Эволюционная теория.
Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты оперируют разнообразным арсеналом доказательств: палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и т.д. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.
Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека: периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.);
существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);
стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.).
Развитие современных людей (неоантропов).
Теория творения (религиозная концепция)
Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. Некоторые течения современной теологии сближают теорию творения с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.
Теория внешнего вмешательства
Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Более сложные варианты ТВВ предполагают:
а) скрещивание иномирян с предками людей;
б) порождение человека разумного методами генной инженерии;
в) создание первых людей гомункулярным способом;
г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;
д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
3. Каково происхождения понятия «культура»? Какие аналогичные понятия имеются в других языках и культурах?
Понятие культуры возникло после того как люди осознали что в мире есть нечто, отличающееся от природы. Этот термин впервые ввёл и употребил в трактате «Земледелие» римский поэт Катон в 3 веке до н.э. Он противопоставил то, что создали люди тому, что существует как природное начало. Для римлян противоположностью понятию cultura(возделывание земли) было понятие natura(природа). Вплоть до 17 века термин употреблялся с различными дополнениями: juris cultura(выработка правил поведения), lingua cultura(совершенствование языка), cultura litterari(выработка правил письменности), agri cultura (обработка земли). В 17 веке историк и юрист Самюэль Пуфендорф употребил термин без дополнений.
В других языках тоже возникают похожие термины:
В Греции -пайдейа. Этим понятием они прежде всего обозначали особые качества эллина, отличающие его от варвара. С их точки зрения, грубая естественность варвара –результат его почти природного состояния, эллин же –человек, который воспитан как гражданин полиса(город гос-ва в Др. Греции, город-крепость, где хранились еда и оружие): ему присущи чувство гордости за своё гос-во, состояние свободы, владение красивым певучим языком, поклонение величественным богам, общественный образ жизни. «Пайдейа» -это прежде всего воспитанность и образованность. Эллин обязан соблюдать все правила полюса: участвовать в собраниях, обрядах, принятиях решений в военных действиях, присутство
вать на спектаклях, а также знать всех олимпийских богов и как с ними общаться.
В Китае –жэнь. Жэнь – это человеколюбие, качество не являющееся врожденным, оно воспитывалось. Этим качеством обладал благородный муж(Цзюнь-Цзы). Этому понятию противоположно сяу жэнь(низкий человек).
В Индии –дхарма. Дхарма – это космический моральный закон, по чьей воле человек рождается в том или ином сословии(варне): брахманы(жрецы, учителя, получившие всю мудрость от богов), вайшьи(земледельцы), …..(воины и военочальники). Впоследствии эти варны разделились на касты.
Рождение в определённой варне предполагало и соответствующее сословное поведение – карму. Человек, согласно представлениям индийцев, не умирал, а попадал в процесс вечного перерождения – сансару. Для индийцев культура связана с положением людей в обществе. Дхарме противостоит неживая природа.
Арабский восток –ильм. Ильм –просвещённость, спокойствие, добродетель, рассудительность. Противоположное понятию ильм – джахилийа (грубость, невежество, жестокость)
Таким образом, вместе с культурой возникают различные понятия её обозначающие и все они называют искусственно выработанные или созданные стороны человеческой жизни.
4. Природа и культура.
Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.Понятие «природы» употребляется в русском языке в различных смыслах. Природой подчас именуют сущность какого-либо явления. Природой мы называем непосредственно окружающую нас естественную среду. Наконец, в самом общем смысле слова «природа» - синоним понятия «материальный мир», точнее весь материальный мир не созданный человеком.Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность. естественных условий существования человеческого общества. Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры.
