Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности политической культуры в России




 

На протяжении развития разнообраз­ных государств и народов выра­бота­но множество типов политической культуры, выражающих преобла­дание в стиле политического по­ведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элемен­тов, сложив­шихся под доминирующим воздействием географических, ду­хов­ных, экономических и прочих факторов.

Особую известность в науке получила классификация полити­ческой культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопостав­ляя основные компо­ненты и формы функционирования полити­ческих систем Англии, Ита­лии, ФРГ, США и Мексики, они выде­лили три «чистых» типа политиче­ской культуры:

1. патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политичес­кой жизни;

2. подданический, где сильна ориентация на политичес­кие инсти­туты и невысок уровень индивидуальной активности граж­дан;

3. активистский, свидетельствующий о заинтересованности граж­дан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные фор­мы с преобладанием тех или иных компонентов. Причем самой массовой и од­новременно оптимальной, с точки зрения обеспече­ния стабильности по­литического режима, является синтетическая культура «гражданственно­сти», где преобладают подданнические ус­тановки и соответствующие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут опреде­ляться и на более общих основаниях, способных обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического по­ведения граждан в тех или иных странах. Так, например, можно говорить о рыночной политической культуре (где политика пони­мается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граж­дан) и этатистской (которая демонстрирует главенствующую роль госу­дар­ственных институтов в организации политической жизни и опре­деле­нии условий политического участия индивида — Э. Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, задан­ные, в частности, спецификой цивилизационного устройства осо­бых полумиров — Востока и Запада, ценности и традиции кото­рых являются фундамен­том практически всех существующих в мире политических культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих цен­ностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в сле­дующем:

Запад — убежденность, что власть может покоиться на физичес­ком, ду­ховном или ином пре­восходстве че­ловека над чело­веком; — отношение к политике как к разновидности конфликт­ной соци­альной деятельности, которая стро­ится на принципах честной игры и равенства граж­дан перед законом;   — осознание самодостаточ­но­сти личности для осуществле­ния властных полномочий, от­ношение к политическим пра­вам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной сво­боды; — признание индивида глав­ным субъектом и источником поли­тики, отношение к госу­дарству как к институту, зави­симому от граждан­ского обще­ства, гаранту прав и сво­бод лич­ности, орудию предпринима­тельской деятельности индиви­да и группы; — предпочтение личностью множественности форм поли­тиче­ской жизни, состязатель­ного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение услож­ненной ор­ганизации власти (наличия пар­тий, разнообразных групп дав­ле­ния и т.д.);   — рациональное отношение к исполнению правящими эли­тами и лидерами своих функ­ций по управ­лению обществом, понимание необ­ходимости кон­троля за их деятель­ностью и со­блюдения правил кон­трактной этики; — примат общегосударственных за­конов и установлений (кодифициро­ванного права) над частными нор­мами и правила­ми поведения, пони­мание раз­личий в моральной и пра­вовой мотивации политических дей­ст­вий граждан;   — достаточно ощутимая идео­логизированность полити­ческих по­зиций граждан. Восток — уверенность в божествен­ном происхождении власти, не связанном ни с какими челове­ческими достоинст­вами; — отношение к политике как к подвижнической, недо­ступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам боже­ственного правления; отрица­ние слу­чайности политических событий и по­нимание полити­ки как средства утвер­ждения консенсуса, гармонии и мира; — отрицание самодостаточ­ности личности для осущест­вления властных полномочий, потребность в посреднике в от­ношениях между индивидом и вла­стью; приоритет идеалов справедливо­сти; политическая индифферентность личности; — признание главенствую­щей роли в политике элит и государства, предпочтение пат­роната государства над личнос­тью; признание приоритета над личностью руководителей об­щин, сообществ, групп; доми­нирование цен­ностей корпора­тивизма;   — предпочтение личностью ис­полнительских функций в политиче­ской жизни и коллек­тивных форм по­литического участия, лишенных инди­виду­альной ответственности; тяго­тение к авторитарному типу правления, уп­рощенным фор­мам организации власти, поис­ку харизматического лидера; — обожествление (сакрали­зация) правителей и их деятель­ности по управлению общест­вом, отсутствие убежденности в необходимости их кон­троля; — приоритет местных пра­вил и обычаев (местного права) над фор­мальными установ­лениями государ­ства, тенден­ция к сглаживанию проти­воре­чий между нравственными тра­ди­циями общности и законода­тельными установлениями как мотивами полити­ческого пове­дения; — менее выраженная идео­логизиро­ванность позиций, ве­ротерпимость (за исключением исламистских течений).

 

В России также сложились определенные особенности полити­че­ской культуры, прежде всего обусловленные ее геополитичес­ким поло­жением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, дли­тельной дистанцированностью граждан от ре­альных рычагов власти, низ­кой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения.

В настоящее время политическая культура российского обще­ства являет собой культуру внутренне расколотую, в которой пре­обладают нормы и ценности патриархально-традиционалистского типа, отобра­жающие низкий гражданский статус личности и доминирование государ­ственных форм регулирования жизни над механизмами самоуправления и самоорганизации общества. Ха­рактерной чертой сложившегося стиля по­ведения большинства населения является и склонность к несанкциониро­ванным фор­мам политического протеста, предрасположенность к сило­вым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинте­ресо­ванность граждан в использовании консенсусных техноло­гий властвова­ния.

Доминирование подобных норм и ценностей препятствует утвер­ждению в обществе демократических форм организации влас­ти, а в ряде случаев способствует активизации политических дви­жений национали­стического и фашистского толка. В целом же сформировавшиеся черты массового стиля политического пове­дения поддерживают и воспроизво­дят в нашем обществе черты прежней, тоталитарной государственности, являются прекрасной почвой для распространения социальных мифов, служащих ин­тересам старой и новой элиты.

Таким образом, одна из насущных задач реформирования рос­сий­ского государства и общества — преобразование полити­ческой культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважи­тельных норм и отношений индивида и власти.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 240 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.