ВВЕДЕНИЕ
Реклама играет множество ролей: и учителя, и проповедника, и диктатора… Она в значительной степени определяет наш образ и стиль жизни. Рекламный плакат может стать шедевром живописи, короткий телевизионный рекламный ролик может получить наград больше, чем длинный фильм и стать примером, на котором будут учиться будущие режиссёры, сценаристы. И действительно, телевизионная реклама сродни кино, в ней есть сценарий, по которому режиссёр снимает ролик, продюсер, в роли которого выступает агентство и заказчик и, конечно, персонажи. Герой рекламы информирует потребителя о качествах, преимуществах товара. Он может быть экспертом или знаменитостью, к словам, которых, многие прислушиваются. Человек с именем как бы проецирует свою популярность, свой авторитет на товар или услугу, «освящают» ими рекламируемый объект. Особенно это касается всевозможных кумиров, которым их почитатели стараются во всём подражать.[1] Он может быть воплощён в образе вашего доброго соседа, друга или родственника, который не посоветует вам плохого. Такими мы видим героев рекламы молока (бабушка в «Домике в деревне»), сока (мама в «Любимом саде») и других полезных продуктов. Часто героем рекламы становится среднестатистический потребитель рекламируемого товара, который во многом похож на того, к кому обращается реклама. Отрицательные персонажи появляются в рекламе реже, например, им может стать пьяный водитель, сбивший ребёнка, или диктатор, пришедший к власти из-за того, что люди не пошли на выборы. Но «плохих героев» мы можем увидеть не только в социальной рекламе: полные богини в рекламе масла «Rama» явно отрицательные персонажи, завистники, в отличие от Афродиты, которая ест бутерброд с «Rama». Идея в том, что тот, кто употребляет рекламируемый продукт – красивый и хороший, а кто не делает этого – наделён отрицательными качествами.
В рекламе мы видим совершенно разных персонажей, отличающимися характером, внешним обликом, возрастом, совершаемыми ими действиями и т. д.
Для написания курсовой работы я использовал телевизионную рекламу, просмотренную на телеканале «Россия» с 1 по 14 ноября с 20.00 до 22.00. Моей целью является классификация персонажей по половозрастному признаку и социальному статусу. Кого больше: мужчин, женщин, взрослых, детей? Почему? Какого поведение героев и отношения между ними?
ПОЛ ПЕРСОНАЖЕЙ
Реклама является не только определенной системой представления объектов, программирующей потребителя на приобретение того или иного товара, но и своеобразным идеологическим кодом, выстраивающим систему символических ценностей: социальных, моральных, политических, семейных. Включение товара в символический обмен происходит одновременно с "овеществлением" абстрактных ценностей, господствующих в данном обществе, таких, как чувство патриотизма, семейные узы, приоритет государства над отдельным индивидом, мужчины над женщиной, доминирование мужского типа сексуальности.[2]
Более чем в половине просмотренных мною роликов главным героем является женщина. В четверти – главный герой мужчина и ещё в одной четверти мы видим пару главных героев мужчина-женщина или семью, обычно папу, маму, сына и дочь.
Почему роликов с женщиной в главной роли существенно больше всех остальных? Дело в том, целевой аудиторией большинства рекламируемых товаров действительно является женщина. Стиральные порошки, средства для мытья посуды, бульонные кубики и т. д. чаще покупает женщина, т. к. именно она традиционно занимается домашним хозяйством. Женщина больше мужчины следит за своим внешним видом, поэтому реклама косметических средств, кремов, лосьонов и диетических продуктов – для неё. В рекламе товаров для младенцев, кроме детей принимают участие именно женщины. Вообще в рекламе часто использовался образ женщины-матери.
Нередко главным героем рекламы не сугубо женских товаров выступает женщина, например, модель, украшающая «картинку». Очевидно, что залогом успешной работы рекламы, помимо отмеченной нами проницаемости значений, является ее "искушающе-соблазняющий" характер. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта ("Баунти" — райское наслаждение"), но и формирует само желание. И первым шагом на этом пути является создание желаемого объекта. Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, одним из самых главных символов в мифологии потребления стало женское тело. Как отметил в начале 60-х годов Жорж Батай, теоретически мужчина может быть в той же степени объектом желания женщины, в какой женщина является объектом желания мужчины. Нельзя сказать, что женщины более прекрасны или более желаемы, чем мужчины, однако в большинстве случаев женщины более открыты к тому, чтобы быть желаемыми. Несмотря на радикальную критику последних десятилетий, женщина по-прежнему смотрит на себя "глазами мужчины", представляя себя объектом его желания. Постольку, поскольку желание приносит прибыль в потребительском обществе, женское тело, исторически отождествляемое с сексуальностью и природой, "плодоносит" теперь в сфере политики, экономики, социальных отношений.
