Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Переменные и операции класса




Обычно для каждого объекта необходима своя копия переменных, описанных в классе. Однако в некоторых ситуациях требуется, чтобы в классе были данные, общие для всех его экземпляров – переменные класса.

Переменная класса в С++ описывается с ключевым словом static, она создается один раз как часть класса, а не для каждого конкретного экземпляра данного класса. Функция, которой требуется доступ к переменным класса, но не требуется, чтобы она вызывалась для конкретного экземпляра класса, также описывается как статическая (static).

Пример. Опишем класс для работы с датами.

 

class Date{

int day;// день

int month;// месяц

int year;// год

public:

Date (int, int, int); // день, месяц, год

Date (int, int); // день, месяц, текущий год – по умолчанию

Date (int); // день, текущие месяц и год – по умолчанию

Date (); // дата по умолчанию – сегодня

...

};

 

В данном примере мы объявили четыре конструктора для того, чтобы иметь возможность задавать дату в сокращенном виде. В крупных проектах количество конструкторов, позволяющее учесть различные варианты использования, может быть намного больше.

Рассмотрим альтернативное решение. Опишем конструктор с аргументами по умолчанию.

 

class Date{

int day, month, year;

static Date default_date;

public:

Date (int d=0, int m=0, int y=0);

...

static void set_default(int, int, int);

};

 

Если значение аргумента является нулевым, следует воспользоваться соответствующим элементом даты, задаваемой по умолчанию – default_date. Поскольку значение default_date должно быть одинаковым для всех объектов класса, данная переменная является статическим членом. Для ее инициализации описана также статическая функция-член set_default. Статические члены – и функции, и данные – должны быть где-то определены. Например,

 

Date Date:: default_date (1, 1, 2000);

void set_default (int d, int m, int y)

{

Date:: default_date= Date (d, m, y);

}

 

Статические члены используются также для реализации на языке С++ утилит. Утилитами называют совокупность глобальных переменных и свободных подпрограмм, сгруппированных в форме объявления класса. В этом случае глобальные переменные и свободные подпрограммы рассматриваются как члены класса, причем именно как статические. Введение утилит позволяет приблизить реализацию системы на языке С++ к набору классов и взаимодействующих объектов, как в чисто объектно-ориентированных языках.

 

Интерфейсы

Когда с помощью объектно-ориентированного подхода начали разрабатывать крупные программные системы, выяснилось, что кроме классов нужны дополнительные уровни абстракции. В частности, если сложный объект имеет разное поведение, в зависимости от того, с кем он взаимодействует, то бывает удобно скрыть все функции, не нужные в данный момент. А точнее: на время данного взаимодействия сделать доступными все необходимые функции и только их. Для описания таких групп функций удобно использовать понятие интерфейса. В данном контексте интерфейс удобно рассматривать как абстрактный класс, не имеющий собственных данных.

Пример. Все элементы управления телевизора можно разделить на несколько групп: пользовательские (громкость, номер канала), специальные (частота канала) и аппаратные (параметры электрических цепей). При этом пользователь работает с пользовательскими органами управления, настройщик – со специальными, а телемастер – с аппаратными. При этом, если телевизор исправен и настроен, пользователю нет необходимости видеть и менять состояние специальных и аппаратных органов управления. Поэтому пользовательские элементы управления обычно выносятся на переднюю панель телевизора, специальные закрыты небольшой дверцей, а аппаратные вообще погружены внутрь корпуса. Если бы все было на поверхности, пользователь мог бы сделать все то же, что и раньше, но для него оказались бы доступными специальные и аппаратные органы управления, и он мог бы случайно испортить настройки. Кроме того, передняя панель была бы загромождена настолько, что мало кто смог бы ориентироваться в обилии кнопок, ручек и т.п.

Между интерфейсами могут существовать отношения обобщения, ассоциации и зависимости, аналогичные одноименным отношениям между классами. Между классом и интерфейсом могут существовать отношения реализации и зависимости.Будем говорить, что класс реализует (или поддерживает)интерфейс, если он содержит методы, реализующие все операции интерфейса. Интерфейс может реализовываться несколькими классами, а класс может реализовывать несколько интерфейсов. С другой стороны, класс может зависеть от нескольких интерфейсов, при этом предполагается, что какие-то классы эти интерфейсы реализуют.

На рис. 4.3–4.4 показано, что пользователь взаимодействует с телевизором посредством интерфейса IUser, а телемастер – посредством интерфейса IApparatus.

 

 

Рис. 4.3. Интерфейс пользователя Рис. 4.4. Интерфейс телемастера

Группирование классов

 

Когда система разрастается до десятка классов, можно заметить груп­пы классов, связанные внутри и слабо зацепляющиеся с другими. Такие группы классов образуют пакет. Пакетом в области объектно-ориентированных технологий называют общий механизм организации элементов в группы. В данном контексте мы будем говорить только о группировании классов и называть пакетом группы, содержащие классы и другие пакеты.

Пакет не имеет операций или состояний в явном виде, они содержатся в нем не­явно в описаниях агрегированных классов.

Некоторые классы в пакете могут быть открытыми, то есть экспортиро­ваться для использования за пределы пакета. Остальные классы могут быть частью реализации, то есть не использоваться никакими классами, внешними к этому пакету.

В C++ пакеты классов реализуются с помощью введения пространств имен – namespace. Однако пространство имен позволяет реализовать более широкое понятие. Оно может включать в себя классы, другие пространства имен, свободные подпрограммы и глобальные (внутри пространства имен) данные.

Пример. Объединим все классы, разработанные для использования в графической системе в одну компоненту. Предоставим пользователю описания в файле GraphSys.h:

 

namespace GraphSys{

class Point{... };

class Color{... };

class Shape {... };

class Circle: public Shape{... };

class Triangle: public Shape {... };

class Square: public Shape{... };

class SolidCircle: public Circle {... };

}

 

Реализация указанных классов находится в файле GraphSys.срр:

 

namespace GraphSys{

Circle:: draw (){...}

Triangle:: draw (){...}

Square:: draw (){...}

SolidCircle:: draw (){...}

...

}

 

Обращение к членам пространства имен осуществляется с использованием явной квалификации:

 

GraphSys:: Circle C;

GraphSys:: SolidCircle SC;

 

С другой стороны, описание using в пользовательском коде позволяет не использовать все время явную квалификацию:

 

#include GraphSys.h

using namespace GraphSys;

void user_func (){

Circle C;

...

C -> draw ();

}





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.