Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проявления патологического нарциссизма в современной культуре




А.Н. Гришанов

Психолог-психоаналитик, супервизор и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

НАРЦИССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ВРЕМЯ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

В статье рассматриваются современные проявления массовой манифестации регрессивных форм патологического нарциссизма и формирование условий для широкого распространения нарциссического типа воспитания, как отражение закономерных процессов в современном обществе. Рассмотрены темпоральные характеристики нарциссической культуры, которые позволяют прояснить специфику жизненного мира личности нарциссического типа. Обсуждается процесс развития индивидуальности на пути формирования нориальной автономии индивида.

Проявления патологического нарциссизма в современной культуре.

По мнению многих зарубежных исследователей современное отношение человека к себе и окружающему миру в концентрированном виде отражено в символике Нарцисса - героя древнегреческого мифа. Как и Нарциссу, современному человеку становится все более свойственна индивидуальная потребность в самовоплощении, замыкание интересов в частной сфере и приверженность “нарциссическому” образу жизни, когда человек занят только собой и заботится только о собственном благополучии. Многие зарубежные авторы, анализируя процессы, происходящие в современном обществе, констатируют наступление эпохи нарциссической культуры, а предствителя этой культуры определяют как человека нового типа [4, 14]. Для него характерна усиленная “забота о себе” и, как следствие, нарциссическая культивация тела, своеобразные формы межличностных отношений, когда Другой используется преимущественно как функциональный объект, а также реализация способов “отстраненного” пребывания в социокультурном пространстве. Можно констатировать, что высшей ценностью для подобных индивидов становится ценность бесконечного утверждения самого себя как независимого по отношению к другим. В своей массе они все больше отстраняются от культурных достижений и авторитетов прошлого, что отражает потерю для них исторической преемственности. Они также безразличны и к жизни будущих поколений, что активизирует у них страхи биологического старения и преклонение перед молодостью и красотой. Такой индивиды включены в конвейер сиюминутных гедонистических предпочтений, которые так быстро сменяются в сфере интересов, что практически не оставляют следа в их психической реальности. По мнению зарубежных социологов, на фоне все большего обесценивания социальных и политических идеалов для современного человека, а также общего состояния апатии, свойственного ему, приходит новая стадия в развитии индивидуализма, которую определяют термином “нарциссизм” [4, 7].

Истоки появления современной культуры нарциссизма, а точнее субкультуры в современном социокультурном пространстве, связывают с философской манифестацией субъективности в эпоху Нового времени. Классическую идею субъективности связывают с двумя способностями человека – «осознанию самого себя (саморефлексия) и полаганию основ собственной судьбы (свобода как самоположение)» [7, с.16]. Первоначальная идея субъективности сильно изменилась под влиянием критической мысли М.Хайдеггера, М.Фуко, З.Фрейда, Ж.Локана и др. при обсуждении тематики бессознательного и тематики конечного, в частности, в признании предельной конечности нашего знания и наших возможностей в отношении реального [7]. В результате социального развития идея субъективности, культурным выражением которой был гуманизм, заменялась, все в большей степени, ее радикальным вариантом – идеей индивидуализма, в которой самость утверждается как незыблемая ценность, освобожденная от всякой нормативности [7]. С подобным утверждением трудно согласиться, как и с таким определением индивидуализма, в котором Я не приемлет внешних норм и правил и даже не подчиняется закону, данному самим себе, а стремится к простому утверждению Я в качестве неотъемлемой ценности [7]. Действительно, если, например, десоциализацию можно рассматривать как наблюдаемое проявление индивидуализма, то конкретные ее формы, в частности, в нарциссической субкультуре, определяются не только внешними по отношению к ее представителям факторами, но и внутренними психическими (сознательными и бессознательными) структурами, влияющими на смысловое стркутуру жизненного мира индивида.

Можно предположить, что при изучении структуры и процессов в нарциссической субкультуре, важным источником ее понимания могут быть сведения о закономерностях функционирования личностей нарциссического типа (ЛНТ), интерес к изучению которых в последние годы постоянно растет [2,10,11,13]. В частности, предполагается перспективным рассмотрение социокультурных и индивидуальных нарциссических феноменов в контексте идей зарождающейся психологической антропологии, в которой субъективность рассматривается как исходная категория психологии человека, выражающая сущность его внутреннего мира, феноменологическое пространство которого включает и сознательные и бессознательные явления [9].