То же самое наблюдается в рекламе такого традиционно мужского напитка – пива. В ролике немецкого пива «Бэкс» используется силуэт танцующей девушки.
Несмотря на тенденцию в целом, «женщина» в рекламе не единый образ. Существует определенная типология. Некоторые исследователи рекламного пространства предлагают условно разделить все женские образы в рекламе на шесть типов:
· Фотомодель. (Кинозвезда).
· «Секс-активная».
· «Простодушная».
· Хорошая хозяйка. (Заботливая мать).
· «Мудрая подруга».
· «Работающая женщина».[3]
Фотомодель, как правило, является элементом антуража. Ее функция в рекламном ролике – своим присутствием сообщать зрительницам: «Мойтесь таким-то шампунем, носите такие-то колготки и станете такими же привлекательными, как я». Иногда они играют роль «мудрой подруги» для зрительниц. Кроме того, Фотомодель – это элемент престижа для рекламируемой фирмы. Образно эту идею можно выразить так: «Если в кадре известная женщина с большим гонораром, а не девочка с улицы, значит фирма солидная».
«Секс-активная», это женщина, оттеняющая в рекламе образ «супермена», пользующегося «правильным» дезодорантом обладателя свежего дыхания. Ее функция в данном случае – символизировать успех, достигнутый мужчиной в награду за правильное потребительское поведение.
«Простодушная», это женщина в возрасте около тридцати лет. Как правило, толстая и/или неопрятная. Она внимает советам подруги, «изменяясь с каждым днем» под влиянием определенного продукта. В финале ролика она становится фанаткой рекламируемой марки.
Хорошая хозяйка или Заботливая мать, на ней держится дом. Она кормит, обстирывает мужа и детей (их присутствие в кадре необязательно), поддерживает чистоту в доме и свежесть в унитазе. Она стоит на охране здоровья всей семьи. При этом – непременно хорошо выглядит и нередко ходит по дому в деловом костюме.
«Мудрая подруга», женщина любого возраста, не отличающаяся особой тактичностью. Появляется внезапно и словно из неоткуда. Знает о рекламируемом товаре все, иногда имеет с собой запас и щедро делится с окружающими, даже когда ее не просят.
«Работающая женщина», делятся на работниц сферы обслуживания и работниц в офисе. Иногда возможен вариант женщины-доктора, хотя чаще эта специальность остается за мужчиной. Работницам сферы обслуживания в жизни нужны только обезболивающее и стиральный порошок. В офисе женщине нужны обезболивающее и дезодорант.
Часто в рекламе товаров, предназначенных для «домохозяйского» сегмента женской аудитории, мужчине отводится роль несколько мифологизированного персонажа. Он где-то есть, зарабатывает деньги для семейного бюджета; для стирки его рубашек и белизны его зубов приобретаются стиральные порошки и зубные пасты, причем процесс покупки и применения чистяще-моющих средств сопровождается спорами все тех же женщин (типичные пары — мать с дочерью и невестка со свекровью).
Машины, компьютеры, прочие всевозможные технические приспособления, призванные облегчить жизнь современного представителя сильного пола, пиво – в рекламе этих товаров главным героем чаще является мужчина. Косметика и парфюмерия тоже присутствуют, но они, скорее, являются чем-то дополняющим мужской образ, нежели самостоятельной составляющей этого образа.
