Несомненно, алфавит, полис и демократия являются высшими достижениями эллинской цивилизации. Но эллинам была свойственна социальная стратификация и особый характер семьи, основы общества, требующих специального освещения. Все общество делилось на свободных и несвободных – рабов, которые численно преобладали. Свободные, в свою очередь, делились на эллинов и неэллинов, которые назывались по-разному – метэками, периэками и др. Гражданство распространялось только на эллинов. Их свобода ограничивалась интересами полиса. Граждане обязаны были участвовать в постоянных сборах, непрерывных общественных делах, в народных собраниях, выборных органах управления и т.п. Граждане были чрезмерно политизированы и ассоциированы; в сущности, они не имели права на частную жизнь, частные интересы. Личная жизнь находилась под тотальным контролем полиса; за супружескую неверность, за плохое воспитание детей грозили атимия, бесчестье и лишение гражданских прав.
Несвободные занимали в эллинском обществе особое место. Они составляли по разным оценкам от 50 % до 75 %. Несвободные, или рабы, происходили в основном из пленников. В доцивилизованных обществах пленников либо убивали, либо съедали, о чем есть упоминания в «Илиаде». Введение рабства, несомненно, было цивилизующим фактором: оно положило запрет на убийства пленников и каннибализм. Но цивилизующее воздействие рабства не следует преувеличивать. Раб воспринимался эллинами как вещь, «одушевленное орудие», «животное», наделенное способностью понимать речь. Раб не имел имени, но только кличку, не имел собственности, не имел права на брак, его союз с женщиной был только сожительством. Господин мог наказывать раба своей властью, продавать, дарить, клеймить, отправлять на каторжные работы и даже лишать жизни. Наибольшей жестокостью отличалось отношение спартанцев к илотам; застигнутые после захода солнца на улице, они подлежали смерти; в определенные дни спартанцы устраивали охоту на них, как на животных; когда юноше-спартанцу впервые вручался меч, он должен был оросить его лезвие кровью илота. Относительно благополучнее было положение раба в Афинах; там раб мог приобщиться к Элевсинским таинствам, дававшим личное бессмертие, мог пользоваться правом убежища у алтаря и требовать у государства продажи другому господину.
Наличие рабов оказывало двойственное влияние на эллинскую цивилизацию: с одной стороны, оно создало эллинам условия для свободного духовного развития, высвободив их от физического труда, и тем самым способствовало развитию искусств, философии, литературы, с другой стороны, избыток рабов консервировал техническую отсталость общества, препятствовал техническому прогрессу.
Но еще более пагубное воздействие оказывало рабство на моральное состояние общества. Рабство рассматривалось как нечто естественное. Мыслители такого масштаба, как Платон и Аристотель, развили целую теорию, согласно которой существует категория людей, предназначенная по своей природе быть рабами; это люди с низким интеллектом, с неразвитым разумным началом; они движимы только низкими инстинктами, не способны самостоятельно разумно действовать и потому нуждаются в господине, в жестком руководстве господской волей. Считалось нормальным использовать «низкие инстинкты» рабов в мужских и женских публичных домах, легализованных во всей Элладе; считалось обычным содержать рабынь-девочек и рабов-мальчиков для эротических игр.
Характеристика семьи также способна пролить свет на некоторые теневые стороны эллинской цивилизации. Семья у эллинов была патриархальной. Ее главой был отец, муж – Деурпфзт. Он обладал полной властью над женой, детьми, слугами и рабами; он мог расплатиться ими за долги, мог принести в жертву; в его власти была жизнь и смерть домочадцев. Отец мог продать в рабство непослушных дочерей.
Мать семейства, жена считалась вещью в доме мужа, и она называлась соответственно – «ойкурема». Мать не имела собственности, имущества. Единственной ее вещью была прялка, поэтому она являлась лишь «госпожой прялки». Когда мать умирала, то рядом с ней клали ее прялку. Женщина жила на женской половине дома – в гинекее, она не смела без разрешения мужа выходить из гинекея; без сопровождения мужа женщина не могла появляться на улице; при редких выходах она обязана была закрывать лицо накидкой. Жена имела значение лишь как орудие воспроизводства потомства. Неудивительно, что греческая литература крайне скупа на выражения любви к жене. Рядом с женой могли присутствовать наложницы, сожительницы несвободного или неэллинского положения. Кроме того, мужское общество широко пользовалось услугами гетер, т.е. «подруг», которые в качестве флейтисток, танцовщиц, певиц присутствовали на всех общественных мероприятиях. Гетеры происходили из иностранок, поэтому они не могли быть равными эллинам. Их «любовь» в демократических Афинах стоила 1 обол. Отсутствие духовной связи между мужем и женой, равноправных отношений между мужчиной и женщиной привело к чудовищным извращениям – гомосексуализму и лесбиянству, которые на все последующие века получили название эллинской (или греческой) любви.
Экономика
Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, однако и здесь не было полной свободы отчуждения, и передвижение собственности находилось под контролем полиса, в особенности, если имущество переходило из рук эллинов в руки метэков, или иностранцев. Известно, что многие выдающиеся деятели культуры, например, Геродот и Сократ, привлекались к суду за распродажу своего имущества и значительные расходы на путешествия, и им пришлось долго доказывать, что их поездки в заморские страны не были бесцельными и что затраты на них оправданы пользой для полиса приобретенных новых знаний. Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н.э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII в. до н.э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».
Ростовщичество и рабовладение обусловили отказ от производственной деятельности свободных граждан, вызвали потребительские, паразитические настроения. Если во времена Солона афинянин за праздность мог угодить в тюрьму, то позднее, в эллинистический период, занятия ремеслом или коммерцией стали восприниматься постыдными в глазах афинян. В эллинистическую эпоху бедствием общества станет крайняя неравномерность распределения собственности: менее 1 % граждан сосредоточат в своих руках абсолютное большинство богатств, среди остальной части граждан, среди демоса, распространится нищета.