Развитие буржуазного общества способствовало становлению индивидуализма, как массового явления, но наибольшего расцвета он достигает в эпоху развитого капитализма, реализуясь на социальном, экономическом, культурном уровнях жизнедеятельности индивида. Однако сейчас формируется своеобразный тип индивидуализма, “освобожденный от последних социальных и моральных ценностей,….свободный от всяческого преходящего окружения; сама частная сфера меняется, поскольку она находится во власти одних лишь меняющихся желаний индивида” [4, с.79].

Подобная потребность в удовлетворении своих желаний, с нашей точки зрения, в той или степени выраженности, наблюдались в жизни человека и прежде. Человек, начиная с эпохи Нового времени, боролся за свободу реализации своей индивидуальности внутри общества, свободу искать самовоплощения индивидуальным путем. Однако полная реализация таких стремлений не всегда соответствовала общественным интересам, в силу постоянно существующего противоречия между потребностями отдельного человека и общества, между его интимностью и открытостью перед Другими. Поэтому процессы индивидуализации человека нередко достигали своей кульминации уже после завершения активного процесса жизнедеятельности и рассматривались, как возрастная потеря интереса к внешнему миру, а состояние отстраннности от него – как проявление мудрости и пассивной созерцательности, свойственной преклонному возрасту.

Можно сказать, что еще не так давно нормы и идеалы любого общества удерживали человека от нарциссического образа жизни и всякое отстранение, невписанность в социум, рассматривалось или как проявление асоциальности - социальной патологии, или как проявление гениальности – предельной формы развития индивидуальности, продукты творчества которой в силу уникальности ее появления, могли быть ассимилированы культурой как ее достижения и использованы ею. Для основной массы людей, для которых симбиотичность с матерью – это необходимое условие нормального формирования психики, культура брала на себя важную миссию компенсации тех недостатков, которые закладывались в структуре мать – дитя [12]. Культура в этом случае создавала условия для доращивания ребенка, а позже инициировала его к взрослой жизни и способствовала развитию его автономии в рамках существующих в обществе норм и смыслов.

Теперь же в силу закономерных тенденций развития общества, в социокультурном пространстве формируются такие условия, которые способствуют зарождению и поддержанию нарциссического образа жизни, а также формируют механизмы воспитания ЛНТ. Наше время позволяет ускорить процессы индивидуализации в силу новых факторов, действующих в социокультурной среде – развитию общества от детерминированного к относительно автономным и свободным состояниям, формированию механизмов защиты частного от общественного давления, усложнению человеческого труда и изменению социальной структуры, а также компьютеризации, распада традиционной формы семьи, связанной с обретением большей независимости женщиной, расширением у человека того сектора потребления, который связан с чисто индивидуальными потребностями [15].

Реакция человека на происходящие изменения в обществе двойственна. С одной стороны, для индивидов с “нормальными” адаптивными возможностями, происходящие изменения создают благоприятные условия для развития индивидуальности. Эти индивиды способны реализовать свой потенциал, а их нормально функционирующая нарциссическая компонента саморегуляции [11] позволяет им поддерживать стабильную самооценку, независящую от провоцирующих воздействий внешнего мира. При этом они находятся в состоянии автономии (в смысле противоположности индивидуализму и его варианту – нарциссизму), то есть допускают принцип ограничения Я через подчинение общим законам и правилам [7]. С другой стороны, в условиях недостаточного развития нарциссических механизмов саморегуляции необходимо формировать новые способы общения с Другим, вырабатывать новые формы взаимодействия с травматическими для таких людей сторонам их жизненного мира. Закономерный механизм в действии психической регуляции человека в условиях жизненных трудностей – это регресс к точкам фиксации в развитии ребенка, то есть к тем способам построения отношений с внешним миром и значимыми Другими, которые когда-то были эффективны. Поэтому с точки зрения психопатологии, появление нарциссической культуры можно рассматривать как массовое регрессивное явление - активизацию первичных защитных механизмов психики [6], используемых в формировании способов взаимодействия с Другим и социумом, характерных для патологических форм нарциссизма, в условиях слабости более совершенных защитных механизмов психики и способов реагирования. Можно предположить, что основную часть современной нарциссической субкультуры составляют именно “регрессивные” нарциссы, ситуативно придерживающиеся нарциссического образа жизни, как социально приемлемомого способа защитной реакции.