На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической деятельности возникло «человеческое чувство» природы: не только ее эстетическое приятие, но и наделение ее человеческими качествами – очеловечивание. Она стала одновременно мастерской и храмом. Для первобытного человека природа ограничивалась сравнительно узкой территорией, на которой жило его племя. Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры. В философии марксизма природа рассматривалась как объект производственной деятельности человека. До сих пор в качестве образца «творческого марксизма» приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась им как некий философский принцип: «Нам нечего ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Так подход противоположен коренным принципам народной культуры, для которой всегда земля была «родной матушкой», священным именем отца назывались реки. Без такого любовного отношения к природе невозможна высокая культура сельскохозяйственного труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые у природы в кредиты, вернуть которые уже невозможно. Ныне все человечество стоит пред новым витком спирали – единством природы и культуры, когда все богатство культуры должно быть поставлено на службу защиты природы. Единство человека и природы было верно понято еще И. Кантом, для которого человек – «последняя цель природы», а природа, в свою очередь «материя всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.
Миссия человека состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоко познавать ее законы и вносить в природную стихию разумное сознательное начало.
5. Дайте определения понятиям: человек, индивид, индивидуальность, личность.
1.Индивид – отдельно взятое абстрактное существо.
2.Индивидуальность- неповторимость данного человека по отношению к другим. Такая неповторимость бывает врождённой (внешность, анатомические и физиологические способности, особенности нервной системы, скорость протекания реакций). Гепократ выделил несколько типов индивидуальностей:
Халерик – все реакции ускоренные, сильные и длительные
Сангвиник – все реакции быстрые, сильные, но не стойкие
Меланхолик- все реакции замедленные, слабые и не стойкие
Флегматик – реакции слабые, замедленные, но не стойкие
На основе нервной системы вырастают и особенности психики и мышления. Кроме того есть социально-обусловленные формы индивидуальности – характер(социально-обусловленная система поступков), опыт. Каждый из темпераментов проявляется в характере в связи с воспитанием.
3.Личность – это индивидуальность в процессе продуктивной реализации всех своих задатков, возможностей, способностей.
4.Человек – это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения. Это понятие используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Основные характеристики: особое строение организма, способность к трудовой деятельности, наличие сознания.
6.Какие качества характеризуют личность? Какое место занимает в этой характеристике культура?
Качества личности:
Разумность-способность видеть, формулировать и решать задачи
Ответственность-способность предвидеть последствия своих поступков
Воля-способность принимать решения и реализовывать их
Свобода-способность принимать решения со знанием дела
Личное достоинство-способность охранять свои права и обязанности
Совесть-способность к рефлексии(обращение внимания субъекта на самого себя) над своими поступками
7.Что такое надприродное определение культуры? Каков принцип рассмотрения культуры в его рамках?
Наиболее распространённым является взгляд на культуру, который противопоставляет её природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. В системе надприродного определения культура-всё, что создано человеком. Оно несёт в себе противоречия: некоторые артифакты враждебны самому человеку. Чтобы преодолеть это противоречиев ситсеме надприродного определения выделяют различные уровни:
Высокая культура - непревзойдённые результаты человеческой деятельности, включающие в себя гениальные открытия, изобретения, уникальные произведении я искусства, то, что представляет собой гордость любого народа и человечества в целом.Обыденная культура – это культура повседневности. К ней принадлежат как вещи, которые нас окружают, так и формы общения, привычки и навыки ежедневной деятельности.
Архаическая культура – представляет собой результаты, ставшие неактуальными для современности. Однако на этой культуре базируется современная культура. Она сохраняет для последующих поколений всё, что составляло жизнь человечества в древности, и позволяет проследить путь проделанный человечеством к своему современному состоянию.
Народная культура – носитель традиций, вырабатывавшихся на протяжении многих веков. Она включает в себя все способы практической деятельности народа, отношения с природой, умение, навыки, привычки и взгляды. Здесь и нормы языка, пословицы, поговорки, орнамент и традиции одежды, нормы поведения. Возникает стихийно, не меняется, анонимна.
Массовая культура – появляется вместе с индустриальным производством, вместе с развитием техники, которая позволяет тиражировать этот вид культуры. Человек отчуждается от изготовления вещей, от других людей для которых он не личность, а только функция, и от самого себя. Массовая культура предполагает и воспитывает своего потребителя как среднего человека. Она представляет собой усреднённое явление, в котором никогда нет никакой глубокой мысли. Массовая культура выступает как товар, у неё всегда есть автор. Первым явлением в массовой культуре был кинематограф, потом появляется реклама, шоубизнес.
