Билет №15-1
Для культуры Беларуси 14- первой половины 16 века характерны 2 противоречивые тенденции.
С одной стороны,
эта культура развивалась в основном в рамках традиционной средневековой культуры:
ü Основным типом каменных архитектурных сооружений по-прежнему был храм;
ü Книги по-прежнему переписывались от руки;
ü Живопись по-прежнему была религиозной – фрески, иконы;
ü Образование, как и в прошлом, можно было получить только при монастыре.
С другой стороны,
появились и новые черты, не характерные для культуры предыдущей эпохи:
1) В народный фольклор всё шире проникают социально-классовые мотивы – несправедливость крепостничества, описание тяжелого положения крестьян, прославление борцов за крестьянское счастье и т.д. Кроме этого, фольклор дополнился произведениями, которые отражали борьбу с татарскими набегами, жизнь беглых крестьян-казаков;
2) Появились новые музыкальные инструменты – цимбалы, скрипки, флейты;
3) Всё большее влияние начинает оказывать на развитие культуры католическая церковь. Католицизм распространился в ВКЛ после подписания Кревской унии 1385 года. По условиям этой унии Ягайло обещал крестить население ВКЛ по католическому обряду. Он не только дал феодалам-католикам особые права- привилегии, но и дал католической церкви огромные земельные владения и иные подарки католическим храмам и монастырям. Это очень сильно отразилось на культуре. Так, например, наряду с традиционными фресками и иконами храмы стали украшать деревянными скульптурами;
4) Помимо церковной литературы стала распространяться литература светская – произведения южнославянских, западноевропейских, польских авторов, переведённых на белорусский язык.
В результате слияния этих противоречивых тенденций было создано множество произведений культуры европейского и мирового значения:
1) Замки – Кревский, Новогородский, Городенский, Лидский. Они были построены в романском стиле с характерными для него полукруглыми арками, тяжелыми, массивными стенами и башнями, отсутствием украшений, с преобладанием горизонтальных линий над вертикальными;
2) Храмы – Костёл Троицы в Ишколди (Барановичский район), Свято-Михайловская церковь в деревне Сынковичи (Зельвенский район). Они были построены в готическом стиле с характерными для него стрельчатыми арками, многочисленными внешними украшениями, с преобладанием вертикалей над горизонталями;
3) Летописи – самая яркая из них - «Радзвивиловская летопись». Она была создана в 15 веке на основе более ранних произведений, украшена огромным количеством миниатюр- иллюстраций. Это настоящая энциклопедия по истории Киевской Руси и Полоцкого княжества;
4) Фрески и иконы в то время создавались очень активно. Но на территории Беларуси фресок 14-15 веков не сохранилось. Шедевром иконописи того времени является икона «Матерь Божия Умиление» из деревни Малорита;
5) Выдающимися памятниками рукописной книги являются евангелия: Лавришевское и Друцкое (датируемые 14 веком), Жировичское (датируемое 15 веком). Они были прекрасны как внутри за счёт многочисленных миниатюр, так и снаружи - их обложки были украшены драгоценными камнями, золотом и серебром.
6) В первой половине 16 века в культуре Беларуси наблюдается влияние культуры западноевропейского Возрождения, идей гуманизма. Так, например, возникает латиноязычная поэзия. Виднейшим представителем белорусской латиноязычной поэзии является Микола Гусовский. Он служил при дипломатической миссии ВКЛ в Риме и написал там поэму “Песня про зубра ”. Это не только замечательное поэтическое описание природной красоты Беларуси, но и философское рассуждение про предназначение человека, гуманистический взгляд на войну, как на явление, противное человеческой природе.