Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философско-религиозные системы




В середине 1 тыс. до н.э. в Китае оформляются основные философско-религиозные системы.

Конфуцианство.

Основатель - проповедник Кун-Фу-Цзы (лат. Конфуций) (551 – 479 гг. до н.э.). Он считал, что причина всех невзгод и беспорядков в обществе - это упадок нравственности людей.

У человека должно быть 5 основных свойств:

1. Жень - человеколюбие и гуманизм. Это отношения родителей и детей.

2. И - долг и справедливость. Это отношения господина и слуги.

3. Ли - ритуал, соразмерность. Это отношения старшего и младшего брата.

4. Син - искренность, способность людей к взаимопониманию и сотрудничеству. Это отношения между друзьями.

5. Чжи - знание вещей, мудрость.

Конфуций требовал строгой регламентации обязанностей человека, а также строгое соблюдение ритуалов. Главная цель его учения - максимальная рационализация и регламентация жизни. В 3 веке до н.э. Конфуция канонизировали и на основе его учения и древнейших религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Основное содержание - обожествление императора. Император - это сын Неба и отец народа.

Были заимствованы из древнейших верований многие боги и духи. Число их постоянно пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей. Боги делились:

- Высшие (верховное божество Небо, император и умершие предки императора).

- Средние (боги солнца, луны, грома, дождя и ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого).

- Низшие (боги войны, огня, местные духи земли, рек, покровители городов).

Конфуцианство не имело особой касты жрецов. Функции верховного жреца выполнял император. А общение с мелкими божествами - это функция шэньши.

Даосизм.

Основатель - Лао-Цзы (6-5 вв. до н.э.). Он автор книги «Даодэцзин» («Канон пути и благодати», т.к. «Дао»-путь, «Дэ» - благодать, благая сила). Это сборник аллегорических историй, который трудно истолковать. Дао - это путь, по которому развивается весь мир. Дао - это сверхбытие, великое, единое, оно вечно, безымянно, бестелесно, бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно движется. Оно-источник всего сущего. Основная задача познания – это раскрыть символику Дао, но не путем логических процессов, а по средствам странствования в Дао-потоке, т.к. Дао находится вокруг нас, то не нужно целенаправленно искать знание, надо просто познавать окружающее. Поскольку человек не в силах изменить естественный порядок вещей, то удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий. Основной принцип даосизма - это теория недеяния, т.е. отказ от активных действий.

Основу религиозного даосизма составляет понятие абсолютного Дао. Жизнь-это иллюзия, смерть-это возвращение в Дао, истинное бытие бессмертной души.

Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Дух - это утонченная материально-энергетическая субстанция Ци. После смерти тела Ци рассеивалась в природе. Даосизм от древнейших верований унаследовал учение о множественности душ. У человека 2 души: животная – «по», мыслящая – «хунь». Тело-это единственная нить, связывающая их вместе. Смерть тела приводит к разъединению и гибели душ. Поэтому большое значение придается продлению жизни и долголетию. Постепенно возникла вера в возможность обретения бессмертия с помощью употребление особых снадобий растительного и минерального происхождения. Путь к бессмертию предполагал занятие сложными методами особой психофизической тренировки напоминающей йогу - совершенствование духа и тела. Совершенствование духа - занятия медитацией, созерцание Дао и единение с миром и с Дао. Совершенствование тела - это специфические гимнастические и дыхательные упражнения, сексуальная практика поддержания энергетического баланса в организме и занятия алхимией. Алхимия считалась высшим путем к обретению бессмертия.

В Китае создаются даосские монастыри, в которых жили монахи, занимающиеся гаданием, изгоняющие духов, торгующими амулетами. Монахи занимались геомантией - гаданием по земле, определением плохих и хороших мест на земле.

Буддизм.

Первоначально, в 1 в. н.э. буддизм проник в Китай в форме хинаяны (классического буддизма, предполагающего спасение через монашество), но постепенно его вытеснил буддизм в форме махаяны (в 470 г буддизм был провозглашен даже официальной религией в Северном Китае). Буддизм принес в Китайскую культуру идею круга рождений и кармы, идею рая и ада, культовое зодчество.

 

Письменность.

