Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вспомогательные дисциплины литературоведения

Вспомогательными дисциплинами литературоведения называются те, которые напрямую не направлены на интерпретацию текста, однако помогают в этом. В других случаях анализ проводится, но имеет прикладной характер (например, нужно разобраться с черновиками писателя). Вспомогательными дисциплинами для филолога могут стать самые разные: математика (если мы решим провести статистический анализ элементов текста), история (без знания которой вообще невозможен историко-литературный анализ) и так далее.

По сложившейся методической традиции принято говорить о трех вспомогательных дисциплинах литературоведения, наиболее часто выделяемых в учебниках: библиографии, историографии, текстологии.

1. Библиография – наука об изданиях. Современное литературоведение без библиографии не только беспомощно, но и просто немыслимо. Любое исследование начинается с того, что изучается библиография – накопленный материал по данной проблеме. Кроме опытных библиографов, способных дать нужные консультации, современному филологу помогают многочисленные справочники, а также Интернет.

2. Историография. Студенты по неопытности порой путают ее с историей литературы, хотя это совершенно разные дисциплины. Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя.

3. Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка (это особенно актуально, если нужно определить авторство текста); сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, т. е. тот, который потом будет признан основным для изданий и переизданий; проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки. В последние годы текстологический анализ все ближе сходится с собственно литературоведческим, поэтому не удивительно, что текстология все чаще называется не вспомогательной, а основной литературоведческой дисциплиной. Очень высоко ценил текстологию наш замечательный филолог Д. С. Лихачев, немало сделавший для изменения статуса этой науки.


 

4. Понятие художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в литературе
— типизация и идеализация. Роль вымысла в создании художественного образа.
Познавательное, воспитательно-преобразующее и эстетическое значение художественного
образа.

Художественный образ – конкретное и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющее эстетическое значение.

Существует 2 вида обобщений в литературе: типизация или реалистический метод (типические характеры в типических обстоятельтвах – форма реализма), идеализация (изображение, отличающееся от реальности, поиск идеала – основа романтизма)

Вымысел – перекрашивание реальности.

Каждое произведение несет в себе познавательный, воспитательный и эстетиченский характеры.


5. Понятие содержания и формы литературного произведения, их взаимосвязь.

Схема содержания: тема (любви, предательства, патриотизма), идея, проблема, повторяющийся элемент содержания – мотив (мотив дороги – встреча, мотив крова, родного дома – безопасное место).

Форма: композиция, особенности стиля и речи

В литературном произведении должна быть гармония между формой и с содержанием.

 

6. Тема, идея, проблема литературного произведения. Вечные темы. Культурно-исторический аспект тематики.

тема (любви, предательства, патриотизма)

Вечные темы связаны с психоданными героя

 

7. Типы авторской эмоциональности. Пафос и его разновидности: героический,

трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, комический. Катарсис.

 

 

Пафос – автроское отношение к изображаемым событиям. Героический пафос – утверждение величия подвига отдельной личности или группы людей. Драматический пафос – звучит в произведениях, показывающих противоречие духовной, социальной, общественной или бытовой семейной жизни. Трагический пафос – связан с изображением острых неразрешимых противоречий. Комический пафос (сатира – безпощадное преосмысление объекта изображения(ситуация, отношение, предмет, герой) – резкое, негодующе насмешливое отрицание, сарказм – безжалостная оценка описываемпых явлений, ирония – мягкая насмешка, прикрытая тонкой учтивостью, превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешка, от других видом вотличается скрытостью, юмор – соединение комическое изображение комического события с внутренней серьезностью)

Катарсис (ввел Аристотель) – сопереживание герою, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

 

8. Композиция литературного произведения и ее элементы

Композиция – формально построение художественного произведения. Взаиморазмещение элементов текста. Правильно построенная композиция – мощьный эстетический элемент влияния на читателя, элемент подачи.

Элементы композиции: портрет (описание персонажа: жестикуляция, мимика…(толстой любил описывать глаза), интерьер (изображение замнутого пространства(замкнутое пространстро играет большую роль в драме), вкусы, статус, образованность, пейзаж (открытое пространство), принцип (соответствие душевного стостояния героя и погоды, или наоборот), отступление (преобладает в эпических произведениях)

 

9. Конфликт и его основная структурообразующая роль в произведении

Конфликт антагонистический (добро и зло) и неантагонистический (семейный, бытовой, политический, религиозный).