В общем и целом, по-настоящему «народными» становятся мужские персонажи, далекие от лоска, свойственного молодым бизнесменам. Главный герой рекламных роликов пива «Толстяк», которого играет корпулентный и обаятельный Александр Семчев, далек от совершенства: и о делах забывает, засидевшись с мужиками, и собой, мягко говоря, не красавец. Тем не менее, его образ стал «народным» и популярным, а фразы, которые он произносит, стали основой для множества анекдотов. Реклама этого пива носит ярко выраженный характер «мужской эмансипации». Такие персонажи, далекие от физического совершенства, популярны: с одной стороны, образцом, к которому надо стремиться, такого мужчину не назовешь, с другой же — к нему и стремиться не надо, поскольку уж очень он похож на среднестатистического представителя сильного пола, употребляющего пиво.[4]
Естественно, мужские персонажи всегда становятся главными героями рекламы лекарств для мужчин, мужских одеколонов, бритвенных принадлежностей, водки под видом конфет («Флагман») и т. д.
Иногда мы видим мужчин в главной роли и в рекламе чистящих средств. Например мускулистый мистер Пропер в ролике одноимённого порошка для мытья полов выступает в роли волшебного помощника двух девушек. Биолог в рекламе «Доместоса» рассказывает о приемуществах данного средства перед другими. Сергей Тишко играет главную роль в рекламе «Тайда», то же делает и менее известный ведущий в роликах «Харпика».
В двух роликах мужчина ухаживал за младенцем (подгузники «Libero», кондиционер для белья «Lenor»). Это скорее исключение, т. к. существует стереотип о том, что воспитание и уход за детьми — не мужское занятие.
Кроме того, мы можем увидеть мужчину и женщину в главной роли вместе, чаще это семья или просто возлюбленные. В основном это бывает в рекламе магазинов для быта («Твой дом») или одежды («Снежная королева», «Мир кожи и меха»). Действительно, одежду или вещи для дома, которыми будут пользоваться все, часто мужу и жене приходятся выбирать вместе. Семья в рекламе всегда дружная. Ведь товар или услуга должны ассоциироваться с чем-то положительным.
ВОЗРАСТ ПЕРСОНАЖЕЙ И ИХ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
Средний возраст россиян – 37 лет. Соответственно и персонажи в просмотренной мною рекламе в большинстве случаев относятся к людям среднего возраста. Чуть реже можно увидеть молодёжь, детей. Практически не было рекламы для подростков.
Во многих роликах мы можем увидеть семью: маму, папу и детей школьного возраста. Видимо, это обусловлено, как я уже сказал выше средним возрастом россиян.
Различные косметические средства, такие как кремы от морщин и т. д. в основном рекламируют молодые фотомодели, несмотря на то, что многим может показаться, что кожа у них и так гладкая. Что бы компенсировать это недовольство целевой аудитории создатели рекламы часто прибегают к использованию в рекламе данных различных исследований, в которых говорится, что в них принимали участие женщины в возрасте от 30 до 40 лет. Иногда в рекламе женской косметики принимают участие мужчины того же возраста, что и женщины. Они выступают в роли возлюбленного, мужа и т. п. и оценивают действие того и или иного крема. Такое мы видим в рекламе крема «Нивея».
Мужчины среднего возраста нередко выступают в роли менеджеров («Эльдорадо»), специалистов, в том числе и как неигровые персонажи (ветеринар в «Pedigree», стоматолог в «OralB»). Вообще работающих мужчин можно увидеть гораздо чаще, чем работающих женщин. Тут вспоминается реклама «Фругурта», которая, правда не была показана в тот период, когда я наблюдал рекламу для курсовой работы. В ней маленькая девочка, говорит, что сама любит рисовать, её папа любит свою работу, а мама любит сериалы про красивую жизнь.
Пожилые люди выступают в роли добрых бабушек-дедушек, реже – строгих родителей мужа или жены. Обычно они, умудренные жизненным опытом, советуют молодым персонажам, что и как надо делать. Они часто появляются в рекламе полезных продуктов, таких как соки, молоко. Опять же они появляются вместе со своими внуками («Причуда») или отдельно («Весёлый молочник»).
Детей в рекламе встретилось не так уж много. В основном это были младшие школьники и «детсадовцы». Дети именно этого возраста часто вызывают у взрослых умиление, как в случае с рекламой сока «Фруктовый сад» (дети в костюмах фруктов). Дети могут быть и озорными, непослушными. Например, в рекламе майонеза «Слобода» дети подсыпают дедушке вместо оливок конфеты. В ролике «Любимого сада» мы видим мальчика, играющего в компьютер и не реагирующего на мамины просьбы. В рекламе жвачки «Малабар» в городском парке шалят дети. Как я уже говорил выше, детей часто можно увидеть и вместе со своими заботливыми родителями.
