Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура –уси XIII-XV веков




ќсобенности культуры ƒревней –уси.

–азвитие древнерусской культуры проходило в непосредственной св€зи с эволюцией восточнослав€нского общества, становлением государства, укреплением св€зей с соседними странами. ќно св€зано с развитием общества и государства. ¬ домонгольский период культура ƒревней –уси достигла высокого уровн€, создала основы дл€ культурного развити€ последующих эпох.

ѕисьменность. Ћетописи. Ћитература.

«арождение письменности Ц брать€  ирилл и ћефодий (IX век) Ц кириллица.

√рамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

Ј рукописи на пергаменте (ќстромирово ≈вангелие, »зборники 1073 и 1076 годов)

Ј граффити (надпись ¬ладимира ћономаха на стене —офийского собора в  иеве)

Ј эпиграфика (надпись на “мутараканском камне)

Ј берест€ные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

ѕерва€ книга на –уси Ц ќстромирово ≈вангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника ќстромира во времена ярослава ћудрого).

Ћетописание.

Ђѕовесть временных летї Ц первое дес€тилетие XII века Ц монах Ќестор  иево-ѕечерского монастыр€. Ёто общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. »стори€ –уси в ѕ¬Ћ св€зана с всемирной историей и историей слав€нства. ѕ¬Ћ положена в основу большинства сохранившихс€ летописных сводов.

Ћитература.

Ј устное народное творчество Ц былины. Ѕылины киевского цикла (о богатыр€х »лье ћуромце, јлеше ѕоповиче, ƒобрыне Ќикитиче, кн€зе ¬ладимире) и новгородского цикла (купец —адко).

Ј проповеди и поучени€ Ц первое литературное произведение Ц Ђ—лово и законе и благодатиї митрополита »лариона, Ђѕоучениеї ¬ладимира ћономаха

Ј жити€ св€тых (агиографи€) Ц Ђ„тение о житии и погублении Ѕориса и √лебаї (Ќестор)

Ј героический эпос Ц Ђ—лово о полку »горевеї, написано в  иеве по случаю нападени€ половецкого хана  ончака (1185)

Ј публицистика Ц Ђ—лової и Ђћолениеї ƒаниила «аточника (XII - начало XIII)

«одчество ƒревней –уси.

Ј перва€ каменна€ церковь Ц ƒес€тинна€ церковь в  иеве (конец ’ века)

Ј крестово-купольный храм (¬изанти€), в XII веке Ц однокупольные храмы

Ј —офийский собор (1037, в пам€ть о разгроме печенегов, 13 куполов) и «олотые ворота в  иеве, —офийский собор в Ќовгороде (1052)

Ј ¬ладимиро-—уздальское кн€жество: XII век Ц ”спенский собор и ƒмитровский собор во ¬ладимире, церковь ѕокрова на Ќерли (1165)

»зобразительное искусство.

Ј мозаика Ц изображение, выполненное из цветных камней (Ѕогоматерь ќранта Ц ћол€ща€с€ в —офийском соборе)

Ј фреска Ц живопись вод€ными красками по сырой штукатурке (фрески —офийского собора в  иеве)

Ј иконопись Ц произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (јнгел «латые власы (новгородска€ школа))

ѕрикладное искусство.

Ј зернь Ц украшение ювелирных изделий зернышками из металла

Ј гравировка Ц украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

Ј филигрань Ц ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки


 ультура –уси XIII-XV веков.


√лавные событи€ и характерные черты культуры XIV-XV веков.

√лавными событи€ми русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединени€ русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. —оответственно ключевыми чертами культуры стали: а) иде€ национального возрождени€ и государственного объединени€; б) иде€ национальной независимости.

‘ольклор.

Ј √лавной темой фольклора этого периода €вл€лась борьба против монгольского нашестви€ и ордынского ига. ¬ XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказани€.

Ј ћногие фольклорные произведени€, основыва€сь на реальных исторических фактах, преображали подлинные событи€ в соответствии с народными желани€ми. Ќапример, песн€ о ўелкане, основанна€ на истории восстани€ 1327 года в “вери.

Ј ќсобый цикл былин - о —адко и ¬асилии Ѕуслаеве - сложилс€ в Ќовгороде.

ѕисьменность и литература.