Конфликт есть противоборство, противоречие либо между характерами, либо между характером и обстоятельствами, либо внутри характера - противоречие, лежащее в основе действия. Таким образом, конфликт - движущая сила романа. Он выступает как побудительная причина всех действий героя.

 

10. Сюжет и фабула литературного произведения. Функции, элементы и разновидности

сюжета. Эпический, драматический и лирический сюжет

Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических

.Важнейшие функции сюжета: воплощение конфликтов; раскрытие характеров,мотивировка их развития; мотивировка связей между персонажами, создание внешнего единства произведения (конструктивная функция) сюжеты обнаруживают и впрямую воссоздают жизненные противоречия

Сюжет – развитие характера в действии (эфос, драма). Сюжет в лирике – движение мыслей, чувств, переживаний главного героя.

Элементы сюжета: введение, пролог, экспозиция, завязка, действие и его развитие, кульминация, окончание, эпилог.

Фабула (для эфос, честично для драмы) – цепь основных событий произведения в линейной (временной) последовательности. Фабула – суть. Сюжет – от заглавной буквы – до точки.

14.. Художественная речь, ее состав и основные особенности. Роль синонимии,

многозначности слова и контекста в создании художественного образа

 

художественная речь включает в себя пласты, обращенные к внутреннему слуху читателя. Это начала интонационно-синтаксические, фонетические, ритмические,

Художественная речь бывает прозаическая и стихотворная.

Средство создания художественного образа – слово.

Частью художественной речи являются тропы – употребление слов в переносном значении. Тропы деляться на простые (эпитет (дополнительная окраска), сравнение) и сложные (метафора, метонимия, эвфемизм, оксюморон)

Синонимы – близкие, но не идентичные значения слова.
Роль синонимии: обогащение?

Синонимия - одно из ярких проявлений системных отношений в лексике.

 

15. Понятие тропа. Основные виды тропов: сравнение, эпитет, метонимия, метафора,

гипербола и т.д

 

Частью художественной речи являются тропы – употребление слов в переносном значении. Тропы деляться на простые (эпитет (дополнительная окраска), сравнение (уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку)) и сложные (метафора (сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака), метонимия (одно слово замещается другим – съел тарелку, выпил стакан), эвфемизм (нейтральное слово или описательное выражение, используемое для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.), оксюморон (сочетание слов с противоположным значением – живой труп, горячий снег), гипербола (явного и намеренного преувеличения,))

 

16. Виды иносказательных образов: олицетворение, аллегория, символ, гротеск

Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым

Аллего́рия — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.

Символ — это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта

Гротеск —комически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

 

17. Лексические ресурсы языка: историзмы, архаизмы, диалектизмы, и др.

 

историзмы (обозначают реалии определенной эпохи)

архаизмы (слова, которые вышли из употребления (длань – ладонь)

диалектизмы (узкие термины, для описания местности)

неологизмы (слова, придуманные автором)

 

18. Интонационно-синтаксическая организация художественной речи. Основные

«фигуры» поэтического синтаксиса: инверсия, словесный повтор, антитеза, эллипсис

 

 

Инверсия – нарушение привычного порядка слов
словесный повтор - для обозначения большого числа предметов, явлений.

Антитеза - одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположне понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля[1].

 

19. Стихосложение.

Основные признаки стихотворной речи:

Стихотворная речь – дробится на сопоставимые между собой отрезки (стихи), а проза – сплошная речь.

Стих – одна стихзотворная строка.

Система стихосложения:

Система стихосложения зависит отособенностей национального языка. В зависимости от того, какие особенности языка, зависит система стихосложения.

4 вида стихосложения

1. метрическая система (распрастранено в древнегреческом языке)

2. Силлабическое стихосложение – при постоянном ударении (франц язык). Ритм создается равным количеством слогов в стихе

3. Силлабо-тоническое стихосложение – слогоударная система

4. Тоническое стихосложение – (нет постоянного места ударения в языке), нет упорядоченности, кол-во ударных мжду безударными не играет роли.

