Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Этологический подход к изучению культур




Этология - наука о поведении животных в естественных условиях. В 70е возникла наука этология человека, объект - традиционные общества в сравнении с современной индустриальной культурой. Этология изучает культуру и человека в естественном состоянии. Упор делается на анализе раннего детства, анализ культуры охотников и собирателей. Используют киносъемку за запечатления непрерывности культурных взаимодействий.

Структура этологии человека:

1. Изучаются дети в досоциальном естественном состоянии.

2. Ведутся поиски сходных аспектов функционирования человека и животных.

3. Анализ развития ребенка с детских лет до взрослого состояния, движения от животного способа функционирования к человеческим. Особенности поведения взрослых в современных культурах и охотников собирателей.

В этологии большое значение имеет ритуал, понимаемый как коммуникативная модель поведения, выразительные движения - атомарные составляющие ритуалов, культурная адаптация. Анализ филогенетических (врожденных) и культурных форм(ритуалов) важнейшая особенность этологии, отличающая ее от социобиологии, которая является доказательством биологической сущности культуры и человека.

Другим определяющим понятием является Коммуникация, понимаемая как синхронизация стимульно - реактивного механизма при наличии специфических сигналов. Особую роль играет изучение невербальной коммуникации., прежде всего в эмоционально - жестовой форме. С коммуникацией связано удовлетворение потребности в общении и уединении. Разработана Концепция регуляции уединенности с использованием социально-механического механизма "Я- Другие".

Фундаментальное направление - изучение эмоционально-психологических состояний в современном обществе. Ненависть, враждебность, тревожность, страх, привязанность. Именно с анализа агрессии началось этологическое изучение культур. Без привязанности трудно сформировать полноценного человека в детстве. Нейтрализуя агрессивность она обеспечивает функционирование этно культурных общностей.

Большое роль в развитии этологии сыграл К. Лоренс "за зеркалом" 1977. Новая дисциплина оформилась, когда в ФРГ была проведена конференция. (1977) В 1979 издан труд "этология челвоека: задачи и пределы новой дисциплины" - уделялось внимание разработки теории понятийного аппарата.

1989 - Эйбл-Эйбесфельд "этология человека". Проанализировал социальное поведение, индивидуальное развитие человека, коммуникацию, роль пространства в традиционной и современной культурах. Ритуалы этого типа состоят из различных видов: ухаживания, встречи, приветствия, обмен подарками. Особо западногерманский ученый выделял ритуалы синхронизации, способствующие формированию ритмических гармонических движений и навыка коллективных действий. Сплоченность достигается также ритуалами, выражающими общезначимые интересы или объединяющими в группу, изображающую "акты совместной агрессии против общего врага"(1). Обмен подарками - наиболее простой способ установления дружеских связей как внутри общности, так и вне ее.

Согласно исследованиям этологов, человеку присуща агрессивность. У животных аналогичное поведение по отношению к особям своего вида тормозится специфическими биологическими механизмами. У человека же со становлением социального типа жизнедеятельности подобные биологические механизмы заторможены.На смену им пришла культурная система торможения агрессивности. Ее И.Эйбл-Эйбесфельдт выделял в качестве второй фундаментальной функции ритуалов.

Агрессивное поведение человека ограничивается специфическими культурными моделями (правила поединков напр). "Интрагрупповая агрессия приводит к установлению иерархического устройства, которое дает преимущество не только тем, кто занимал высшие ранги, но и всей группе"(2). Все большую роль стали играть обряды, дающие возможность в ритуализованной форме проигрывать ситуацию, будущие действия и тем самым готовиться к ним. Этот вид ритуалов преобразовывает деструктивные импульсы, дает им выйти в культурно-приемлемой форме. Считал, что войны - надбиологическое культурное явление.

Ритуалы выполняют также функцию сдерживания, нейтрализации межличностной агрессии. Основную нагрузку в выполнении этой функции несут невербальные формы коммуникации: доброжелательное выражение лица, улыбка и т. д. Еще одна функция ритуалов связана со стремлением человека победить страх перед непознанными, необъяснимыми явлениями окружающего мира.

Альтман "Уединенность как межличностный и пограничный процесс". Понятие уединенность несет функциональную нагрузку. Состояние уединенности как избирательный контроль доступа к "я". Отношение "Я-другие" Альтман рассматривает как беспрерывный процесс, стремление к оптимизации желаемой и достигнутой уединенности. регуляция отношения "Я-другие" - явление универсальное для всех культур. Для доказательства своего тезиса он рассматривает этнокультурные системы, в которых уединенность максимизирована и минимизирована, и показывает, что даже в предельных случаях есть культурные регуляторы отношения "Я-другие".

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 927 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2194 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.