В широкой манифестации нарциссических проявлений в обществе можно усмотреть действие примитивных защитных механизмов: изоляции, что проявляется в потере интереса к социуму; всемогущего контроля (собственной грандизности), как защиты от неспособности соответствовать требованиям социума; идеализации, как потребности во всесильной, защищающей фигуре; аутосексуализации и склонности к частичным формам сексуального удовлетворения, как компенсации неспособности строить нормальные сексуальные отношения с представителями противоположного пола. Используются и защиты высокого уровня, в частности, рационализация в процессах самоанализа и самопонимания, как попытка структурировать и аффективно разгрузить неадекватные реакции на изменяющиеся требования социума.

Одно из объяснений склонности представителей нарциссической субкультуры к самоанализу, поискам своей аутентичности, как проявлениям некоторой отстраненности от внешнего мира, приводят зарубежные социологи. Правда, в большей степени, эти аргументы можно отнести к западной культуре, чем к российской. Речь идет о роли психоанализа и других направлений глубинной психологии в подготовке условий широкой манифестации нарциссических проявлений [4]. Действительно, одной из целей психоаналитической работы является формирование у пациента способности к самоанализу, путем идентификации со своим психоаналитиком. Более чем столетнее существование психоанализа и его модификаций превратило психоаналитика в культовую фигуру западной культуры, а психоаналитические концепции пропитали современное мировозрение даже рядового обывателя. Подобный длительный подготовительный процесс в социокультурном пространстве также вносит свой вклад в усиление нарциссизации современного человека. В норме такие общественные тенденции способствуют в онтогенезе человека движению в сторону его большей автономии, постепенной переориентации с интерпсихического на интрапсихическое, совершенствованию внутренних механизмов регуляции и разнообразию доступных вариантов поведения. В то же время, эти тенденции могут создавать предпосылки для активации патологических проявлений нарциссизма в регрессивной форме - тотальной переориентации активности индивида с процессов построения взаимоотношений с Другим и внешним миром на отношения с самим собой и со своим телом.

Необходимо отметить, что закономерные процессы развития современного общества, активизирующие в отдельном поколении регрессивные нарциссические формы жизнедеятельности, как наиболее адекватные изменяющимся внешним условиям, приводят к формированию и закреплению нарциссического типа воспитания. Поясним подробнее. Если мать обеспечивает ребенку достаточно хороший уход в детстве, то это гарантирует ребенку полноценное прохождение всех этапов его психосексуального развития и формирование психики уровня “от невроза до здоровья” [6]. В этом случае взрослый человек способен противостоять или адаптироваться к тем измененям в социокультурном пространстве, которые не отвечают освоенным им от родителей идеалам и ценностям. Однако современное общество, отвлекая женщину от семьи и беря на себя функции материнского воспитания, преследует другие, более важные с позиции социума цели - не только корректировать возможные варианты “неправильного” семейного воспитания, но и формировать из ребенка человека, который в наибольшей степени соответствует существующему смысловому содержанию общества. То есть общество, в силу динамичности происходящих в нем процессов и быстрой смены социальных установок, препятствует формированию человека, фиксированному на идеалах предшествующих поколений, которые транслируются через материнское воспитание и уже могут не соответствовать смысловому содержанию настоящего времени. В частности, сейчас в социуме создаются условия для формирования у ребенка или подростка качеств, которые способствовали бы его социальной адаптации путем усвоения идеалов нарциссического образа жизни. В этом случае следующее поколение формируется в условиях нарциссического воспитания со стороны родителей, принявшими для себя нарциссические установки. Так происходит трансляции идеалов и норм современной культуры последующим поколениям: более консервативным путем – через освоение способа воспитания своих детей будущими родителями, в процессе пребывание в родной для них культуре; более динамичным способом - через одновременное подкрепление и коррекцию этого процесса воспитания путем непосредственного воздействия культуры на формирующегося ребенка и подростка.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 920 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.