*утверждене одной только личной веры*появление отдельного индивида со свободой нравственного выбора.

 

26.Искусство и наука Ренессанса. «Титаны Ренесанса».

Искусство Ренессанса, так же, как и другие сферы культуры, проникнуто главной идеей времени -- идеей гуманизма. Человек, его место в мире, его отношения с природой, его взгляд на природу, его величие и низменность, его особенности -- главное в работах великих мастеров изобразительных искусств и литературы. Достаточно вспомнить работы Леонардо да Винчи,Рафаэля,Микеланджело,Тициана, Альбрехта Дюрера или поэтические произведения Петрарки, Боккаччо, Торквато Тассо и Данте, прозу Рабле, драматургию Шекспира.в эпоху Ренессанса искусство достигло значительных высот в передаче состояния, психологии своих героев. Если античность чаще всего шла от внешнего к внутреннему, считая, что лишь в прекрасном теле возможна прекрасная душа, а средние века полагали, что важна лишь душа, но не тело, то художники Возрождения в ключе общей концепции всесторонне развитого человека не делали доминантой что-либо одно. Важно все -- телесное совершенство, нравственное и интеллектуальное величие человека./ Человек теперь не просто описывается или изображается -- он оценивается исходя из идеалов своего времени. Значимыми становятся его чувства, особенности переживаний. Поэтому много места в искусстве занимает чувство любви, наиболее ярко демонстрирующее неповторимость, значительность человека.Непременным атрибутом искусства эпохи Возрождения становится реализм как метод изображения жизни. Все реже авторы прибегают к аллегориям, их интересует реальность во всем своем богатстве и разнообразии. Отсюда пристальный интерес к деталям, окружающим человека, к природе, которая рассматривается в ее глубинной взаимосвязи с человеком. Появляются новые жанры -- пейзаж и натюрморт в живописи и графике.Леон Баттиста Альберти считал художника вторым богом. Титаны Возрождения полагали, что быть человеком -- значит быть художником, быть художником -- значит быть ученым. И здесь искусство смыкается с наукой, часто науки, такие, как математика, физика, оптика, анатомия, вступали в сотрудничество с искусством, многие художники выступали и как теоретики искусства, эстетики, то становится понятна одна из первых особенностей науки того времени. Дело в том, что наука представляла собой необходимый, интеллектуально и логически организованный аспект общего взгляда на мир. Именно в период Ренессанса впервые были связаны воедино категории пространства, времени и движения, в художественной форме.Ренессанс открывает широкую полосу исследований проблемы человека, и происходит это не только в умозрительных теоретических построениях, но и в искусстве.Поиски логического основания всего мира привели польского астронома Николая Коперника (1473--1543) к созданию новой астрономической (гелиоцентрической) системы. Страстность пронизывала как искусство, так и науку. “ На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.И в науке человек, ученый, мыслитель выступает как целостный человек, ищущий столь же целостную картину мира. В эту эпоху возникает идея единства истины с красотой и добром, и только в этом случае познающий субъект обретает свободу.

 

27)Развитие Науки и Техники в XVII-XVIII вв. В науке второй половины XVII в окончательно победили гелиоцентрическая система, динамика Галилея и картезианская физика (т е физика Декарта и его последователей) По сравнению с первой половиной XVII в научное представление о мире во многом стало более точным; оно приобрело характер уже не столько наглядного изображения, сколько графика, показывающего в условно математической форме связь между явлениями природы В естествознании появился ряд теорий, указывавших точные количественные соотношения между явлениями.

XVII и особенно XVIII века оказались временем значительного ускорения в развитии техники. Причинами этого явилась замена путем буржуазных революций в наиболее экономически развитых странах феодального общественного строя капиталистическим и большие успехи, достигнутые к тому времени наукой, создающие основу развития техники. XVII и XVIII века подготовили почву для небывалого научно-технического прогресса, чему будет посвящена вторая часть книги. Направлений развития техники много, гораздо больше различных машин, аппаратов и приборов - больших и маленьких. Мы постараемся выбрать в качестве примеров те направления техники, которые представляют наибольший интерес. Быстрое развитие промышленности во многих странах требовало создания достаточно мощных, экономичных и удобных для использования источников энергии, которые могли бы приводить в действие все нуждающиеся в этом машины. С давнего времени распространение получили водяные и ветряные колеса.