Примитивная культура – не требует особой подготовки, знаний при создании произведений. Иногда складывается в сфере детской культуры, но при этом есть такие области искусства, где художники используют имитацию детского рисунка.
Маргинальная культура – все результаты человеческой деятельности, которые можно отнести к разрушительным: оружие массового уничтожения, нецензурная брань, агрессивное поведение.
В системе надприродного определения культуры можно выделить и другие её феномены: профессиональная культура, молодёжная культура…
8.В чём заключается аксиологическое определение культуры? Норма и идеал.
Аксиология –учение о ценностях. Под аксиологическим определением культура понимается как система материальных и духовных ценностей.
Ценность понимается как:
Значимость (но тогда это будет субъективное понимание ценности, т.е. исходит от оценки отдельного человека или группы людей, поскольку в мире нет явлений в равной степени значимых для всех без исключений). На уровне значимости можно выделить ценности отдельного человека. Существуют возрастные ценности, гендорные ценности (по половому признаку), ценности малой группы (семейные, дворовой компании, класса, группы), ценности больших групп (социальные слои, государственные интересы), общечеловеческие значимости.
Единство нормы и идеала.
1.Норма -руководящее начало, правило, образец.
Выступает как усреднённое условие сохранения чего-либо, например, нормы питания, гигиены, состава воздуха для дыхания. Нарушение таких норм ведёт к болезням и гибели живого. Кроме того есть и социальные нормы, выработанные человечеством за время своего существования. Социальные нормы закрепляются обычаем, традициями, законом, правилом поведения. Они ложатся в основание морали, искусства, практических форм деятельности. Норма всегда выражает объективное условие, при котором объект сохраняется.
2.Идеал – образец, нечто совершенное, высшее, высшая цель стремлений. Идеал-представление о явлении действительном, лишённом недостатков.
В процессе любой деятельности вырабатывается цель. Эта цель требует, чтобы при её достижении мы осмыслили всё, что позволяет или мешает её осуществлению. Всё что помогает осуществлению цели, становиться желательным и может приобретать характер идеала. После достижения цели результата переоценивается, выявляются его недостатки и сам идеал корректируется. Так формируются идеалы отдельного человека, общества, группы, человечества.
Если норма и идеал соединены в каждом объекте, то он выступает как идеал. Культурная ценность – такое единство нормы и идеала, при котором идеал нормален, а норма идеальна.
9.В чём особенности определения культуры по способу деятельности человека?
Любая человеческая деятельность рассматривается как культурная. Культура – результат только человеческой деятельности.
Деятельность – особая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование. Другими словами деятельность понимается как активность человека, направленная на получение определённого результата. Деятельность от активности различается выработкой цели, нахождением средства для достижения цели, полученный результат, сам п роцесс достижения цели.
В системе деятельностных определений культуры можно выделить и предельно широкое определение культуры, которое рассматривает культуру как любую деятельность человека, и достаточно узкие, такие, как эвристическое определение:
Культура – это творческая деятельность. Творчество- это поиск неизвестной задачи. В известной задаче уже всё предложено заранее: все исходные данные, известно, что именно нужно найти или доказать, известен алгоритм, метод, способ решения. Решением такой задачи является наша повседневная деятельность. Неизвестная задача это та, в которой все её составляющие нужно найти. Именно поиск неизвестной задачи и является центральным звеном творчества. После того как задача найдена, её нужно сформулировать, надо найти основные параметры. Не всегда решение неизвестной задачи осуществляется в таком порядке.
10.Какие виды деятельности вам известны? Что такое продуктивная и деструктивная деятельность?
Виды деятельности по Марксу:
Практическая – труд (целенаправленная деятельность по преобразованию окружающего мира, имеет своей целью создание «второй природы»), без которого общество не может существовать как человеческое. В труде человек выступает как существо целеполагающее, он создаёт и совершенствует орудия труда, вкладывая в них свои потребности, цели и знания о мире.
