Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»мпрессионизм в литературе

¬ведение

ƒанный реферат посв€щЄн импрессионизму в искусстве, музыке и литературе.

»мпрессионизм Ц одно из €рчайших и важнейших €влений в ≈вропейском искусстве, во многом определившее всЄ развитие современного искусства. ¬ насто€щее врем€ работы не признаваемых в своЄ врем€ импрессионистов цен€тс€ очень высоко и их художественные достоинства неоспоримы. јктуальность выбранной темы объ€сн€етс€ необходимостью дл€ каждого современного человека разбиратьс€ в стил€х искусства, знать основные вехи его развити€.

»мпрессионизм как €вление в искусстве

»мпрессионизм - одно из самых €рких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века, родилось в очень сложной обстановке, отличающейс€ пестротой и контрастами, и дало толчок к возникновению многих современных течений. ¬ –оссии вли€ние импрессионизма испытали  . Ѕальмонт, јндрей Ѕелый, —травинский,  .  оровин, ранний ¬. —еров, а так же Ч ». √рабарь.

ќбычно под термином Ђимпрессионизмї подразумеваетс€ направление в живописи, хот€ его идеи нашли своЄ воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

¬ажным принципом импрессионизма был уход от типичности. ¬ искусство вошла сиюминутность, случайный взгл€д, создаетс€ впечатление, что полотна импрессионистов написаны простым прохожим, гул€ющим по бульварам и наслаждающимс€ жизнью. Ёто была революци€ в видении.

»мпрессионизм в живописи

¬есной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающа€ ћоне, –енуара, ѕисарро, —исле€, ƒега, —езана и Ѕерту ћоризо, пренебрегла официальным —алоном и

устроила собственную выставку. ѕодобный поступок уже сам по себе был революционным и рвал с вековыми усто€ми. ѕотребовались годы, прежде чем эти, впоследствии признанные, классики живописи смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своем таланте. ¬сех этих очень разных художников объединила обща€ борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве.

»менно на первой выставке в 1874 году в ѕариже по€вилась картина  лода ћоне, изображающа€ восход солнца. ќна привлекла всеобщее внимание прежде всего необычным названием: Ђ¬печатление. ¬осход солнцаї. Ќо и сама живопись была необычной, она передавала ту почти неуловимую, переменчивую игру красок и света. »менно название этой картины Ч Ђ¬печатлениеї Ч благодар€ насмешке одного из журналистов, положило начало целому направлению в живописи, названному импрессионизмом (от французского слова Ђimpressionї Ч впечатление).

ѕравдоподобность приносилась в жертву личностному воспри€тию - импрессионисты могли в зависимости от своего видени€ небо написать зеленым, а траву синей, фрукты на их натюрмортах были неузнаваемы, человеческие фигуры Ц расплывчаты и схематичны. Ѕыло важно не что изображаетс€, а важно УкакФ. ќбъект становилс€ поводом дл€ решени€ зрительных задач.

»мпрессионисты также обновили колорит, они отказались от темных, земл€ных красок и лаков и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешива€ их предварительно на палитре. ”словна€, "музейна€" чернота в их полотна уступает место игре цветных теней.

Ѕлагодар€ изобретению металлических тюбиков дл€ красок, уже готовых и пригодных к переноске художники смогли покинуть свои мастерские. —трем€сь к максимальной непосредственности в передаче окружающего мира, импрессионисты впервые в истории искусства стали писать преимущественно на открытом воздухе и подн€ли значение этюда с натуры, почти вытеснившего традиционный тип картины, тщательно и неспешно создаваемой в мастерской. ¬ силу самого метода работы на пленэре пейзаж, в том числе открытый ими городской пейзаж, зан€л в искусстве импрессионистов очень важное место. √лавной темой дл€ них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены люди и предметы. ¬ их картинах чувствовалс€ ветер, влажна€, нагрета€ солнцем земл€. ќни стремились показать удивительное богатство цвета в природе.

