Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Подходы к определению понятия «культура»

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

1. ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И ТЕОРИИИ КУЛЬТУРЫ

1. Культурология относится к области (1)

- *гуманитарных дисциплин;

- математических наук;

- естественных наук;

- идеологических построений.

 

2. Дисциплина, материал которой не был использован при формировании культурологии, - это (1)

- социология;

- психология;

- история;

- этнология;

- антропология;

- * астрономия.

 

3. Объектом изучения культурологии является (1)

- религия;

- наука;

- * культура;

- искусство.

 

4. Культурология не изучает (1):

- теорию культуры;

- морфологию культуры;

- типологию культуры;

- историю культурологических концепций;

- * информатику.

 

5. Задачей прикладной культурологии не является (2)

- * анализ культурологических концепций;

- изучение методов охраны культурного наследия;

- планирование деятельности культурных учреждений;

- планирование культурной политики.

 

6. Американский антрополог Лесли Уайт предложил назвать интегральную науку о культуре (3)

- *культурологией.

 

7. Методы, которые не являются специфическими для культурологии (2)

- эмпирические;

- компаративные;

- структурно-функциональные;

- исторические;

- * гносеологические.

 

Подходы к определению понятия «культура».

8. Латинский термин «cultura» означает (2):

- правила поведения;

- установленные обычаи;

- требования общества к человеку;

- *населять/обживать;

- *обрабатывать/возделывать (землю).

 

9. Словосочетание «культура души» ввел в употребление римский оратор (3)

- * Цицерон.

 

10. «Описательными» определениями культуры можно назвать (1)

- *перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

 

11. «Историческими» определениями культуры можно назвать (2)

- перечисляющие все элементы культуры;

- * акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

 

12. «Нормативными» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- * подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

 

13. «Структурными» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- *основывающиеся на структуре культуры;

- основывающиеся на происхождении культуры.

 

14. «Генетическими» определениями культуры можно назвать (1)

- перечисляющие все элементы культуры;

- акцентирующие внимание на наследование традиций;

- подчеркивающие роль ценностей и норм;

- основывающиеся на структуре культуры;

- *основывающиеся на происхождении культуры.

 

 

15. До середины Х1Х века в России понятие «культура» не могло быть заменено словом (2)

- образованность;

- гуманность;

- воспитанность;

- просвещенность;

- * политкорректность.

 

16. Множественность и разнообразие определений культуры объясняется (2)

- *принципиальной невозможностью дать однозначное определение;

- ограниченностью и упрямством их авторов;

- идеологическими разногласиями авторов;

- сменой господствующих политических установок.

 

17 Определение культуры как «творческой деятельности человека по освоению материального и духовного мира» принадлежит (2)

- * В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

 

18. Определение культуры как «системы тончайших принуждений» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- * Вяч. Иванову.

 

19. Определение «Культура человека есть искусство, питая свою душу, делать ее плодоносной» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- П.А. Флоренскому;

- *В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

 

20. Определение «Культура есть борьба с мировым уравниванием» принадлежит (2)

- В.М. Межуеву;

- *П.А. Флоренскому;

- В. Гумбольдту;

- Вяч. Иванову.

 

21. Две взаимосвязанные современные дисциплины, изучающие человека и его культуру, это (3)

- * антропология и культурология.

 

22. Разделом теории культуры нельзя считать (2)

- *философию культуры;

- морфологию культуры;

- динамику культуры;

- социологию культуры.

 

23. Среди подходов к анализу культуры нельзя выделить (1)

- * единственно правильный;

- деятельностный;

- диалогический;

- аксиологический;

- компаративный.

 

24. Понятие «цивилизация», имеющее множество смыслов, не может означать (2)

- только материальную культуру общества;

- *только духовную культуру общества;

- внешние проявления воспитанности человека;

- завершающую фазу развития каждой культуры;

- уровень развития общества, отличающийся от «варварства»;

 

25. Эпоха европейской культуры, когда сложилась традиция называть мировую культуру цивилизацией, это (3)

- * эпоха Просвещения.

26. Понятия «цивилизация» и «культура» можно рассматривать (2)

- как синонимичные;

- как взаимоисключающие;

- как частично совпадающие;

- * как меняющие свое соотношение в разных интеллектуальных традициях.

 

27. Соотношение понятий культура и религия нельзя рассматривать (3)

- * как тождественные;

- как взаимодополнительные;

- понятие «культура» – шире, чем религия;

- как меняющееся в ходе истории.