Теоретическая – создание идей, теорий, гипотез, в которых отражается практическая деятельность. С её помощью в сознании создаются новые комбинации уже известных связей и отношений между различными сторонами природы, общества, уже созданных вещей, а также осмысляются принципиально новые связи и отношения мира.
Практически-духовная – мораль, искусство и религия.
Виды деятельности по Фромму:
Продуктивная – деятельность по созданию материальных и духовных моментов (создание нового)
Репродуктивная – воспроизведение уже имеющихся приёмов, методов, результатов (когда человек воспроизводит уже имеющиеся действия, технологии, применяет привычные приёмы)
Деструктивная – разрушительная деятельность
11.Творческая деятельность и культура
Культура – это творческая деятельность. Творчество- это поиск неизвестной задачи. В известной задаче уже всё предложено заранее: все исходные данные, известно, что именно нужно найти или доказать, известен алгоритм, метод, способ решения. Решением такой задачи является наша повседневная деятельность. Неизвестная задача это та, в которой все её составляющие нужно найти. Именно поиск неизвестной задачи и является центральным звеном творчества. После того как задача найдена, её нужно сформулировать, надо найти основные параметры. Не всегда решение неизвестной задачи осуществляется в таком порядке.
Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Творчество способно приобретать различные формы — от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку.
12.Культура как система знаков.
Семиотическое определение культуры как система созданных человеком знаков и знаковых систем.
Знаки – предметы, процессы, явления, заменяющие другие процессы, предметы, явления. В обществе существуют знаки нескольких типов:
Знаки-копии – воспроизводят то, что наличествует в действительности, сами этой действительностью не являясь (фотографии)
Знаки-признаки – несут некоторую информацию о предмете вследствие естественной связи с ним, ничего не заменяют, но указывают на что-либо (высокая температура у больного)
Знаки-сигналы – заключают в себе информацию по договорённости и не связаны с предметами, о которых они информируют (школьный звонок)
Знаки-символы – несут информацию о предмете на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности (государственный герб)
Каждый знак имеет 2 стороны:
1.внешняя материальная (звучание, интонация, изображение), может быть одной и той же.
2.внутренняя смысловая (может меняться в зависимости от контекста)
Один и тот же смысл в разных языках может иметь различное значение. Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в обществе, состовляют собой культуру того или иного времени. В каждом знаке заключено нечто главное, что было понято и зафиксировано предыдущими поколениями.
13.Информационное определение культуры. В чём заключается преемственность культуры?
Согласно информационному определению культуры, культура – это накопленная обществом информация, система смыслов созданных человеком.
Информация (от лат. разъяснение, изложение) это:
Первоначально – сведения, передаваемые людьми устно, письменно или в др. форме.
Следы в материальном мире в виде некоторых результатов различных процессов.
Общенаучное понятие – обмен сведений между людьми и автоматами.
Культура в каждом обществе существует благодаря преемственности. На любом этапе существования мы найдём 3 ступени культуры:
1 ступень – всё, что было создано предыдущими поколениями. Эта ступень является фундаментом, на котором основывается культура общества.
2 ступень – степень освоения культуры живущим поколением. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своём прогрессе.
3 ступень – и есть творческая деятельность живущего поколения. Эта деятельность зависит от степени освоения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым может последовать её разрушение.
Сохранение культуры связано не только с тем, чтобы эта информация не исчезла, но и с тем, чтобы она была востребована следующим поколением. Утрата культурной информации может привести к деградации общества.
14.Каковы основные принципы рассмотрения структуры культуры? В чём сходство и в чём различие материальной и духовной культуры?
Общие принципы структурирования культуры:
Материальная культура
Культура производства
Физическая культура
Культура быта
Духовная культура
Культура интеллекта
Культура речи
Мораль
Материально-духовная культура
Правовая культура
Политическая культура
Экономическая культура
Экологическая культура
Эстетическая культура
Материальная культура – это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Предметы материальной культуры подвержены физическому и моральному старению.
Духовная культура – мир идей, связанных с существованием человека в мире не подверженных моральному старению, могут перерождаться в другие идеи. Она проявляется не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире.