»мпрессионизм ввЄл в искусство новые темы Ц повседневную жизнь города, уличные пейзажи и развлечени€. “ематический и сюжетный диапазон его был очень широк. ¬ своих пейзажах, портретах, многофигурных композици€х художники стрем€тс€ сохранить непредвз€тость, силу и свежесть Ђпервого впечатлени€ї, не вдава€сь в отдельные детали, где мир Ц вечно измен€ющеес€ €вление.

’удожники-импрессионисты

÷ентральными фигурами импрессионизма были —езанн, ƒега, ћане, ћоне, ѕиссарро, –енуар и —ислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. ќстановимс€ подробнее на творчестве некоторых из них.

 лод ћоне

— именем  лода ћоне (1840-1926 гг.) нередко св€зывают такие достижени€ импрессионизма, как передачу неуловимых переходных состо€ний освещени€, вибрацию света и воздуха, их взаимосв€зь в процессе непрестанных изменений и превращений. ќн работал, в основном, в области пейзажа.  лод ћоне в общей сложности написал около 200 картин, среди которых Ц Ђ«автрак на травеї, Ђ—ирень на солнцеї, ЂЅульвар  апуциновї и другие.

–анние работы ћоне вполне традиционны. ¬ них еще присутствуют человеческие фигуры, которые в дальнейшем постепенно исчезают из его картин. ¬ 1870-х годах окончательно складываетс€ импрессионистическа€ манера художника, всецело посв€тившего себ€ пейзажу, усиливаетс€ декоративность его работ. ќщущение движени€ воздуха усиливаетс€ и самой фактурой картины: она перестает быть гладкой, а состоит из отдельных п€тен-мазков.  омпозицию он сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни. ќдним из первых  лод ћоне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повтор€етс€ в разное врем€ года и суток, при разном освещении и состо€нии погоды.

ћоне стремилс€ показать окружающую его жизнь во всем ее многообразии: игру солнечных бликов на колышущейс€ глади воды, многолюдную пеструю толпу отдыхающих, котора€ раствор€етс€ в пейзаже и составл€ет с ним единой целое.

Ёдгар ƒега

Ёдгар ƒега прославилс€ благодар€ своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении. Ёдгар ƒега использовал различные краски, но предпочитал пастель. ¬ центре искусства Ёдгара всегда сто€л человек, в то врем€ как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли. Ѕольшой почитатель Ёнгра, он придавал исключительное значение рисунку, интересовалс€ ѕуссеном и копировал его картины.

ƒега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Ќоваторство ƒега в передаче движени€ неразрывно св€зано с его композиционным мастерством. ” него еще сильнее, чем у ћане, чувствуетс€ непреднамеренность, случайность, выхваченность отдельного эпизода из потока жизни. ќн достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрени€ (часто сверху или сбоку, под углом).

√лавные его темы - мир балета и скачек, лишь в редких случа€х он выходит за их пределы, обраща€сь к жизни парижской богемы, изобража€ модисток, гладильщиц и прачек.

јльфред —ислей

—реди импрессионистов также должно быть названо им€ јльфреда —исле€ (1839-1899 гг.). ќн, англичанин, живший во ‘ранции, - самый умеренный среди классиков импрессионизма. —ислей пользовалс€ импрессионистским методом, не увлека€сь его крайност€ми и не избега€ вещественности, чтобы выразить любовь к природе, ее лирическое переживание.

ќн умел передать прозрачный воздух €сного зимнего утра, легкую дымку согретого солнцем тумана, бегущие по небу в ветреный день облака. ≈го гамма отличаетс€ богатством оттенков. ѕейзаж —исле€ - пейзаж настроени€. ≈го простые по мотивам пейзажи посв€щены в основном окрестност€м ѕарижа и природе »ль-де-‘ранса —ислей охотнее всего изображал природу, обжитую человеком, уютную - предместь€, маленькие площади провинциальных городов, берега заливов с домиками и лодками у причала.

ќн пристально вгл€дывалс€ в небо и с него начинал писать картину - небо придает картине глубину и сообщает движение.

¬сецело отдавшись одной живописи, обща€сь только с семьей, он ведет полунищее существование, получа€ ничтожные суммы за свои картины и все глубже ув€за€ в долгах. ќн умер на исходе века, так и не дождавшись луча славы, небольшом в городке ћорэ.