Но нужно отметить, что детей не встретилось в рекламе бытовой техники и других товаров, непосредственно не относящихся к детям, т. к. существует закон, запрещающий использовать образы несовершеннолетних для рекламы товаров, не относящихся непосредственно к детям.
Подростков в рекламе практически не встретилось. С их участием была лишь одна реклама «Фанты».
В большинстве случаев персонажи либо являются отдыхающими, либо пользующимися рекламируемым товаром. Встречались ролики, где персонаж просто рассказывал о свойствах рекламируемого, например, в рекламе «Киа» кореец стоит и говорит, будто декламируя, что в «Автореале» цены на эту марку ниже.
ЖИВОТНЫЕ И АНИМАЦИОННЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Отдельно нужно сказать о животных и рисованных персонажах, т. к. их возраст и пол не всегда можно определить.
Животные участвовали в рекламе кормов («Pedigree», «Вискас»), косметики («Гарниер»). В основном использовались лабрадоры, голден-ретриверы, т. к. это добродушные и популярные собаки. Шарпей в ролике «Гарниер» использовался, как метафора, т. к. у этой собаки вся кожа в складках. Складка ассоциируется с морщинами. Кошки снимались в рекламе «Вискаса».
Анимационных персонажей было тоже не много. Семья людей в «Називине», мужчина в «Мистере Пропер», хитрый лис в «Малабаре», и овощи в шляпках в «Бондюэль», мойдодыр в «Мифе». Так мы видим, что в большинстве случаев используется образ человека или очеловеченного животного.жей было тоже не много.собаки оченьт. к. это добродушные и популярные собаки. digree@"чавствовали в рекламеционных персонажей, то ихйствах рекламируемого.продукт.гов.о к ним.рых говорится, что в них прини
СПИСОК РОЛИКОВ
В этой таблице реклама, демонстрировавшаяся в период 1 – 14 ноября с 20.00 до 22.00. Слева – название рекламируемого, далее количество показов ролика, справа – код содержания роликов.
1. Лукойл | 001, 002; 011, 033, 061, 101, 102 | |
2. Нивея | 001 (крем); 011, 029, 077, 086, 105; 011, 032, 077, 086,105 | |
3. Ленор | 011 (кондиционер д. белья); 011, 036, 047, 086, 105; 011, 032, 044, 086, 105 | |
4. Гарньер | 001 (шампунь); 011, 029, | |
5. Любимый сад | 001 (сок); 011, 037, 047, 078, 086, 104; 011, 030, 043, 086, 102. | |
6. Причуда | 001, 011, 037, 033, 030, 043, 044, 047, 048, 078, 086, 104. | |
7. Витек | 001, 029, 083, 086, 104. | |
8. Пантин | 001 (шампунь); 008, 029, 078, 084, 106. | |
9. L’oreal Panoramic Curl | 001, 008, 029, 078,?, 105. | |
10. Pedigree | 001 (корм); 007а, 033, 068, 093, 106; 014, 041, 078, 100, 106 | |
11. Кальций Д3 Никомед | 007, 033, 078, 085, 103а. | |
12. Лонда-колор | 001, 008, 078, 090, 103а. | |
13. Веселый молочник | 001 (молоко); 011, 034, 061, 099, 103 | |
14. Нормадерм.Виши | 008, 078, 084, 105. | |
15. Мир кожи и меха в Сокольниках. | 003 (маг.), 011, 030, 033, 037, 043, 044, 047, 048, 080, 094, 106, 008. | |
16. Echo woman Davidoff | 001, 008, 029, 078… | |
17. Киа | 001 (автомобиль); 007?, 033, 076?, 091, 106 | |
18. Снежная королева | 003 (магазин); 011, 037, 081, 101, 104. 003 (магазин); 011, 030, 033, 050, 051 или 055, 081, 101, 104. 003 (магазин); 011, 029, 032, 055, 079, 098, 104. | |