 

1.2. Структура и функции культуры.

 

28. Теоретическое представление о противоположности массовой и элитарной культур возникло в начале (какого века?) (2)

- * ХХ века.

 

29. Автором концепции, критически анализирующей массовую культуру, является (2)

- * Х. Ортега-и-Гассет;

- Э. Тоффлер;

- Д. Белл;

- М. Вебер.

 

30. Элитарная культура создается (1)

- * ради привилегированной части общества;

- анонимными непрофессиональными творцами;

- ради массового потребителя;

- через мифы, сказания, эпос.

31. Массовая культура создается (1)

- ради привилегированной части общества;

- анонимными непрофессиональными творцами;

- * ради массового потребителя;

- через мифы, сказания, эпос.

 

32. Народная культура создается (1)

- ради привилегированной части общества;

- *анонимными непрофессиональными творцами;

- ради массового потребителя;

- классическим образованием.

 

33. В технологическую подсистему культуры входят (1)

- *орудия производства, средства существования;

- типы коллективного поведения, институты общества;

- идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

34. В социальную подсистему культуры входят (1)

- орудия производства, средства существования;

- *типы коллективного поведения, институты общества;

- идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

35. В идеологическую подсистему культуры входят (1)

- орудия производства, средства существования;

- типы коллективного поведения, институты общества;

- *идеи, верования, знания;

- ритуалы и обряды.

 

36. Культура части общества, противостоящая общепринятой, называется (1)

- *контркультурой;

- массовой культурой;

- элитарной культурой;

- народной культуройй.

 

 

37. Подсистема материальной культуры включает (1)

- *бытовую культуру;

- интеллектуальную культуру;

- художественную культуру;

- религиозную культуру.

 

38. Подсистема духовной культуры включает (1)

- *интеллектуальную культуру;

- бытовую культуру;

- культуру труда;

- экологическую культуру.

 

39. Основанием для дифференциации культуры как системы не являются различия (2)

- по социальной принадлежности;

- по типам мышления;

- по религиозным конфессиям;

- *по расовым признакам.

 

40. Основной функцией культуры, согласно концепции З.Фрейда, является (2)

- компенсаторная - относительно биологической ущербности человека;

- *репрессивная - подавлять инстинктивные влечения человека;.

- адаптивная - помогать человеку приспособиться к окружающей среде;

- семиотическая – помогать человеку осмыслить окружающую действительность.

 

 

1.3. Принципы типологии культуры.

41. Основанием современной научной типологии культур не могут служить различия (2)

- пространственно – географические;

- хронологически – исторические;

- * расово – антропологические;

- * различия экономических формаций;

- различия систем ценностей;

- различия типов мышления.

42. Период истории мировой культуры, который не входит в число выделенных русским философом Л.И. Мечниковым, называется (2)

- речным;

- средиземноморским;

- океаническим;

- * индустриальным.

 

43. Период истории человечества, который не входит в число выделенных американским социологом Д. Беллом, называется (2)

- доиндустриальным;

- индустриальным;

- постидустриальным;

- * океаническим.

 

44. Автором типологии культур, выделяющей доиндустриальный, индустриальный и постинустриальный период истории человечества, является (3)

- * Д.Белл.

 

45. В число определений современного типа культуры не входит понятие (1)

- общество потребления;

- информационное общество;

- технотронное общество;

- * коммунистическое общество.

 

46. Тезис «Империя Цивилизации была разделена на исторические и этнические провинции» принадлежит французскому историку (3)

- * Ле Февру.

 

47. Определение цивилизации как «культурной общности наивысшего ранга, предельный уровень культурной идентичности» принадлежит современному американскому политологу (3)

- * С. Хантингтону.

 

48. В эпоху Просвещения множественность языков и культур рассматривалась (1)

- * как досадный недостаток, мешающий развитию человечества;

- как преимущество и достояние человечества;

- как фактор, способствующий выживанию человечества;

- как божественное установление.

 

49. Концепция «конфликта цивилизаций» С. Хантингтона предполагает, что (2)

- возможно мирное решение всех спорных политических вопросов;

- *неизбежна военная конфронтация между Западом и исламским миром;

- вскоре может возникнуть «универсальной цивилизации»;

- восторжествует идея мультикультурности.

 

50. Идею самобытности культур, их взаимного непонимания, отстаивали (2):

- *немецкий философ О. Шпенглер;

- французские просветители Гольбах и Мирабо;

- американский социолог Д. Белл;

- русский историк Н.Я. Данилевский.