 амиль ѕиссаро

“ворческий путь  амил€ ѕисарро был очень сложен (1831-1903 гг.), но он был единственным художником, участвовавшим во всех выставках импрессионистов, своего рода "патриархом" этого движени€. ќн, как и ћоне, последовательно шел по избранному пути.

Ќачав с пейзажей постепенно он вырабатывает свой собственный импрессионистический метод. ќдним из первых он отказалс€ от употреблени€ черной краски.

 

–аботал ѕисарро также и как рисовальщик, акварелист и гравер - в технике офорта и литографии. Ќаибольших достижений он добилс€ в графике. »з всех импрессионистов он лучше всех смог перенести в офорт и литографию атмосферу мимолетного и изменчивого. ѕоследние годы принесли ѕисарро долгожданный успех и материальное благополучие. “аким образом,  амиль ѕисарро получил признание ещЄ при жизни, о чем остальным импрессионистам приходилось только мечтать.

»мпрессионизм в музыке

–асцвет импрессионизма в изобразительном искусстве не мог не оказать вли€ни€ на формирование отдельных принципов и на развитие выразительных средств в литературе, музыке и театре; однако в этих видах искусства он не стал целостной художественной системой этапного значени€.

ћузыкальный импрессионизм как одно из течений модерна сложилс€ во ‘ранции в конце XIX - начале XX века. ѕрименение термина Ђ»мпрессионизмї к музыке во многом условно Ч музыкальный импрессионизм не составл€ет пр€мой аналогии к импрессионизму в живописи и не совпадает с ним. »стоки такой музыки лежат в позднем романтизме 19 в., в произведени€х ‘. Ћиста, Ё. √рига и других. ћузыка импрессионистов така€ же поэтична, но более выразительна. »мпрессионизм в музыке про€вилс€ стремлением передать настроение композитора и эмоции, которые €вл€ютс€ дл€ него самого и слушателей определенными символами. ≈сли сравнивать с импрессионистической живописью, котора€ стремилась отобразить впечатление, то музыка в стиле импрессионизма стремилась вызвать впечатление у слушателей с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов.

»мпрессионистическа€ музыка включает старинные напевы, элементы сказочности и фантастичности. Ёто €рка€ и восторженна€, избегающа€ острых социальных проблем музыка. »мпрессионисты внесли в музыку национальные песенно-танцевальные жанры, восточные средства музыкальной выразительности, элементы джаза. Ќе последнее место в ней занимает интерес к тембровой и гармонической красочности.

ќсновоположник музыкального импрессионизма был  лод ƒебюсси - французский композитор, пианист, дирижЄр, музыкальный критик. ƒебюсси воплотил в музыке мимолЄтные впечатлени€, тончайшие оттенки человеческих эмоций и €влений природы. ќн создал импрессионистическую мелодику, отличающуюс€ гибкостью нюансов и в то же врем€ расплывчатостью. ƒебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). ≈го прелюдии создают образы м€гких, нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают жанровые картины.

≈го произведени€м присущи тонкий психологизм, €рка€ эмоциональность в выражении чувств героев. ќтзвуки их обнаруживаютс€ в операх ƒж. ѕуччини, Ѕ. Ѕартока, ». ‘. —травинского.

»мпрессионизм в литературе

¬ литературе импрессионизм так и не сложилс€ как отдельное направление. —корее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