 

Стихотворение пишется ВСЕГДА одним размером.

 

Акцентные системы стихосложения[править | править исходный текст]

Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.

К силлабической группе относятся напр. французская, польская, итальянская, испанская и др. системы. (К этой группе относились русская и украинские системы в XVI—XVIII вв.) К силлабо-тонической группе относятся английская, немецкая, русская, украинская и др. системы (относящиеся в то же время в значительной мере и к тонической группе). Принципиального отличия между этими группами нет; во всех трех группах речь идет об акцентной основе ритма, дающей те или иные, зачастую переходящие друг в друга, вариации. Поэтому вышеприведенное традиционное деление в значительной мере является условным.

Тоническое стихосложение[править | править исходный текст]

Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне-германских языков (древнегерманский аллитерационный стих).

Силлабическое стихосложение[править | править исходный текст]

Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. В силу этого стихосложение языков с ударением, фиксированным на определенном месте (на последнем слоге слова во французском стихе, на предпоследнем — в польском и т. д.), тяготеет к силлабическому стиху, фиксированные ударения на окончаниях полустиший которого совпадают с фиксированными ударениями слов этих языков.

Схема силлабического стиха, следовательно, будет отличаться от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах. Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие. (В александрийском стихе таких основных конфигураций с точки зрения соотношения ударных и безударных слогов — 36; в русском 13-сложном — в первом полустишии — 12, во 2-м — 5.) Чередование таких соизмеримых, но в то же время и разнообразных строк и создает ритмическую выразительность силлабического стиха.

Силлабо-тоническое стихосложение[править | править исходный текст]

Основная статья: Силлабо-тоническое стихосложение

Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими. (Приравнение ударного слога к долгому, а безударного — к краткому, разумеется, реальных оснований не имеет и может быть принято только как терминологическая условность.) Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т. д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т. д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т. д. слоге — анапестическими.

В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т. д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т. п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.

На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т. п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.

20. строфа (признаки строфы, способы рифмовки, виды строф).

 

Строфа – (выделяется графически) синтаксически и по смыслу законченный фрагмент произведения.

Постоянные строфы – хокку, рубай (восточная поэзия), сонет

Основной признак строфы - повторяемость её элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.

Виды строф:

ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов

ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов.

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

ШЕСТИСТИШИЕ - строфа из шести стихов.

Шестистишие с рифмовкой АВАВАВ - СЕКСТИНА.

СЕМИСТИШИЕ (септима) - сложная строфа из семи стихов.

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) – строфа из 8 стихов.

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

 

Рифма – совпадение звуков в окончании строк.

Виды рифмы:

Мужская (на последний слог), женская (на предпоследний), Дактилическая рифма (на третий от конца слог рифмующихся слов)

Способы рифмы:

Парное (аабб), Перекрёстная (абаб), опоясывающая (абба)

 

 

6. Дольник. Сапфическая строфа.

 

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо
в 7-6 вв. до н. э. (подробней о Сапфо). Графическая схема строфы:

До́льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 1 до 2.

 

22. Понятие литературного процесса как закономерного исторического развития литературы.

Литературный процесс.Термин появился в конце 1920-х гг. для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры: «Литературный процесс есть неотторжимая часть культурного процесса» (М. М. Бахтин). (См. Всемирная литература).

23. Эпос, лирика, драма — основные роды литературных произведений. Возникновение

и развитие литературных родов.

Э́пос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев[

Ли́рика, — воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова, лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность[1]. По словарю Л. П. Крысина, лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта[2]. В лирику входят стихотворение, романс, послание, элегия.

распространенная форма лирического произведения – монолог

Лирика как литературный род сформировалась в Древней Греции, высокого уровня развития достигла в Древнем Риме

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, Возникновение родов литературы напрямую связано с возникновением искусства. Искусство возникало на самых ранних этапах развития человеческого общества. Знаменитый искусствовед А.Н. Веселовский говорил о том, что литературные роды сформировались из первобытных обрядовых песен, которые исполнялись в связи с тремя основными событиями в жизни человека: рождением ребенка, вступлением в брак и смертью.