 

51. Концепты «Восток» и «Запад» типологии культур являются (2)

- * мифологемами и символами;

- строго научными характеристиками культур;

- следствием научной некомпетентности их сторонников;

- воплощением идеи «прогресса» человечества.

 

52. Критерием выделения особого типа культуры не является (2)

- способ хозяйствования;

- структура общественных связей;

- религия,

- язык;

- *расовые признаки;

- * IQ (коэффициент интеллектуального развития).

 

53. Утверждение, что есть народы «некультурные», «не способные к культуре» (1)

- соответствует выводам современной теории культуры;

- *противоречит выводам современной теории культуры;

- соответствует нравственным принципам;

- не является интеллектуальной ошибкой.

 

54. Автором, создавшим портреты 8 культурно-исторических миров, является (2)

- * О. Шпенглер.

 

55. Автором типологии, который насчитывал 21 цивилизацию, является (2)

- * А. Тойнби;

- П. Сорокин;

- О. Шпенглер;

- С. Хантингтон.

 

56. Автором концепции «культурно-исторических типов», отличающихся системами ценностей, является русский историк (3)

- * Н.Я. Данилевский.

57. Относительно цивилизаций нельзя утверждать, (2)

- что они могут включать несколько национальных государств;

- *что они всегда состоят из одного государства (как Китай);

- что они динамичны, испытывают подъем и упадок;

- что они могут смешиваться, накладываться друг на друга.

 

58. Главным барьером между цивилизациями А. Тойнби и С. Хантингтон считают различие (2)

- * религий.

 

59. Примером собственного Востока и Запада внутри Российской цивилизации не может служить (2)

- Москва и Петербург;

- славянофилы и западники;

- сегодняшние «патриоты» и «демократы»;

- * верующие и атеисты.

 

60. Советский Союз возник на территории, где не существовала цивилизация (1)

- православная;

- исламская;

- буддийская;

- * конфуцианская.

 

61. Автором определения российской цивилизации как «мира миров» является отечественный историк (3)

- * М. Я. Гефтер.

 

62. Автором выделения аполлонического и дионисийского типов культур является (2)

- *Ф. Ницше.

 

63. Классификация культур на основании различий витальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- * к телесности;

- к семье и государству;

- к свободе слова;

- к красоте и гармонии.

 

64. Классификация культур на основании различий социальных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- к телесности;

- * к семье и государству;

- к свободе слова;

- красоте и гармонии.

 

65. Классификация культур на основании различий моральных ценностей учитывает характерное для них отношение (1)

- к телесности;

- к семье и государству;

- *к понятиям добра и справедливости;

- к красоте и гармонии.

 

66. Классификация культур на основании различий эстетических ценностей учитывает их отношение (1)

- к телесности;

- к личной независимости;

- к свободе слова;

- * к красоте и гармонии.

 

67. Логически ошибочно включать в одну типологию те культуры, которые (2)

- подчиняют человека природе;

- стремятся подчинить природу человеку;

- стремятся к гармонизации отношений между человеком и природой;

- * опираются на научное мировоззрение.

 

68. Основной формой мировоззрения для каждого из данных типов культур

является, соответственно (2)

- для древневосточной - философия; -- * мифология;

- для античной - религия; - * философия;

- для средневековой - наука; - * религия;

- для новоевропейской - мифология; - * наука.

69. Автором типологии культур, в основе которой лежит принцип «идеологического конфликта» между западной и восточной культурой, является (2)

- * Ф. Нортроп;

- К.Маркс;

- К. Поппер;

- Н. Бердяев.

70. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты набожен?» характерен для типа культуры (1)

- первобытной;

- *религиозной;

- научной;

- постнаучной.

 

71. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты любознателен?» характерен для типа культуры (1)

- первобытной;

- религиозной;

- *научной;

- постнаучной.

 

72. Согласно типологии Дж. Фейблмана, основной вопрос «Насколько ты нужен, чтобы все выжили?» характерен для типа культуры (1)

- *первобытной;

- религиозной;

- научной;

- постнаучной.

 

73. Марксистская типология культур не включает культуру (1)

- первобытной формации;

- рабовладельческой формации;

- * античной формации;

- феодальной формации;

- капиталистической формации.

 

74. Автором концепции, утверждающей, что каждой экономической формации соответствует особый тип культуры, является (1)

- * К. Маркс.

 

75. В типологию культурных общностей не входит (2)

- национально-этнические;

- региональные;

- исторические;

- * расовые.