Материальная и духовная культуры - два фундаментальных вида, две стороны культуры, находящиеся в процессе постоянного взаимодействия, взаимоопосредования и взаимоперехода, но в то же время отличаются внутренней структурой и спецификой.
15.Культура производства
Культура производства - наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. Прежде всего в процессе человеческой деятельности создаются орудия труда.
Культура орудий труда(техническое оснащение). Орудия труда, возникнув однажды не останавливаются в процессе своего изменения и изменяются для повышения производительности труда. Но совершенствуясь ставят перед человеком новые задачи и ему приходиться тоже совершенствоваться
Культура процесса труда (технологическая, управленческая) – культурное развитие труда. В процессе труда требуется управление. Управляющий должен видеть, формулировать и решать задачу:
Нужно знать возможности каждого сотрудника
Нужно чтобы были ликвидированы основы для конфликта
Надо уметь поддерживать дисциплину
Надо уметь наказывать и поощрять
Культура продукта труда (экономическая, эстетическая)
Каждый произведённый предмет, представляет собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Продукты должны стоить столько, сколько за них можно заплатить. Продукт труда должен соответствовать критериям. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос.
16.Культура быта
Культура быта – это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. В условиях натурального хозяйства человек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рассчитанные на долгое использование. Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность-дизайн. Главное в организации окружающего мира – соотнесение каждого элемента с целым, организация целостной жизненной среды. Другой стороной культуры быта является отношение к окружающей среде. Там, где люди позволяют себе, как бурсаки в книге, портить все, что их окружает, вряд ли можно говорить о какой-нибудь культуре. Отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрезмерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. На самом деле. Истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслуживают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более «человечной», вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.
17.Физическая культура человека.
Физическая культура-это культура отношений человека к собственному телу. она направлена на поддержания физического и духовного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье составляет физическую культуру.занятие каким-либо одним видом спорта, развивает человека слишком односторонне.спорт требует постоянного увеличения нагрузок,а человек при всей универсальности своих возможностей все же конечен. Наличие физической культуры предполагает,что главная цель человека –это овладение особенностями своего организма,умение им пользоваться. В 60-е годы прошлого века у нас в стране было расхожим представление о слиянии умственного и физического труда.Настоящее единство умственного и физического труда возможно лишь тогда,когда физическое здоровье,выносливость,позволяют сохранить высокую работоспособность в умственной деятельности,а умственная деятельность определяет эффективность физического труда.Физическая здоровье не всегда выступает показателем физической и общей культуры.Например,президент США Франклин Делано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу,но тем не менее мог руководить страной.Только умение концентрировать возможности своего организма,полное владение им позволило ему действовать, а это и состовляет сущность физической культуры.
18.Культура Интеллекта
Для понимания этого явления необходимо различать такие понятия, как сознание и интеллект.
Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возникших на основании ощущений.
Интеллект (от лат. Познание, понимание, разум, ум, рассудок), обнаруживает разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементарный уровень абстрагирования, а разум – как способность вырабатывать идеи. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.
Мышление – высшая форма активного отражения мира, где происходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, вырабатываются цели и осуществляется поиск, формулировка и решение всевозможных задач.
Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное (соответствующее действительности) воспроизведение различных сторон и отношений мира.