Ј —амыми важными произведени€ми письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических €влени€х, так и литературные произведени€, богословские рассуждени€. ÷ентры летописани€: Ќовгород, “верь, ћосква. ћосковское летописание началось при »ване  алите. ѕримеры: “роицка€ летопись (1408 год, ћосква как центр объединени€ русских земель), –усский ’ронограф Ц всемирна€ истори€ с краткими сведени€ми по истории –уси (середина XV века).

Ј —амые известные произведени€ литературы XIII века Ц Ђ—лово о погибели –усской землиї и Ђѕовесть о разорении –€зани Ѕатыемї, в состав которой вошло сказание о ≈впатии  оловрате.

Ј ¬ конце XIV Ц начале XV века были созданы посв€щенные победе на  уликовом поле поэтические произведени€ Ђ«адонщинаї и Ђ—казание о ћамаевом побоищеї. Ђ«адонщинаї, автор - —офоний –€занец (Ђ—лово о великом кн€зе ƒмитрии »вановиче и о брате его кн€зе ¬ладимире јндреевиче, как победили супостата своего цар€ ћама€ї) и Ђ—казание о ћамаевом побоищеї - наиболее совершенные произведени€ о  уликовской битве.

Ј ¬ XIII-XV веках на –уси было создано много житий св€тых: јлександра Ќевского, митрополита ѕетра, —ерги€ –адонежского и другие.

Ј –аспространенным жанром средневековой русской литературы была повесть (Ђѕовесть о ѕетре и ‘евронииї, рассказывающа€ о любви кресть€нки и кн€з€).

Ј —охранилс€ в русской литературе и жанр Ђ’ожденийї, то есть описаний путешествий (Ђ’ождение за три мор€ї тверского купца јфанаси€ Ќикитина, первым из русских людей побывавшего в »ндии).

ќбщественна€ мысль.

Ј XIV-XV века были на –уси временем острых религиозных споров. ”же в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Ќовгороде и ѕскове.

Ј Ќест€жатели во главе с Ќилом —орским считали, что монахам подобает кормитьс€ трудами собственных рук, а не чужим трудом. ѕоэтому они отказывали церкви в праве владеть деревн€ми с кресть€нами. »х противники Ц иосифл€не, сторонники игумена »осифа ¬олоцкого, настаивали на праве церкви владеть земл€ми с кресть€нами дл€ того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. ќдновременно нест€жатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полага€, что их надлежит увещевать, как заблуждающихс€, а иосифл€не требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым вс€кое сомнение в вере.

јрхитектура.

Ј ¬ ћосковском кн€жестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. ћосковский  ремль:

Јстроительство белокаменного ћосковского  ремл€ (1366 Ц ƒмитрий ƒонской, белокаменный  ремль),

ЈXV век, »ван III Ц строительство современного  ремл€ (из красного кирпича, элементы италь€нского зодчества Ц Ђласточкин хвостї).

Ј —амыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный ”спенский собор, построенный в ћосковском  ремле под руководством италь€нского зодчего јристотел€ ‘иораванти и Ѕлаговещенский собор, построенный псковскими мастерами.

»зобразительное искусство.

¬ изобразительном искусстве XIII-XV веков выдел€етс€ творчество двух великих художников: ‘еофана √река и јндре€ –ублева.

Ј ‘еофан √рек, приехавший из ¬изантии, работал в Ќовгороде и ћоскве. ƒл€ его фресок и икон характерна особа€ эмоциональна€ напр€женность, насыщенность цвета. ќбразы ‘еофана суровые, аскетические. ѕримеры: церковь —паса-на-»льинке в Ќовгороде, јрхангельский и Ѕлаговещенский соборы в ћоскве.

Ј »на€ манера была присуща јндрею –ублеву (последн€€ треть XIV Ц перва€ треть XV века, монах “роице-—ергиева монастыр€). –осписи –ублева сохранились в ”спенском соборе во ¬ладимире. ѕримеры: Ѕлаговещенский собор в ћоскве, ”спенский собор во ¬ладимире, “роицкий собор (знаменита€ Ђ“роицаї), Ђ—пасї.

Ј  онец XV Ц начало XVI века Ц ƒионисий (иконы ”спенского собора ћосковского  ремл€).


_______________________

 ультура –оссии XVI века.


√лавные событи€ и характерные черты культуры XVI века.