 

76. Типология культур М.К. Петрова не включает в их число такой «ключ культуры», как (3)

- лично-именной;

- профессионально-именной;

- универсально-понятийный;

- * национально-этнический.

 

77. Типология культур Б. Ерасова с точки зрения источника поддержки искусства и науки, не включает тип (2)

- государственный;

- меценатский;

- коммерческий;

- церковный;

- * сверхъестественный.

 

78. По масштабу объединения социологии не выделяют культуры (2)

- региональные;

- национальные;

- групповые;

- * семейные.

 

79. Типология форм культурной идентификации не включает тип (3)

- традиционалиста;

- пришельца-неофита;

- изгнанника;

- * интроверта.

 

80. Индивидуальность, свобода личности является важнейшей ценностью для культуры (1)

- *европейского типа;

- китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

 

81. Подчинение человека традициям, обычаям предков является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)

- европейского типа;

- *китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

 

82. Растворение личности в универсальной духовной субстанции является важнейшей культурной ценностью для культуры (1)

- европейского типа;

- китайского типа;

- советского типа;

- индийского типа.

 

83. Представители «феминистской критики» не считают, что культура Нового времени характеризуется (3)

- «патриархатной» идеологией;

- фаллологоцентризмом;

- насилием конструирующей мысли над живой природой;

- *равноправием мужчин и женщин.

 

84. С точки зрения культурной антропологии, нации, культуры, идеологические объединения различных типов– это (3)

- логические конструкции;

- * псевдо-видообразования;

- стадии исторического развития;

- типы ценностей.

 

85. «Техногенный» тип культуры предполагает (2)

- *прагматизм, рационализм;

- интуитивизм;

- иррационализм;

- созерцательность.

 

86. «Мифологемный» тип культуры предполагает (2)

- * символическое освоение мира;

- научное мировоззрение;

- прагматизм;

- рационализм.

 

87. Согласно И. Баховену, «патриархатный» тип культуры характеризуется (2)

- * преобладанием рационального мышления;

- * деятельным началом;

- связью с землей;

- пассивностью;

- значением кровных уз между людьми.

 

88. Согласно И. Баховену, «матриархатный» тип культуры характеризуется (2)

- преобладанием рационального мышления;

- деятельным началом;

- борьбой за господство;

- *пассивностью;

- *значением кровных уз между людьми.

 

89.«Гуманистический» тип мышления не предполагает (2)

- осмысление нравственных принципов;

- сочетание логики и здравого смысла;

- толерантность;

- готовность к диалогу;

- * поиск личной выгоды.

 

90. Метод познания, с помощью которого все многообразие культур классифицируется и группируется, называется (3)

- * типологизацией.

 

 

91. Пространственно-географический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)

- *латиноамериканскую;

- античную;

- средневековую;

- первобытную.

 

92. Исторический критерий типологии позволяет выделить культуру (1)

- *античную;

- русскую;

- европейскую;

- китайскую;

- индийскую.

 

93. Культуры «коллективистского» типа не характеризуются (2)

- * акцентом на личную инициативу и достижения;

- подчинением групповым стандартам;

- опорой на принадлежность к группе;

- разделением на «своих» и «чужих».

 

94. Этнолингвистическая типология культур не позволяет включить (1)

- романскую культуру;

- арабскую культуру;

- тюркскую культуру;

- * европейскую культуру.

 

95. Признание единого мирового историко-культурного процесса характерно для типологии культур (2)

- Н. Данилевского;

- О. Шпенглера;

- Л. Гумилева;

- * К. Ясперса.

 

96. Типологию культур, основание которой является психологический строй коллективной души народа, предложил (3)

- * О. Шпенглер.

 

97. Согласно О. Шпенглеру, душа европейской культуры (2)

- *фаустовская;

- аполлоновская;

- дионисийская;

- душа брамина.

 

98. Согласно О. Шпенглеру, душа античной культуры (2)

- фаустовская;

- *аполлоновская;

- дионисийская;

- душа брамина.

 

99. Историческая типология культур К. Ясперса не включает (2)

- культуры доисторического периода;

- великие исторические культуры древности;

- культуры «осевого времени»;

- *средневековые культуры.

 

100. При типологизации культур не происходит (2)

- их объединения по общему признаку;

- фиксации отличий между группами культур;

- их классификации;

- * их унификации.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раздел «возникновение христианства | Профессия – 1.9 Оператор ЭВМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.