20Культура речи
Культура речи- проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Тот кто ясно мыслит,ясно излагает,именно в этом случаи можно обеспечит и успешное взаимопонимание и взаимодействие людей.поэтому можно сказать,что в речевой культуре человека выделяется три момента: основные качества его мышления,манера речи и отношение к слушателю. Умение говорить просто о сложном – один из видимых признаков речевой культуры-демонстрирует богатство словарного запаса. (например,людоедка Эллочка обходилась 30 словами.словарный запас Пушкина составлял более 21 тысячи слов.(средний словарный запас современного образованного человека включает примерно 5-6 тысяч сло). Овладение культурой мышления неизменно ведет к овладению культурой речи,но есть и обратная связь: развитие речевой культуры влияет на мышление,делая его более богатым, позволяя через речь пройти к определению проблем. Культура речи предполагает не только богатый словарный запас,но и точностью употребления слов в полном соответствии с их значением. Культуре речи также свойственна также простота –умение сделать доступным для понимания,даже сложные положения.Настоящая простота речи –признак глубокого мышления.кроме того,речь должна быть выразительной,включать в себя образные выражения.культура речи свободна от бранных выражений,русский язык позволяет выразить любую степень гнева или юмора. Так же,как и мышлению, культуре речи должна быть присуща логика, связанная с грамматическим строем речи.в целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал.человек культуры делит сферу знания лишь на знание и незнание,поскольку даже процесс достижения знаний-уже признак культуры.интеллект включает в себя выработанные обществом и принятые человеком ценности-философские,научные,политические,религиозные и нравственные идр.вполне естественно,что эти ценности проявляются не только в речи,но и в поведении,сущность которого наиболее полно воплощена в морали.
21. Мораль как явление культуры
В сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль( лат. «Относящийся к нраву, характеру, привычкам».
Совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов. Одним из первых запретов – табу – был запрет на убийство соплеменника. Кроме запретов в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаи –(стереотипичный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.), превращаясь в традиции(лат. «Передача» - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени.)
Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Моральные нормы- это требования должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (лат повеление, настоятельное требование, приказ, закон), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Характерные черты морали:
Выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести, справедливости.
Нравственность – реальные нравы и поступки людей, которые могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. Этикет – манеры поведения людей.
Этикет совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, формы обращения, одежда, манеры). В морали вырабатывается множество различных кодексов(лат- свод нравственных норм, предписываемых к исполнению), вбирающих в себя и внутренние моральные установки, и формы их реализации. Мораль не существует сама по себе – она взаимосвязана с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связана с искусством и религией, столь же древними видами культуры.
22Религия как явление культуры
Как и искусство, религия –одна из древнейших разновидностей культуры и существует в об-ве на любом этапе его развития.в религии заложен особый опыт человечества,связанный с видением общей картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека,космоса и общества.Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с возникновением отчуждения.
Среди факторов возникновения религии выделяются:
*зависимость об-ва и отдельного человека от внешнего мира,наполненного случайностями и предсказуемостью результатов деятельности на любом уровне развития.
*зависимость каждого человека от существующих общественных отношений, которые также становятся чуждой,вне индивида стоящей сила;
*психологический факторы,связанные как с отдельным человеком,так и с обществом в целом(например,тревога за будующее).Для любой религии она сама представляет собой откровение,воспринятое каким-либо пророком или праведником непосредственно от самого божества.для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания, в которой мир удваивается.Однако,для любого взгляда на религию важно то,что в ней признаются три взаимосвязных между собой элемента:культ(основные объекты поколения),вера(особое эмоцианальное мировосприятие) и ритуалы (те действия, которые должен исполнять приверженец данной религии). Культ,сложившийся в каждой религии, в той или иной мере определен традиционным для данного народа способом отношений с миром.Религия складывается так же,как и другие типы мировоззрения,естественным ходом развития отношений человечества с окружающей действительностью.каждый культ имеет свой предмет поколения и в этой связи в различных ралигиях мира складывается политеизм или монотеизм.Политеизм –вера в существования множества богов,связанных с различными явлениями окружающей природы или с особенностями человеческой деятельности.(например,египетские верования были политеистичны).Монотеизм –вера в единого бога,единобожие.(христианство,ислам,развиваются как монотеистичные)существуют религии,в которых практически нет какого-либо конкретного божества-буддизм,конфуцианство). Всякий культ имеет свои средства,символизирующие главные моменты культа(например, в христианстве крест представляет собой довольно сложную знаковую систему.) Вера как способ поклонения представляет собой неоднозначное явление.т.е вера представляет собой эмоцианальное состояние приятие какого-либо положения без доказательств.в вере всегда содержится ожидание желаемого,причем важно и то, насколько значимо это желаемое для человека и об-ва.Кант различал три типа веры:прагматическую(вера из выгоды), доктриальную(вера требует закрепление не столько смысла,сколько буквы религии),моральную(вера представляет собой образ жизни данного,конкретного человека. Каждая религия включает в себя и соответствующие обряды-ритуалы,которые предписаны для отправления культа.это действие,совершаемые верующими в процессе реализации своей веры.знание ритуалов каждой религии освобождает от многих неловкостей.в каждой из религии есть священные книги,в которых излагаются молитвы,даются предписания,касающиеся жизни верующих.в большенстве священных текстов заложены общечеловеческие моральные принципы.многие из них совпадают несмотря на религий. Еще одним элементом каждой религии являются различные организации.К ним относятся монастыри,церкви или др.учреждения.не следует смешивать религию как способ отношения человека с миром и религиозные организации. Как и любой другой вид культуры,религия –одновременно особый тип мировоззрения и особый вид человеческой деятельности,который отражает мир и его устройство и вместе с этим оказывает на него существенное воздействие. Понимание религии,ее основных принципов и особенностей,знание религиозной литературы,культов,особенностей веры,состовляет необходимый багаж современного человека.Это становится предпосылкой его развития,понимание сложностей и специфики жизни многих народов мира.