Обрядовые песни исполнялись хором и выражали коллективную эмоцию, т.е. эмоциональное состояние членов племени или рода. Эмоции выражались в эмоциональных возгласах, которые издавались участниками обряда. Из этих возгласов и возникла лирика, которая впоследствии обособилась от обряда и превратилась в самостоятельный род.

23. Понятие литературного жанра, его соотношение с категорией рода.

Литературные жанры (от фр. genre род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

Распределение литературных произведений происходит по: роду, жанру и жанровой разновидности

Чаще всего жанры формируются внутри литературного рода.

24. Эпические жанры, их разновидности

Крупные — эпопея (родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.[1]

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

), роман-эпопея, Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

Средние — повесть (По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически русскому понятию «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel или novella).)

Малые — рассказ, новелла, (Расска́з или нове́лла (итал.

novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Рассказ или новелла — более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при характерном наличии какой-то одной проблемы)

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, былина, историческая песня.

 

24. Лирические жанры, их разновидности.

лирические жанры

совокупность жанров, возникших и развивающихся в пределах лирики как литературного рода.

 

Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма.

Например ода «Вольность».

5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества.

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация.

Например «К Чаадаеву».

5. Драматические жанры, их разновидности.

Коме́дия (др.-греч.

κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Траге́дия — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящим к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии[1].

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

 

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию[1], противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Взаимодействие родов в жанре: лиро-эпические стихотворные и прозаические

жанры, лирическая драма, эпическая драма.

 

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - басни, баллады, поэмы, романы в стихах, сочетающие эпическое повествование с лирическим началом - непосредственным выражением переживаний, мыслей автора ("Медный всадник" А. С. Пушкина).

Лирическая драма - изобразительный (с объективным характером, с сюжетом) и выразительный (отсутствие сюжета, медитация, размышление), то получается, что драма по сути эпический род.

ЕПІЧНА ДРАМА — міжродове утворення,
яке виникає в результаті взаємодії двох
рівновеликих начал — драматургії та епосу.
Вона є результатом еволюційного розвитку драм,
мист-ва. Віддавна мали місце процеси ліризаиії
драми та драматизації лірики, ліризаиії епосу та
епізації лірики. Отож процес драматизації епосу і
епізації драми — закономірність, а не виняток. І,
звісно, дифузні процеси спричиняють появу нов.
явиш, які несуть в собі залишкові первні
синкретичного мист-ва.

 

. Понятие типа творчества. Реалистический и нереалистический типы творчества

 

 

Понятие художественного метода

 

метод художественный

- способ отражения действительности в произведениях искусства: особый тип образного видения мира (концепция мира и человека); общий принцип отбора, обобщения и оценки писателем жизненного материала, общий подход писателя к действительности. Понятие М. х. включает в себя:

1) принципы художественного отбора;

2) способы художественного обобщения (типизации);

3) принципы эстетической оценки действительности;

4) принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.

М. х. бывает реалистический (реализм и его разновидности) и нереалистический (романтизм и его разновидности), продуктивный (формирующий художественную систему) и непродуктивный (образующий одно литературное направление).

 

Понятие литературного направления, течения, школы

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ направление – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода. Это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественного метода, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни. Такие Л. н. как романтизм, реализм, символизм и т. д., составляют целую эпоху в истории страны, народа, группы стран. «Литературное направление – поле напряжения, рождающееся между двумя полюсами: методом, ориентирующим художника на определённый тип отношения к миру, и стилем, ориентирующим на определённое отношение к художественной традиции»

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

  • Классицизм
  • Сентиментализм
  • Натурализм
  • Романтизм (к которому некоторые относят и литературу барокко)
  • Символизм
  • Реализм (в котором выделяют ренессансный реализм, т.е. реализм эпохи Возрождения, просветительский реализм, т.е. реализм эпохи Просвещения, критический реализм и социалистический реализм).

. Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления.

Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение.

Литературная школа - это профессиональная близость группы писателей

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Решения и критерии оценивания заданий части 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2282 - | 2079 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.