Развитие культуры на украинских землях в период Киевской Руси и в польско-литовский период (14-пер пол 17 вв)
Культура дохристианской Руси.
Религиозная реформа князя Владимира. Создание единого пантеона богов.
3.Принятие христианства: причины и значение.
Устное народное творчество на Руси.
Развитие славянской письменности. Книгописание.
Особенности развития культуры в галицко-волынский период.
Культура Галицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. Она была открытой для влияния западной и восточной культур, но при этом не теряла своей восточнославянской специфики. Большое влияние на культуру региона имела православная церковь, которая, несмотря на политические неурядицы, сохраняла основные культурные традиции.
Образование в Галицких и Волынских землях продолжало традиции Киевской Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах, существовали школы. В них принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курс обучения, они работали писарями в княжеской или епископской канцелярии,становились священниками или продолжали дело отцов. Распространенным было и обучениена дому, особенно для детей бояр, которые жили в загородных усадьбах.
В Галицкой и Волынскойземлях также существовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах.
Найденные предметы для письма, надписи на стенах церквей, бересте, вещах, оружия и орудиях труда(Метки) свидетельствуют, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников была распространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для писания на восковых таблицах археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье (Бресте), берестяные грамоты - в Звенигороде и Бресте. Сохранились и пергаментные грамоты князей.
Летописания в Галицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователи считают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другие утверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей,своеобразных светских житий князя, которые впоследствии были объединены в единое произведение.
.Галицкие и Волынские города богаты каменными сооружениями: храмы, княжеские дворцы, замки, укрепленные дворы бояр. Сначала каменными были только храмы и княжеские палаты.
Первые каменные храмы в Галичине и Волыни появляются довольно рано - с конца IX - начала Х века, что было обусловлено влиянием чешской архитектуры.
В XII-XIII вв. сформировались Волынская и Галицкая архитектурные школы. Среди сохранившихся монументальных сооружений является Успенский собор во Владимире-Волынском. Он построен в 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича.
7.Особенности культурной жизни на территории Украины в 14 – пер пол 17 вв
Развитие образования (братские школы, Острожская школа, Киево-Могилянская академия).
Появление в Украине книгопечатания. Иван Федоров.
С изобретением печатного станка устное слово, будучи записано, а затем воспроизведено в десятках, сотнях, тысячах оттисков, становится активным средством воздействия на массы, орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний. Книга стала дешевле, легче в изготовлении, и, следовательно, доступнее. Начало наборного печатания в Европе относят к 40-м годам XV столетия и связывают с именем брюгера из прирейнского города Майнца Иоганна Генсфлейша, чаще называемого Иоганном Гуттенбергом (между 1394 и 1399-1468 гг.). Руководства по типографскому делу в ту пору не существовало. Опыт передавался от учителя к ученику. У каждого мастера были свои секреты, свои излюбленные приемы. Приходилось овладевать самостоятельно тонкостями ремесла, особенно при осваивании новых систем шрифта или алфавита. Тот же путь прошел Иван Федоров(1510-1583) основатель книгопечатания в России и Украине. По отдельным данным, учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Свою деятельность начал вместе с П.Мстиславцем в 1563 году в Москве, где напечатал первую русскую книгу «Апостол». В ней он выступил не только как печатник, а и как редактор. В издании много иллюстраций: на форзаце изображен апостол Лука. Заставки и концовки, а их 48, выполнены на высоком художественном уровне. Шрифт разработан на базе московского полуустава. В 1566 году Иван Федоров вместе с П.Мстиславцем оставил Москву и переехал в Украину.
Летом 1569 года друг и соратник первопечатника Петр Тимофеев Мстиславец перебрался в Вильну и здесь на средства богатых купцов Мамоничей основал новую типографию. Второе издание, «Псалтырь» с «Часословцем», Иван Федоров печатал с 26 сентября 1569 года по 23 Марта 1570 года.
25 февраля 1573 года Иван Федоров начал печатать первую точно датированную украинскую печатную книгу «Апостол», и почти год спустя закончил 15 февраля 1574 года. В книге есть послесловие «Повесть … откуда начася и како свершися друкарня сія»,- это первый образец украинской мемуарной литературы. Одновременно, а может быть и раньше, в Львовской типографии печаталась «Азбука», первый известный нам печатный учебник кирилловского шрифта. Издание этого учебника демонстрирует Ивана Федорова как просветителя украинского народа.
В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Константинович Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Федорова к себе на службу. Увидя в этом возможность продолжать любимое дело, а также выход из финансовых затруднений, печатник согласился. За неполные четыре года с 1578 по 1581 года она выпустила пять изданий и среди них прославленную Острожскую Библию.