23. Искусство как явление культуры
По поводу возникновения искусства существует большое количество теорий. Одни теоретики выводят искусство из трудовой деятельности, потребности которой вызвали к жизни ритуальные танцы и другие действа, где моделировались, имитировались реальные практические занятия людей. Есть религиозные теории, в которых утверждается, что искусство возникло по воле богов и представляет собой ее проявление. Аристотель связывал появление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи и искусствоведы предполагают причину возникновения искусства в особом умении художника «предчувствовать», «вчувствоваться» в сущность вещей и передавать ее в своем творчестве. Искусство воссоздает в своих произведениях всю вселенную человека, те ее стороны, которые желанны или нежелательны для него, все формы его поведения. Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ – специфическое явление, присущее исключительно искусству, это такое сравнение, сопоставление, соединение различных сторон реального или вымышленного мира, в результате которого появляется новый предмет, персонаж или новое качество. Художественный образ существует как элемент или часть произведения и как целая художественная система, составляющая сущность искусства. Художественное произведение – это целостность, в которой все ее элементы взаимосвязаны, взаимопроникают и взаимодействуют. Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. Искусство вырабатывает эстетический вкус, ибо одно из его функциональных предназначений – быть носителем эстетических идеалов. И, наконец искусство пробуждает к творчеству, заставляя сопереживать «участвовать» в творческом процессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания, проникновения в сущность вещей, и делает это без формул и методик, требующих специальных навыков. С другой стороны, оно предлагает свою систему видения мира, вскрывает связи, не доступные науке, развивая тем самым способность каждого к ассоциативному мышлению, без чего нет никакого творчества. Ассоциация (объединение) – связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями)
24. Наука как явление культуры
Еще в древних культурах востока и в Египте начали формироваться научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют Vl веком до н.э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных социальных слоев. Наука как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Для науки характерны поиск закономерностей различных явлений действительности и выражение их в логической формы. Для науки формой выражения и отражения мира является –логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею занимается. Наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития различных отраслей производства. Науке присущ постоянный прирост знаний, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания «на стыке» различных ее сфер и областей. В процессе своего развития наука выработала различные методы научного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. Именно наука демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится конгломерат единой культуры того или иного общества в каждую конкретную эпоху.
25Назовите основные функции культуры. Привидите примеры.
1.Адаптивная функция (У разных народов, обитающих в различных условиях, в их культуре исторически закрепляются способы адаптации к природной среде. Они составляют рациональное обоснование многих национальных традиций (например, в способах лечения, строительства жилья и т.п.), изобретается масса вещей, средств и способов обеспечивать безопасность и комфорт, наполнить жизнь удовольствиями и развлечениями. Увеличивается продолжительность жизни и рост народонаселения.)
2.Познавательная функция (познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.)
3.Коммуникативная функция -понимается как общение. (пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.)
4.Регулятивная функция(Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.)
