Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 ультура ———– в 60-80-е годы

 

 

–еформы, начавшиес€ после смерти —талина, создавали более благопри€тные услови€ дл€ развити€ культуры. –азоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тыс€ч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие св€зей с зарубежными странами - всЄ это расширило спектр свободы, вызвало у населени€, особенно молодежи, утопические мечтани€ о лучшей жизни. —очетание всех этих совершенно уникальных обсто€тельств привело к движению шестидес€тников.

¬рем€ с середины 50-х до середины 60-х годов (от по€влени€ в 1954 году повести ». Ёренбурга с названием "ќттепель" и до открыти€ процесса над ј. —ин€вским и ё. ƒаниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю ———– под названием "оттепель", хот€ инерци€ развернувшихс€ в то врем€ процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Ёпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. ¬о второй половине 60-х активизируетс€ молодежное движение, противопоставившее себ€ традиционным формам духовности. ¬первые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаютс€ исторические итоги XX столети€. ¬се чаще поднимаетс€ проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношени€х "отцов и детей".

¬ советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд  ѕ—— (февраль 1956 г), восприн€тый общественным мнением как очистительна€ гроза. ѕроцесс духовного обновлени€ в советском обществе началс€ с обсуждени€ ответственности "отцов" за отход от идеалов ќкт€брьской революции, котора€ стала критерием измерени€ исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. “ак в действие вступило противосто€ние двух общественных сил: сторонников обновлени€, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

¬ художественной литературе противоречи€ в рамках традиционализма нашло отражение в противосто€нии консерваторов (‘.  очетов - журналы "ќкт€брь", "Ќева", "Ћитература и жизнь" и примыкавшие к ним журналы "ћосква", "Ќаш современник" и "ћолода€ гварди€") и демократов (ј. “вардовский - журналы "ёность"). ∆урналу "Ќовый мир", главным редактором которого был ј.“. “вардовский, принадлежит особа€ роль в духовной, культуре этого времени. ќн открыл дл€ читател€ имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "ќдин день »вана ƒенисовича" ј. —олженицина.

’удожественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца п€тидес€тых годов означали по€вление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

—амиздат возник в конце 50-х годов. “акое название получили машинописные журналы, создававшиес€ в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реали€м советской действительности. ¬ самиздат попадали как произведени€ советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. ѕо рукам ходили и рукописи детективов. Ќачало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы “вардовского "“еркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. ѕервый самиздатовский журнал "—интаксис", основанный молодым поэтом ј. √инзбургом, опубликовал запрещенные произведени€ ¬. Ќекрасова, Ѕ. ќкуджавы, ¬. Ўаламова, Ѕ. јхмадулиной. ѕосле ареста √инзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (¬л. Ѕуковский и другие).

—оциокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. ’арактерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Ѕ. ѕастернака (ћ. √орький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на «ападе роман "ƒоктор ∆иваго", где автор критически переосмысливает событи€ ќкт€брьской революции. »сключение ѕастернака из —оюза писателей подвело черту в отношени€х между властью и художественной интеллигенцией.

 ультурна€ политика в период "оттепели".Ќ. ’рущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее "автоматчиками".  онтроль за де€тельностью художественной интеллигенции осуществл€лс€ посредством "установочных" встреч руководителей страны с ведущими де€тел€ми культуры. —ам Ќ.—. ’рущев, министр культуры ≈.ј. ‘урцева, главный идеолог партии ћ.ј. —услов не всегда оказывались в состо€нии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Ёто приводило к неоправданным выпадам против де€телей культуры. ’рущев резко высказывалс€ против поэта ј.ј. ¬ознесенского, чьи стихи отличаютс€ усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров ћ.ћ. ’уциева, автора фильмов "¬есна на «аречной улице" и "ƒва ‘едора", ћ.». –омма, поставившего в 1962 году художественный фильм "ƒев€ть дней одного года".

¬ декабре 1962 года в ходе посещени€ выставки молодых художников в ћанеже ’рущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых был и скульптор Ёрнст Ќеизвестный. ¬се это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недовери€ к политике партии в области культуры.

¬рем€ хрущевской "оттепели" пр€мо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного подтекста" (вли€ние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победител€, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. ¬се это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведени€, где доминировали идеалы демократического социализма.

¬ целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. ѕотепление не было устойчивым, идеологические послаблени€ смен€лись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

ќбща€ характеристика советской культуры периода "засто€". Ѕолее двадцати лет в советской истории существовала эпоха "засто€", котора€ в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденци€ми. — одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной де€тельности, благодар€ государственному финансированию укрепл€лась материальна€ база культуры. — другой стороны, усилилс€ идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

«а этот долгий временной отрезок во всех област€х социальной жизни наступили серьезные изменени€:

благодар€ научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентаци€ общественного сознани€, особенно среди молодежи, к традиционным ценност€м русской культуры и к западным образцам жизни;

нечетка€ разобщенность, котора€ наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно €сные очертани€ противосто€ни€ двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (по€вление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономи€х и област€х).

