Как уже отмечалось ранее, культура есть принадлежность любого социального явления: нет общества вне культуры, нет культуры вне общества.
Но как связаны между собой культура и общество? Ответ на этот вопрос непрост и требует особого рассмотрения. Прежде всего, нужно обратиться к проблеме структуры культуры.
Общество – явление структурное, как уже отмечалось, оно есть совокупность групп взаимодействующих людей, которые живут и работают вместе и мыслят себя как некую социальную единицу.
Где же здесь место культуре?
Вот мы и переходим от философского понимания культуры к ее социологической интерпретации. Сам «переход» от философского к социологическому пониманию сложен и труден. В учебных целях я «опускаю» этот переход и сразу даю социологическое понимание культуры, введенное Маркареном. Культура есть вне биологический механизм и средства, обеспечивающие функционирование и развитие общественной жизни, которые актуализируются и становятся общепризнанными (в пределах данной социальной системы) путём научения, благодаря свойству закрепляться в традициях.
Иными словами, культура – это способ человеческого существования, способ человеческой деятельности, объективированный в различных продуктах (орудиях труда, обычаях, системе представлений добра и зла, прекрасного и уродливого, средствах коммуникации и др.), результатах этой деятельности. При этом, присутствуя в человеческой практике, культура обязательно отражается в сознании. См. схему.
Результат деятельности | Технология (способ, метод) деятельности | Отраженные в сознании цели, идеалы, ориентации знания (инфрмация), смыслы, значение ценности |
Структура культуры
Исходя из этого попытаемся выделить эти компоненты в структуре общества. Напомню общество можно структурировать по-разному, но чаще всего, как более авторитетную, используют следующую структуру.
1. Базисные отношения:
- производительные силы;
- экономические отношения.
2. Базисно-надстроечные отношения:
- социальная организация;
- политическая (властная) организация.
3. Надстроечные отношения:
- образцы поведения и побудительные мотивы деятельности;
- способ осознания себя в составе группы (общества).
Итак, выделенные структурные компоненты культуры в структуре общества, можно представить в виде следующей схемы.
Культурный компонент производительных сил общества: | ||||
Тип орудий труда | - | Технология, как способ труда | - | Функции работника как носителя способа труда |
Культурный компонент экономических отношений: | ||||
Способ участия в собственности на средства производства | - | Способ участия в собственности на продукт труда | - | Способ участия в потреблении |
Культурный компонент социальной организации общества: | ||||
Способ формирования социальной структуры общества (или способ его интегрирования) | - | Способ вхождения индивида в социальный процесс | - | Способ развития общества в единстве с развитием (изменением) индивида |
Культурный компонент политической организации общества(властные отношения) | ||||
Способ формирования политической системы | - | Способ вхождения индивида в политический процесс | - | Способ участия индивида в политическом процессе (тип политического сознания) |
Культурный компонент «духовной жизни», включающий две составляющие: | ||||
1. Образцы поведения и побудительные мотивы деятельности | ||||
Способ самореализации личности (образ жизни) | - | Интересы, цели, ценности, образцы, нормы поведения | - | Стимулы, мотивы деятельности, её логика, нормы морали |
2. Способ осознания себя в составе общества (группы) | ||||
Способ осознания себя как субъекта и объекта общей жизнедеятельности | - | Способ формирования мировоззрения | - | Способ осознания себя в качестве члена группы, класса, общества как субъекта и объекта общественных отношений |
Таким образом, культура не какой-либо горизонтальный пласт общества, она имеет вертикальное строение, пронизывая своим присутствием все без исключения социальные явления.
При этом следует отметить, что «объёмная» часть культурного компонента в структурных различных единицах общества различна. Наиболее наглядно, ощутимо культурный компонент присутствует в надстроечных явлениях. Это последнее подчас и формирует у людей обыденное представление - культура есть горизонтальный срез общества, тождественный духовной сфере.