Наиболее ранние памятники древней китайской письменности - иньские гадательные надписи (15-11 вв. до н.э.). Но письменность возникла раньше, т.к. к этому времени она была достаточно развитой системой знаков. Подавляющее большинство иньских знаков – идеограммы (изображение предметов или сочетание таких изображений, передающих более сложные понятия). Использовались также и иероглифы (один элемент знака указывает на чтение, другой на приблизительное значение).

Во 2-1 вв. до н.э. происходит унификация местных вариантов знаков и возникает новый почерк написания знаков, мало отличающийся от современного. В качестве материала для письма использовали длинные и тонкие деревянные или бамбуковые палочки, связанные шнурком. Писали тушью с помощью кисти. Начиная с середины 1 тыс. до н.э. китайцы стали использовать шелк, на котором писали натуральными красками. На рубеже нашей эры китайцы изобрели бумагу, которую изготавливали из коры и тряпья.

Особенность Китая-то, что иероглифическая письменность одинакова для всех диалектных групп. В 15 веке до н.э. было 2000 иероглифов, на рубеже н.э. – 3000, в 3 веке н.э.-18000.

Литература.

К началу 1 тыс. до н.э. относятся первые памятники китайской литературы: «Книга песен» («Шицзин»), «Книга перемен» («Ицзин»). «Книга песен» включает в себя 305 поэтических произведений, сгруппированных по 4 разделам:

1. Нравы царств.

2. Малые оды.

3. Великие оды.

4. Гимны.

Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений 4 в. до н.э. Они дошли до нас в виде текстов на каменных тумбах. 5 – 3 века до н.э. были временем стремительного взлета древнекитайской культуры. Именно в это время (4 в. до н.э.) жил основатель китайской поэзии Цюй Юань. Его последователями были Сым Сан-Жу, Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. В 2 в. н.э. самыми известными поэтами были Цао Цао, Цао Чжи, Цао Пи, Цзи Кан, Жуань Цзи.

Основные жанры китайской литературы:

1. Оды – «фу». Специфическая разновидность прозопоэтических текстов (ритмическая проза или стихи в прозе)

2. Песни – «юэфу». Лирическая поэзия (культовые песнопения, обработанные народные песни)

3. Песни - «цы»

4. Стихи – «ши». Авторская лирика. К 7 в. н.э образовалась классическая лирика в 2 поэтических формах (четверостишья и восьмистишья, написанные по 5 или 7 иероглифов)

а) официальная поэзия – панегирики («Поэзия о княжеских пирах» - «Гун янь ши») – воспевание царствующих династий. Отличаются насыщенностью философско-политической терминологией, торжественностью.

б) поэзия на конфуцианские темы:

· произведения на исторические темы («Воспевание истории» - «Юн ши») – даются образцы правильного и неправильного правления

· произведения на социально-политические темы – критика правящего режима через описание народных бедствий и предполагаемая программа действий

· произведения на военные темы – описание воинской доли и бедствий вызванных военными конфликтами (на примерах событий древности)

в) любовная лирика («Поэзия чувств/любви» - «Цин ши»)

· поэзия разлуки – причина переживаний: безответная любовь, отъезд супруга на новое место службы, измены супруга, смерть супруга. Повествует о женских переживаниях, но авторами стихов являются мужчины.

· куртуазная поэзия («Поэзия придворного стиля» - «Гун ти ши») – воспевалась женская красота, любовные переживания. Писались от имени женщины.

· «развратная» поэзия – о мужских любовных переживаниях, вызванных сторонней (не состоящей с героем в браке) женщиной

г) поэзия дружбы – о мужской дружбе, о разлуке друзей, поэтическая переписка.

д) поэзия на даосские темы

· «Путешествия к бессмертным» («Ю - сянь») - красочная и фантастическая картина мира бессмертных

· «Призывания сокрывшегося от мира» («Чжао инь») – воспевают радость бытия на лоне природы, философские взгляды автора на проблемы жизни и смерти.