—ледует отметить эволюцию форм этого противосто€ни€ - от резкого непри€ти€ до установлени€ определенного взаимосогласи€ и взаимодействи€, что было продиктовано жизненной необходимостью изменени€ ориентиров внутреннего и внешнего развити€. “ак, логика развити€ предмета отображени€ действительности официальной культурой была св€зана с попыткой сохранени€ своего доминирующего положени€ в общественном сознании, что вызвало переход от €вного "лакировани€" €влений окружающей жизни к традици€м неосталинизма, возрожда€ тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "¬ойна и мир" и "јндрей –ублев" режиссеров —. Ѕондарчука и ј. “арковского).

Ќесмотр€ на все сложности и противоречи€, литературно-художественна€ жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. ¬ литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о насто€щем и прошлом советского общества.

ќстрые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели ¬.√. –аспутин (повести "ѕоследний срок", "∆иви и помни" и "ѕрощание с ћатерой"}; ¬.ј. —олоухин ("¬ладимирские проселки"); ¬.ѕ. јстафьев (" ража" и "÷арь-рыба"), ‘.ј. јбрамов (трилоги€ "ѕр€слины" и роман "ƒом"), ¬.». Ѕелов (1"ѕлотницкие рассказы", роман " ануны"), Ѕ.ј. ћожаев ("ћужики и бабы"). —одержание большинства произведений не оставл€ло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. ѕисатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменени€ в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихс€ изменени€ св€зи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

јвтором попул€рных остроконфликтных нравственных пьес "—тарший сын", "”тина€ охота", "ѕрошлым летом в „улимске" был драматург ј.¬. ¬ампилов.

Ѕольшой попул€рностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза „. јйтматова (повести "ƒжамил€", "ѕрощай √ульсары", "Ѕелый пароход", "» дольше века длитс€ день" и др.), белоруса ¬. Ѕыкова (повести "ћертвым не больно", " ругл€нский мост", "—отников" и др.), грузина Ќ. ƒумбадзе (повести "я, бабушка, »лико и »лларион", "я вижу солнце", роман "Ѕелые флаги"), эстонца я.  росса (романы "ћежду трем€ поветри€ми", "»мператорский безумец").

Ќа 60-е годы приходитс€ творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Ќ. –убцова. ≈го лирике свойственны предельно проста€ стилистика, напевна€ интонаци€, душевность, неразрывна€ св€зь с –одиной.

“еме –одины, ее судеб посв€щал свои музыкальные произведени€ композитор √.¬. —виридов (" урские песни", "ѕушкинский венок"), сюиты "¬рем€, вперед", музыкальна€ иллюстраци€ повести ј.—. ѕушкина "ћетель").

70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. ќсобенной попул€рностью у передовой общественности пользовалс€ ћосковский театр драмы и комедии на “аганке. Ќа его сцене были поставлены "ƒобрый человек из —езуана" Ѕ. Ѕрехта, "ƒес€ть дней, которые потр€сли мир" по ƒж. –иду, "ј зори здесь тихие..." Ѕ. ¬асильева, "ƒом на набережной" ё. “рифонова, "ћастер и ћаргарита" ћ. Ѕулгакова. —реди других коллективов выдел€лись театр имени Ћенинского  омсомола, театр "—овременник", театр им.≈. ¬ахтангова.

÷ентром музыкальной жизни оставалс€ јкадемический Ѕольшой театр в ћоскве. ≈го прославили имена балерин √. ”лановой, ћ. ѕлисецкой, ≈. ћаксимовой, балетмейстеров ё. √ригоровича, ¬. ¬асильева, певиц √. ¬ишневской, “. —ин€вской, Ѕ. –уденко, ». јрхиповой, ≈. ќбразцовой, певцов 3. —откилавы, ¬л. јтлантова, ≈. Ќестеренко.

¬ 70-е годы началась так называема€ "магнитофонна€ революци€". ѕесни прославленных бардов записывались в домашних услови€х и передавались из рук в руки. Ќар€ду с сочинени€ми ¬. ¬ысоцкого, Ѕ. ќкуджавы и ј. √алича большой попул€рностью пользовались произведени€ ё. ¬избора, ё.  има, ј. √ородницкого, ј. ƒольского, —. Ќикитина, Ќ. ћатвеевой, ≈. Ѕачурина, ¬. ƒолиной. ѕовсеместно возникали молодежные клубы самоде€тельной песни, начали проводитьс€ их всесоюзные слеты. —импатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (¬»ј).

¬ целом художественна€ культура сумела поставить перед советским обществом р€д насущных проблем и попыталась в своих произведени€х эти проблемы решить.

 

1 –уднев ¬. ѕ. —ловарь культуры 20 века.  лючевые пон€ти€ и тнксты / ¬. ѕ. –уднев-ћ., 1997. 156 с.

2 –уднев ¬. ѕ. —ловарь культуры 20 века.  лючевые пон€ти€ и тнксты / ¬. ѕ. –уднев-ћ., 1997.15 с.

3  ондаков ».¬. ¬ведение в историю русской культуры: учеб. ѕособие, / ондаков ».¬. - ћ., 1997. 65 с.

 

 азанский электротехникум св€зи

 

–≈‘≈–ј“

ѕо истории

 ультура ———–

в 60-80-е годыї

¬ыполнил

—тудент 214 группы

√орбунов ¬италий

 

 азань 2012г.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
јрх≥тектура та образотворче мистецтво | Ёволюци€ ƒревнегреческой культуры
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-09-03; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 20088 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

425 - | 420 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.