Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория познания. Философия науки




1. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма; г) сенсуализма;

б) реализма; д) гедонизма.

в) скептицизма;

2. Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

3. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

4. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово; г) термин;

б ) категория; д) имя.

в) дефиниция;

5. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.

6. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

7. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок; г) ум;

б) разум; д) интуиция.

в) чувство;

8. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире; в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях. 1) скептицизм; 2) агностицизм; 3) прагматизм; 4) солипсизм.

а)- 1 б)- 2 в)- 4 г)- 3

 

 

9. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:

а) «Я верю, чтобы знать»;

б) «Я знаю, что ничего не знаю»;

в) «Я мыслю, следовательно, я существую»;

г) «Мы живем внутри языка»

 

10. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

 

11. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический; г) мифологический;

б) религиозный; д) диалектический.

в) теоретический;

12. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие; г) суждение;

б) представление; д) восприятие.

в) умозаключение;

13. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным; г) научным;

б) теоретическим; д) божественным.

в) обыденным;

14. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания; г) сомнение в возможности познания;

б) рассмотрение объектов познания; д) метод познания.

в) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

 

15. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

а) методика; г) механизм;

б) развитие; д) процесс.

в) навык;

 

16. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция; в) анализ;

б) дедукция; г) синтез.

 

17. Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина 2. Относительная истина 3. Истина как откровение а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной. б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

1-в 2- б 3-а

18. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:

а) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам. 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель) 3. Бог, вот что является истиной. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтики)

А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1

 

 

19. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель:

а) Эмпирический б) Теоретический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эф­фективней старой. 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. 3. Добыть новые экспериментальные факты. 4. Провести теоретическую интерпретацию экспери­ментальных фактов.

А) -2, 3. Б)- 1,4

 

20. Гносеология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г ) о сущности познания, о путях постижения истины;

б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории.

в) о бытии как таковом;

21. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:

а) гипотеза; г) парадигма;

б) теория; д) модель.

в) проблема;

22. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

23. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности; г) Нового времени;

б) средних веков; д) в ХХ веке.

в) Возрождения;

 

24. Установите степень соответствия критерия истины тому или иному направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; б) верифицируемость; в) практика. 1) неопозитивизм; 2) диалектический материализм; 3) конвенционализм.

25. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна; г) абсолютна;

б) объективна; д) божественна.

в) субъективна;

26. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение; г) объяснение;

б) познавательный контакт с объектом познания; д) ноумен.

в) представление;

27. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм;г) гносеологический оптимизм;

б) эмпириокритицизм; д) гедонизм.

в) скептицизм;

 

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

28. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление; в) идея;

б) восприятие; г) ощущение.

 

29. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда; г) предрассудок;

б) заблуждение; д) иллюзия.

в) суждение;

30. Определите какому периоду времени те или иные исторические формы науки:

а) романтический; б) классический; в) неклассический; г) постнеклассический. 1) XVII в. 2) XVв. 3) XXI в. 4) XX в.

31. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:

а) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам. 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно­сти (Аристотель) 3. Бог, вот что является истиной. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер­меневтики)

А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1

32. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема; г) гипотеза;

б) боль; д) теория.

в) вера;

 

33. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвенционализм; г) агностицизм;

б) релятивизм; д) скептизизм.

в) рационализм;

34. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии; г) анализа;

б) индукции; д) математического анализа.

в) дедукции;

35. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления б) антисциентистские направления 1) неотомизм; 2) экзистенциализм; 3) «философия жизни»; 4) неопозитивизм; 5) неокантианство.

36. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия носят название:

а) категорий; г) антиномий;

б) универсалий; д) законов.

в) модусов;

 

37. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:

а) материализм; г) идеализм;

б) скептицизм; д) рационализм.

в) эмпиризм;

 

38. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного:

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3498 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.