5.Гуманистическая функция (Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой,примером является Римская империя)
26. Культура и цивилизация
Сходство между культурой и цивилизацией заключается главным образом в том, что обе созданы человеком и составляют искусственную среду его обитания. Их сближает и общая ориентация на достижение согласия и взаимопонимания между людьми. Главное же различие состоит в том, что культура - это, по преимуществу, духовная деятельность и ее результаты, а цивилизация - материальная, а как известно, эти виды человеческой деятельности неотделимы друг от друга. Таким образом, культура и цивилизация являются разными сторонами бытия и настолько взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что в реальной жизни их разделить невозможно. Разграничение культуры и цивилизации целесообразно лишь на теоретическом уровне и необходимо для того, чтобы лучше понять сложную социокультурную реальность.
27Какие материально –духовные виды культуры вам известны? охарактеризуйте один из них(по выбору)
1.Экономическая
2.Политическая
3.правовая
4.экологическая
5.эстетическая(философская дисциплина,изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художе-ой деятельности человека.) Хара-ка: Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры об-ва:социальных групп,классов,наций,партий,общественных организаций и самой государственности.она характеризуется формами отношений между элементами политической структуры.известно,что политическая деятельность вплотную связана с экономикой каждого общества,поэтому она может способствовать ее развитию или тормозить технический прогресс.в политической деятельности важно умение видеть и формулировать цели развития общества,определять методы,средства и формы личной общественной деятельности для достижения этих целей.политическая культура проявляется в том, как отражаются политические явления в сознании масс и каждого отдельного человека,каким образом он представляет себе свое место вполитических процессах,какое место он отводит в своем сознании различным элементам политической системы:народам,партиям и самому государству.
28. Основные особенности первобытной культуры
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА — самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории. Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния. Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития. Одной из особенностей первобытной культуры является коллективизм. С самого зарождения человеческого рода община была основой его существования, именно в общине и зародилась культура первобытности. В эту эпоху не было места индивидуализму. Человек мог существовать только в коллективе, пользуясь с одной стороны, его поддержкой, но с другой стороны, будучи готовым в любое время пожертвовать ради общины всем, вплоть до жизни. Община рассматривалась как некое единое существо, для которого человек – не более чем составной элемент, которым при необходимости можно и должно жертвовать во имя спасения всего организма.Еще одной особенностью первобытной культуры является практический характер всего, что было создано первобытным человеком как в материальной, так и в духовной сфере. Не только продукты материального производства, но и религиозные и идеологические представления, обряды и предания служили главной цели – выживанию рода, сплачивая его и указывая принципы, по которым он должен существовать в окружающем мире. И эти принципы также возникали не на пустом месте, они формировались многовековым практическим опытом как непременные условия нормального существования человеческой общины.
29Основные особенности архаического сознания
Особенностью архаического сознания является его целостность,нерасчлененность.это качество предполагает что мир в сознании первобытного человека воспринимался как продолжение самого человека,его особенностей его образа жизни. При этом стоит обратить внимание на то что чем более сложной становится деятельность человека,тем более он осмысляет свою зависимость от природы и это порождает и анимизм и тотемизм и фетишизм,объеденяющие человека и природу в одно целое. В условиях поздненародного об-ва человек уже обожествляет природу,явно ставя себя взависимость от нее.
30.Присваивающее и производящее хозяйство
Раннепервобытная община добывала готовые продукты природы, все остальное изготовлялось по мере необходимости. Это еще не было производством вещей, поэтому исследователи охарактеризовали ее как присваивающее хозяйство.Производящее хозяйство требовало другого образа жизни. Если в период потребления люди должны были часто менять место обитания, то теперь они тяготеют к оседлости (кроме кочевых племен, связавших свое существование с разделением скота). Интенсивнее развиваются каменные орудия труда, необходимые теперь для прочного хозяйственно-бытового обустройства на месте постоянного проживания. Изготавливаются мотыги, серпы, ступки для растирания растений, лодки, различные ловушки, капканы, часто сложной конструкции. Настоящим новшеством стало появление керамики.