е) пейзажная лирика («Поэзия гор и вод» - «Шань-шуй ши»)

ж) поэзия на буддийские темы

· монашеская

· светская

з) произведения – иносказания («Воспевания» - «Юн») - развернутая метафора. Объект повествования – различные явления окружающей действительности (дождь, снег, природа, одежда), а предмет – внутренний облик человека и его эмоциональное состояние

Особенности китайской поэзии:

1. Каноничность и строгое следование традиции, безличность (отсутствие личных местоимений и использование глаголов в инфинитиве).

2. Китайская рифма исходит не из реального произношения, а из искусственной классификации иероглифов (распределение по специальным категориям). В классической поэзии разрешалось рифмовать только четные строки.

3. Аллегоричность и символичность.

4. Поэтами были в первую очередь чиновники шэньши, которые вели кочевую жизнь, поэтому одним из мотивов китайской поэзии является одиночество.

5. Проза (изящная словесность) – «вэнь». Повествовательная проза считалась второстепенной и предназначенной для малообразованного человека или для развлечения в часы досуга.

Выделяют:

- рассказ – «сяошо» (от 1-2 строк до 1,5 страниц иероглифического текста, написанные простым языком с использованием фольклорных мотивов и образов)

- новелла – «чуаньци» (возникла в 14 веке),

- песенно-повествовательный жанр – «бяньвэнь» (возник в 4-10 веке) – переложение национальных легенд, преданий, буддийских сюжетов

- городская новелла - «хуабэнь» (возникла в 11-18 веках)

- роман (возник в нач. 14 в.) В классическом китайском романе каждый эпизод, глава начинается и заканчивается стихами. В начале каждой главы краткий пересказ предыдущей главы. Каждая глава заканчивается на самом интересном месте. При этом роман больше похож на сборник новелл и рассказов (каждый эпизод самостоятелен, меняются главные герои).

а) исторический роман («Троецарствие» Ло Гуаньчжун (14в.) – эпическое повествование о событиях кон. 2 – нач. 3 вв.)

б) авантюрно-приключенческий роман («Речные заводи» Ши Найань (14 в.) – китайский вариант легенд о Робин Гуде и благородных разбойниках)

в) бытовой роман («Сон в красном тереме» Цао Сюэцин (18 в.) - сага о богатом столичном семействе со множеством этнографических, нравоописательных подробностей и любовных эпизодов)

г) дидактический роман («Неофициальная история конфуцианцев» У Цзинцзы (18в.) – критика ортодоксального конфуцианства)

д) любовно-эротический роман («Цветы сливы в золотой вазе, или Цзин, Пин, Мэй» неизвестный автор)

е) фантастический роман («Путешествие на запад» У Чэньэнь (16 в.) фантастическое путешествие буддийского монаха)

 

Искусство и архитектура.

Музыка.

Древнекитайская поэзия не отделима от музыки и танца. Считается, что поэзия, музыка и танец-это выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на 3 основные группы: струнные, духовые, ударные. Уже в 1 тыс. до н.э. появляются первые трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной, танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, эта сфера культуры оказалась регламентированной и подчиненной государству.

Изобразительное искусство.

В середине 1 тыс. до н.э. живопись выделяется в самостоятельный вид искусства. Для этого впервые стали использовать тушь и шелковую ткань.

В середине 1 тыс н.э. развивается живопись на свитках. Она сближается с литературой, т.к. в рисунок вводится каллиграфия, т.е. рисунок и иероглифы - единое целое. Появляются 2 вида свитков: вертикальные для украшения стены, горизонтальные - для рассмотрения на столе. В это время в живопись проникает и лирическая тема - изображение человеческих чувств. Родоначальником всех жанров национальной китайской живописи (портрет, бытовая и пейзажная живопись) считают Гу Кайчжи («Фея реки Ло»), жившего в 4 в. В это же время делаются первые попытки обобщения законов живописи в трактате Се Хе «Шесть правил живописи».

Основные жанры живописи:

1. произведения на историко-мифологические темы

2. изображение даосских и буддийских персонажей

3. пейзажная живопись («шань шуй хуа» - «картины гор и вод»)

4. цветы и птицы

5. интеллектуальная живопись. Она представляет собой рисование бамбуковых палочек.

6. портрет парадный и частный, жанровая живопись («жень у» - «люди и вещи»)

В жанровой живописи выделяют:

· придворные сцены (наиболее известный автор Чжан Сюань (8в.))