—имволизм стремилс€ вернуть в искусство представление об идеальном, о высшей сущности, скрытой за обыденными предметами. ¬идимость мира пронизана бесчисленными намеками на эту скрытую сущность Ц таков главный постулат символизма. Ќо поскольку идеальное открываетс€ поэту через видимые объекты в мгновенном впечатлении, импрессионистическа€ поэтика оказалась подход€щим способом передачи идеального содержани€. Ќаиболее €ркий образец поэтического импрессионизма Ц сборник стихов ѕ.¬ерлена Ђ–омансы без словї, вышедший в 1874 году, когда была выставлена картина  .ћоне. ¬ерленовские Ђпейзажи душиї демонстрируют, что в поэзии (и в целом в литературе) чистый импрессионизм невозможен, люба€ словесна€ Ђкартинаї ищет поддержку глубинного смысла. ќн, ¬ерлен, провозгласил требование Ђмузыки прежде всегої и сам культивировал в своей поэзии принцип Ђмузыкальностиї. ј это означало повышенное внимание к материи стиха, его звуковой инструментовке, стремление к передаче психологического состо€ни€ не только через описание, но и через само звучание стихотворени€. ¬ –оссии поэтами-импрессионистами были  онстантин Ѕальмонт и »ннокентий јнненский. Ёлементы импрессионистической поэтики можно найти у многих поэтов-символистов.

ќсобое качество импрессионистическа€ поэтика приобретает в жанре символистского романа. «десь она выступает прежде всего как особый принцип строени€ текста на ассоциаци€х слабо св€занных между собой, про€вл€ющийс€ в нелинейности повествовани€, отсутствии традиционного сюжета, технике Ђпотока сознани€ї. ¬ разной степени эти приемы развивали ћарсель ѕруст (Ђ¬ поисках утраченного времениї, 1913Ц1925), јндрей Ѕелый (Ђѕетербургї, 1913Ц1914).

»мпрессионистическа€ поэтика вполне подходила и под теорию натурализма. Ќатурализм стремилс€ прежде всего выражать природу. ќн требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению. ј впечатление зависит от конкретного темперамента, оно всегда субъективно и мимолетно. ѕоэтому в литературе, как и в живописи, использовались крупные мазки: одна интонаци€, одно настроение, замена глагольных форм назывными предложени€ми, замена обобщающих прилагательных причасти€ми и деепричасти€ми, выражающими процесс, становление. ќбъект давалс€ в чьем-то воспри€тии, но и сам воспринимающий субъект раствор€лс€ в объекте. ¬ид предмета мен€лс€, если герой смотрел на него в разных состо€нии. ¬ажны были описани€ цветов, запахов, стихий.

¬ прозе черты импрессионизма €рче всего про€вились в новеллах √и де ћопассана, которого прин€то считать наиболее выраженным писателем-импрессионистом. ѕо собственному признанию, ћопассан стремилс€ к конструированию субъективной Ђиллюзии мираї через тщательный подбор деталей и впечатлений. Ќо в действительности эта установка Ц лишь Ђиллюзи€ импрессионизмаї. Ђ„истое наблюдениеї, провозглашенное импрессионистами, подразумевало отказ от идеи в искусстве, от обобщени€, от законченности. »мпрессионизм был против общего, а значит предполагал отсутствие законченного сюжета, и поэтому €рче всего про€вл€лс€ новеллах, описывающих небольшое по времени, а часто и по значительности, событие.

»мпрессионизм нашел свое воплощение и в критике. ¬ импрессионистическом эссе оценка даетс€ не с точки зрени€ известных художественных канонов, а на основе личного взгл€да и вкуса автора. Ђя предпочитаю чувствовать, а не пониматьї, Ч писал ј. ‘ранс.

«аключение

¬ моЄм реферате был рассмотрен импрессионизм, как одно из направлений французского искусства XIX века, а именно импрессионизм в живописи, музыке и литературе.

ћы увидели, что импрессионизм возник и сформировалс€ в непростое врем€ и был последним крупным художественным движением во ‘ранции XIX века. Ќесмотр€ на всЄ внутреннее разнообразие этого течени€, всех его последователей - независимо от области работы, будь то музыка или живопись, - объедин€ло стремление к передаче эмоций, впечатлений, каждого мгновени€ жизни, каждого самого незначительного изменени€ окружающего мира. »мпрессионизм отрекс€ от рациональности, реальности и Ђмузейностиї классического искусства и смог Ђоткрыть глазаї зрител€м и слушател€м на важность и прекрасную неповторимость каждого мгновени€.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ƒостоинства и недостатки источников света | √лава 4. јнтичность Ц основа европейской цивилизации
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-09-03; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5368 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

614 - | 479 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.