19. Эльдорадо | 004 (магазин); 011, 029, 033, 062, 073, 091, 103.енеджеры; рабочие в раб. овщик..ной шубе бросается ему на грудь | |
20. Калгонит | 001; 011, 029, 056, 078, 086, 102а | |
21. Ультиматум | 001(крем), 011, 032, 075, 101. | |
22. Radox | 001, 011, 029, 053, 078, 101, 105. | |
23. Арбат Престиж | 003 (магазин), 011, 032, 076, 096, 103. | |
24. Спортмастер | 003 (маг.), 011, 029, 032, 054, 100, 104. | |
25. Л’этуаль | 003 (маг.), 011, 029, 079, 085, 104. | |
26. Эльсев | 001, 011, 029, 078, 098, 105. | |
27. Фанта | 001, 011, 039, 040, 054, 078, 098, 106. | |
28. Нивия визаж | 001, 008, 029, 078, 088, 105. | |
29. Дискрит | 001,016… | |
30. Ряба | 001, 014, 041, 099. | |
31. Мэйбеллин | 001, 011, 029, 063 (гонщик), 101, 103а. | |
32. Visa | 004, 011, 030, 033, 050, 051, 096, 106. | |
33. Мистер Пропер | 001, 011, 012, 039, 033, 049, 058, 086, 102а. | |
34. Вискас | 001, 014, 078, 087. | |
35. Dove | 001 (шампунь), 008, 029, 078, 086, 105. | |
36. Називин | 001, 012, 033, 030, 037, 036, 043, 044, 047, 048, 106. | |
37. Carefree | 001, 008, 029, 081. | |
38. Орбит | 001, 011, 033, 031, 078, 101, 106. | |
39. Шамту | 001, 011, 029, 032, 076, 094, 106 | |
40. Доместос | 001, 011, 033, 030, 058, 086, 106 | |
41. Баунти | 001, 011, 029, 081, 100, 104. | |
42. РосГосСтрах | 002, 011, 033, 031, 056,099, 106 | |
43. Хондроксид | 001, 011, 030, 066, 092, 103 | |
44. Бондюэль | 001, 019, 041, 106 | |
45. Миф | 001, 019, 011, 030, 033, 083, | |
46. Поли Бриллианс | 001, 008, 029, 078, 105 | |
47. Шварцкопф | 001, 008, 029 | |
48. Мегафон | 002, 011, 029, 032, 082, 095, 106. | |
49. Риниколд | 001, 011, 029, 033, 057, 091, 103 | |
50. Торнадо | 001, 011, 037, 054, 078, 092, 106 | |
51. Harpic | 001, 011, 030, 006, 033, 086, | |
52. Мириталь-пельмени | 001, 011, 030, 033, 050, 051, 078, 102а. | |
53. Твой дом | 030, 033, 037, 043, 044, 047, 048, 094, 106 | |
54. Гринфильд | 001, 008, 033, 081 | |
55. Джинс | ||
56. Орал би | 001, 007а, 033 | |
57. Толстяк пиво | 001, 011, 033, 078. | |
58. Дарья | 001, 011, 030, 078, 086, 104 | |
59. Тойота | 001, 011, 033, 075, 095, 103а | |
60. Fairy | 001, 011, 033, 030, 037, 043, 044, 047, 050, 051, 076, 086, 102а | |
61. Домик в деревне | 001, 011, 031, 033, 037, 045, 047, 048, 078, 087, 106 | |
62. Пензитал | 001, 011, 033, 078, 094, 104 | |
63. Чупа-чупс | 001, 030, 037, 078, 086, 106 | |
64. Фруктис | 001, 029, 032, 054, 083, 101, 101. | |
65. Холлс | 001 (конфеты); 011, 033, 076 (хок. суд.), 078, 094 (стадион), 103. | |
66. Avon | 002, 011, 029, 079, 086. | |
67. Тирет | 001, 011, 030, 033, 078, 102а. | |
68. Samsung | 001, 007, 033, 074, 100, 104 | |
69. Галина Бланка | 001, 011, 029, 078, 086, 102а | |
70. Иммунэле | 001, 011, 029, 033, 037, 078, 106 | |
71. Капля | 001, 030, 033, 037, 043, 044, 048, 078, 086, 102а, 104 | |
72. Вокруг света | 001, 029, 033, 080,.. | |
73. Фруктовый сад | 001 (сок); 011?, 037, 076 (актёры самодеят.), 094 (дет. сад?), 106. | |
74. Каруна | 001, 011, 029, 078, 104 | |
75. Спрайт | 001 (газировка); 011, 030, 066, 092, 103; 011, 039, 076 (студ.), 078, 092. | |
76. Малабар | 001 (жвачка); 019, 041, 081, 098; 011, 037, 054, 081, 098. | |