· простонародные сцены (наиболее известный автор Хань Чань (8в.))

Наиболее известный автор парадного портрета Янь Либэнь (7в.))

Архитектура.

Уже с глубокой древности в Китае складывается совокупность строительных приемов, впоследствии придавших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре. Основу конструкции здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Здание возводилось на приподнятой глиняной платформе, а стены обычно сооружались из утрамбованной глины, с 1 в. до н.э. из кирпича. Крыша покрывалась черепицей. По фасаду укреплялись концевые декоративные черепичные диски, с пожеланиями счастья, богатства. Уже с 1 тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в 2-3 и более этажей с многоярусной крышей.

Дома и дворцы, и храмы возводились по одному традиционному принципу. В основе всех типов построек: одноэтажных и однозальных парадных павильонов «дянь», многоэтажных зданий «лоу», надворных и парковых построек «ге» и «тин», галерей «лан» лежала простейшая конструкция - каркас, образованный столбами и системой балок и перекрытий. Крыши могли легко варьироваться в своей вышине, ширине, благодаря поддерживающей системе подкровельных кронштейнов «доугун».

Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений является Великая китайская стена (начала строиться в 3 веке до н.э.). Ее высота - до 10 м, ширина - до 5-8 м. Она представляет собой и суровую глинобитную крепость с множеством сигнальных башен и дорогу, протянувшуюся на тысячи километров по уступам горных хребтов.

Самые первые китайские города строились по строгому плану. Улицы были перпендикулярны, город разделен на кварталы в соответствии со статусом жителей. Существовали строгие правила окраски зданий

С проникновением буддизма в Китай развивается монументальная скульптура, живопись и грандиозные синтетические ансамбли. По всей стране началось сооружение многокилометровых скальных монастырей, деревянных наземных храмов и мемориальных хранилищ буддийских реликвий - пагод. Возведенные в самых живописных местах многоярусные пагоды, первоначально напоминали индийские башнеобразные храмы. Самая первая из китайских пагод - это кирпичная Суньюэсы (523 г н.э.). В 7 веке была построена «Большая пагода диких гусей» - Да-янь-та. В 10 век н.э. - 13-ти этажная «железная пагода» в Танъяне.

Уже к 3 веку до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов.

Наука.

Успехам в архитектуре способствовало развитие математики. Во 2 веке до н.э. составлен трактат “Математика в 9-ти книгах”. Она фиксирует правила действия с дробями, прогрессии, пропорции, теоремы Пифагора, подобие треугольников, решение системы линейных уравнений. Но эта книга носила прикладной характер, т.к. была руководством для землемеров, астрономов и чиновников. Она содержала цены на товары, показатели урожайности и т.п.

С развитием математики тесно связаны значительные достижения в астрономии. В 4 веке до н.э. был составлен каталог, где было 118 созвездий, около 800 звезд. В 104 году была вычислена продолжительность года (365,25 дней). Уже во 2 тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, по 4 недели. Установили високосный год (1раз в 3 года). В 1 веке до н.э. описали пятна на солнце. Установили период образщения Юпитера в 11,92 года. Во 2 веке н.э. астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Большое развитие получила медицина. Древнекитайские врачи еще в 5 - 4 вв. до н.э. стали применять иглоукалывание. Во 2 веке до н.э. созданы трактаты по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий. В 3 веке н.э. врач Хуа То впервые применил местную анестезию при полостной операции. Китайцы первыми стали использовать наркотики (опий) в медицинских целях.

Китайцы первыми изобрели писчую бумагу, начали книгопечатание: вырезали текст на деревянных досках, а потом отпечатывали на бумаге. В начале 8 века н.э. зародилась официальная столичная газета “Столичный вестник”, и просуществовала до 20 века. Китайцы в 3 веке до н.э. изобрели магнитный прибор прародитель компаса, на рубеже н.э. - водяную мельницу, сейсмограф, насос. В 9-10 вв. н.э. изобрели компас, порох. В 8 веке н.э. в Китае была организована Академия наук, являющаяся древнейшим в мире научным государственным учреждением.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2486 - | 2162 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.