28) Основные направления в искусстве XVII – XVIII вв

ФРАНЦУЗСКАЯ АРХИТЕКТУРА КОНЦА XVII И XVIII ВЕКА

Официальный стиль. — В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества. Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр. Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение — посредственным.

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII— XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке. Для английского искусства характерны большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Всё это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры — обострённое внимание к проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже XVII—XVIII вв., буквально пронизано идеей нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску.

29)Идеология Просвещения: идеалы и достижения

Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительноть и ' недостаточную связь с наукой и практикой.

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума.

Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.

Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

30) Православие как духовная основа русской культуры. Крещение Руси в 988 г. определило характер развития нового феодально-монархического государства – Киевской Руси. Крещение православной верой было не просто принятием системы византийских обрядов, православие выступило в роли базовой культурной традиции, которая, выработав определенную систему ценностей, сформировала образ жизни русских людей. Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, сводилось к поиску религиозной формы политических и социально-экономических процессов образования Киевского государства, с другой стороны, оно способствовало приобщению Руси к культуре христианизированных стран Европы. Принятие христианства следует воспринимать как основное событие, связанное с принципиальным культурно-историческим выбором национального пути развития независимой Руси. Ядром русской православной духовности выступало учение исихастов, основанное на утверждении ценности монашеской аскезы – отказа от земных радостей во имя постижения Бога. Исихазм, зародившийся в средние века в монастырях Синая и Афона, был основан на трех ключевых постулатах:

1) вера в реальность Богообщения и Богооткровения;

2) вера в саму возможность видения Божественного (Фаворского) света в глубине человеческого сердца;

3) вера в свершение чуда «обожения человека» силою молитвы, духовной работы и благодатью божественных даров: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (Св. Афанасий Великий).

В учении исихастов были представлены три онтологические установки духовного подвижничества, традиции которого выражали сущность монастырской культуры Древней Руси XI–XVII веков:

1) истинная праведность, основанная на чистоте сердца перед ликом Бога;

2) уход от мирских страстей, находящий свое реальное воплощение в обретении нравственных основ человеческой жизни;

3) стремление к духовному целомудрию – уединение и безмолвный покой, необходимый для исполнения ключевой потребности человеческой души – общения с Богом.

31.«Золотой век» русской культуры. Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в.— это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древне-римское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.Русская живопись.Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806—). Более 20 лет работал он над картиной “Явление Христа народу”, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. Лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в' России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788—) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800—) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробноБольшим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”—сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин.В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”(впоследствии на советской сцене она шла под названием “Иван Сусанин”). Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.Русская журналистика. В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, “Вестник Европы”) печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета “Казанские известия”. Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои “Губернские ведомости”. Участилось издание детских и женских журналов.

 

 

32 Культура «Серебряного века». Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно. Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”. Символисты в 90-х годах XIX в. выступили с идеей произвести переоценку всех ценностей. В основу ее была положена проблема соотношения индивидуального и коллективного начал в общественной жизни и в искусстве. Одними из первых решить ее попытались народники. Рассматривая коллективное начало в качестве определяющего, они подчинили ему индивидуальное начало, личность - обществу. Символисты: как старшие (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, З.Н.Гиппиус и др.), так и младшие (А.Белый, А.А.Блок, В.В.Гиппиус и др.) утверждали индивидуальное начало в качестве главного. Они пересмотрели отношения индивида и коллектива. Символисты вывели человека за пределы общества и стали рассматривать его как самостоятельную величину, равную по значению обществу и Богу.Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты. Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях. В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 549 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

831 - | 693 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.