Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Текст в широком и узком понимании




Затруднительным оказывается также решение вопроса о границах и объеме текста.

Как было указано выше, в человеческом обиходе под текстом может пониматься целое ре-

чевое произведение, часть произведения или его отрывок. Обиходная трактовка объема

текста находит свое отражение (точнее, имеет свои аналоги) в некоторых теоретических

концепциях. О. И. Москальская, например, различает два основных объекта лингвистики

текста, часто неоправданно именуемых одним и тем же словом «текст»: 1) целое речевое

произведение, т. е. текст в широком смысле слова, или макротекст, и 2) сверхфразовое

единство (сложное синтаксическое целое) — текст в узком смысле слова, или микротекст.

При этом, по ее словам, возможно совпадение границ сверхфразового единства и целого

речевого произведения (Москальская 1978: 13).

По словам О. И. Москальской, сверхфразовое единство и целое речевое произведение

— единицы принципиально разного порядка. Сверхфразовое единство — понятие синтакси-

ческое. Это единица синтаксиса, образующая особый уровень по отношению к

предложению. Целое речевое произведение — социально-речевая единица. В рамках

лингвистики текста сверхфразовое единство является преимущественно объектом

грамматики текста, хотя грамматические характеристики присущи и целому речевому

произведению. Тем не менее в своей «Грамматике текста» О. И. Москальская (1981),

анализируя микротексты, т. е. сверхфразовые единства, постоянно использует термин

«текст».

О широком и узком понимании текста говорит также В. В. Касевич: «Текст в

широком смысле — это то же самое, что речь, продукт производства, говорения (для

звукового языка). Текст в узком смысле — это единица речи (т. е. текста в широком смысле),

которая характеризуется цельностью и внутренней связностью и как таковая может быть

вычленена, отграничена от предыдущего и последующего текстов (если текст не

изолирован). Текст в узком смысле — максимальная конструктивная единица, хотя, как уже

говорилось, в принципе текст может сводиться и к одному высказыванию, как, впрочем, и

высказывание может реализоваться в виде единственного слова, а материально — и

единственного слова» (Касевич 1988: 50-51).

Несколько иной смысл в широкую и узкую трактовку текста вкладывает 3. Я. Тураева.

Вслед за И. Р. Гальпериным она предпочитает узкое определение текста, согласно которому

текст — это фиксированное на письме речетворческое произведение (Тураева 1986: 11).

Таким образом, она исключает из рассмотрения устные тексты, что вряд ли отвечает

насущным потребностям лингвистического поиска.

В зарубежных определениях также можно встретить широкую и узкую трактовки

текста. В них, как правило, отражаются авторские взгляды на текст как центральное понятие

лингвистики, а также выделяются различные аспекты его рассмотрения. При акценте на

внутритекстовые критерии (textinterne Kriterien), т. е. грамматические, структурные, текст

предстает как когерентная последовательность предложений, связанная в единое целое

благодаря грамматическим (преимущественно прономинальным) соединительным средствам

и обладающая относительной тематической завершенностью. При акценте на

экстратекстовые критерии (textexterne Kriterien) текст рассматривается как продукт речевой

деятельности человека, обладающий отчетливой коммуникативной функцией (Metzler

Lexikon Sprache 1993: 636).

Авторы новейших зарубежных подходов к описанию текста связывают воедино

внутренние и внешние текстовые признаки. Термином «текст» они называют когнитивно,

грамматически, иллокутивно и при необходимости просодически структурированный

результат какого-либо (устного или письменного) действия продуцента, в котором

представлена контекстная и адресатная соотнесенность и который представляет собой

основу для когнитивно и интенционально структурированных действий реципиента (Ibid.).

Таким образом, широкое и узкое понимание текста предполагает вовлечение / исключение из

рассмотрения других семиотических систем, которые наряду с языковой знаковой системой

имеются в текстовых структурах, например жестикуляция и мимика, или символы, формулы

и изображения.

Такой разброс мнений по поводу существа текста явно не способствует его

однозначной интерпретации, хотя и свидетельствует о многогранности и сложности объекта

рассмотрения. Разные критерии, положенные в основу широкой и узкой трактовок текста

(см. выше, с. 64-66), предполагают разные подходы к его анализу и т. п. В дальнейшем при

описании различных авторских теорий мы еще раз вернемся к этому вопросу и более

подробно обсудим возникающие проблемы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3929 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2236 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.