77. Колдрекс | 001, 028, 078 | |
78. Чудо-йогурт | 001, 011, 029, 078, 101, 106 | |
79. Флагман | 007, 011, 028, | |
80. Слобода | 001, 011, 031, 034, 037, 045, 046, 054, 078, 086, 102а | |
81. Мезим | 001, 011, 032, 033, 054, | |
82. Витапрост | 001, 011, 033 | |
83. Ворожея | 001, 008, 029 | |
84. Моя семья | 001, 011, 030, 037, 043, 048, 078, 086, 104 | |
85. Моторолла | 001, 028, 078, 098 | |
86. Фаберлик | 001, 011, 030, 078 | |
87. Ролтон | 001 (сухой бульон); 011, 030, 051, 065, 086, 106; 011, 033, 050, 086, 106. | |
88. Вестел | 001, 006, 033, 078 | |
89. Бодрость | 001 (чай); 026, 041, 086. | |
90. Алтайский заповедник | 001, 007а, 033, 068, | |
91. Данон | 001, 011, 030, 037, 043, 048, | |
92. Тайд | 001 (стиральный порошок); 006, 032, 074 (жур-т), 086, 106; 007, 033, 078, 086, 106 | |
93. Ингосстрах | 002 (страхование); 011, 030, 073, 095 (автомоб.), 106; 014, 041, 095 (автомоб), 106. | |
94. Собинбанк | 001, 011, 033, 071, 079, 106 | |
95. Caprice | 001, 011, 029, 033, 076, 101 | |
96. Икеа | 001, 011, 028, 042, 078, 086, 104 | |
97. Head and shoulders | 001, 011, 019, 029, 078, 105 | |
98. Диадемин | 001, 008, 029, 078, | |
99. Фара | ||
100. НТВ+ | ||
101. Лоск | 001 (стиральный порошок); 011, 030, 076, 086, 106; 011, 029, 083, 086, 102а. | |
102. Веллафлекс | ||
103. Тефаль | ||
104. Рама | 001, 011, 028, 029, 030, 078, 101, 106 | |
105. Даниссимо | 001, 011, 021, 029, 078, 100, 104 | |
106. Фервекс | ||
107. Savage | 001 (одежда); 011, 032, 082, 100, 106; 016, 041, 083, 100, 106. | |
108. Равиолло | ||
109. Скит | ||
110. Растишка | 001, 011, 012, 030, 035, 078, 081, 106 | |
111. Тефаль комбайн | 001, 011, 014, 030, 033, 083 | |
112. Рексона | ||
113. Эрмигурт | 001, 011, 014, 028, 042, | |
114. Либеро | 001, 011, 032, 036, 044, 047, 105 | |
115. Л’ореаль | 001, 007а | |
116. Rich | 001 (сок); 011, 029, 078, 081, 101, 104 | |
117. Простамол | 001 (лекарство); 011, 033, 078, 084, 106 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что при создании рекламного ролика очень важно осознавать, для кого он снимается. Персонажи в нём должны быть теме же людьми, кто и является целевой аудиторией. Можно использовать и идеальный образ, который символизирует идеальные качества товара. Использование известных людей в качестве героев рекламы также очень распространенный и действенный прием. Успех рекламы во многом зависит от выбранного персонажа.
ЛИТЕРАТУРА
· Кравченко Е.И., «Женские образы в рекламе».
· Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб: Издательство «Питер», 2000
· Статья «Идиоадаптация образа женщины в российской рекламе» http://www.createbrand.ru/biblio/marketing/pip_show.html
· Статья «Мужская сила под огнём телерекламы» - http://www.createbrand.ru/biblio/adv/sila_telereklamy.html
[1] Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России – СПб: Издательство «Питер», 2000.
[2] Статья «Идиоадаптация образа женщины в российской рекламе» http://www.createbrand.ru/biblio/marketing/pip_show.html
[3] Кравченко Е.И., «Женские образы в рекламе».
[4] Статья «Мужская сила под огнём телерекламы» - http://www.createbrand.ru/biblio/adv/sila_telereklamy.html