√лавными событи€ми русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правлени€. —оответственно ключевыми чертами культуры стали: а) иде€ национального объединени€; б) иде€ образование единой народности.

‘ольклор.

Ј ¬ XVI веке расцветает жанр исторической песни. Ѕольшое распространение имели и исторические предани€. ѕесни и предани€ обычно посв€щались выдающимс€ событи€м того времени - вз€тию  азани, походу в —ибирь, войнам на «ападе, либо выдающимс€ личност€м - »вану √розному, ≈рмаку “имофеевичу.

Ј ¬ фольклоре XVI века нередко смешиваютс€ сюжеты киевского былинного цикла и событи€ более близкого прошлого.

ѕисьменность и книгопечатание.

Ј ¬ середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Ќиконовской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Ќикону). Ќиконовска€ летопись вобрала в себ€ весь предшествующий летописный материал от начала –уси до конца 50-х годов XVI века.

Ј 1564 Ц начало книгопечатани€ в –оссии: »ван ‘едоров и его помощник ѕетр ћстиславец Ц Ђјпостолї (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем Ђ„асословї, первый букварь (ѕечатный двор размещалс€ невдалеке от  ремл€ на Ќикольской улице, бежал из ћосквы в ¬еликое кн€жество Ћитовское).

Ћитература и общественна€ мысль.

Ј ¬ начале XVI веке старцем ‘илофеем была выдвинута теори€ Ђћосква Ц третий –имї. ѕервый –им пал, второй –им Ц  онстантинополь Ц тоже, третий же –им Ц ћосква, стоит вечно, а четвертому –иму не бывать.

Ј –асцвет публицистики: челобитные »вану IV √розному »вана ѕересветова (защищал интересы двор€нства, выступа€ за укрепление самодержавной власти), переписка »вана √розного со сбежавшим кн€зем јндреем  урбским (защищал интересы аристократии, выступа€ против самодержавной власти). ќбщим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. ѕолитическим идеалом  урбского при этом €вл€лась де€тельность »збранной –ады, а дл€ »вана ѕересветова Ц сильный правитель, опиравшийс€ на двор€нство.

Ј ќбобщающим руководством по ведению домашнего хоз€йства, поведению в быту стал Ђƒомостройї, написанный —ильвестром в середине XVI века. Ђƒомостройї означает Ђдомоводствої, поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставлени€.

Ј ”ровень грамотности среди населени€ был различным. ќбучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звани€. ѕо€вл€ютс€ первые учебники по грамматике (ЂЅеседа об учении грамотеї) и арифметике (Ђ÷ифирна€ счетна€ мудростьї).

јрхитектура и изобразительное искусство.

Ј — конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, св€занный с завершением объединени€ страны. ¬озросли масштабы каменного строительства. Ќачал формироватьс€ единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

Ј –азвиваетс€ каменное строительство: окончательно оформлен  ремлевский ансамбль (√рановита€ палата в  ремле Ц великокн€жеский дворец, здесь »ван IV праздновал вз€тие  азани, ѕетр I Ц ѕолтавскую победу), јрхангельский собор (усыпальница великих кн€зей и царей), колокольн€ »вана ¬еликого (82 метра, в честь »вана III).

Ј — XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из дерев€нного зодчества), лучший образец Ц церковь ¬ознесени€ в  оломенском (на рождение »вана IV) Ц Ђвесьма чудна высотою и светлостьюї.

Ј ѕокровский собор (храм ¬асили€ Ѕлаженного) Ц в пам€ть вз€ти€  азани (2 окт€бр€ 1552 Ц ѕокрова Ѕогородицы), архитекторы ѕостник яковлев и Ѕарма. ¬округ центрального шатра расположены восемь куполов, ни один из которых не повтор€ет другой по форме и рисунку. —овременную цветную окраску собор получил в XVII веке, первоначально был белым.

Ј –азвиваетс€ иконопись, по€вл€ютс€ так называемые Ђпарсуныї - изображени€ людей, имеющие черты портретного сходства.

Ј ¬ XVI веке продолжалось развитие ремесла. —видетельством высокого искусства русских литейщиков служит ÷арь-пушка, отлита€ јндреем „оховым в конце XVI века.


_______________________





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-09-03; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 20539 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

306 - | 324 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.