Очень мало известно о том, почему и когда доктор Хаяси покинул круг Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Это могло произойти вскоре после смерти доктора Усуи. Во многих традициях после смерти основателя системы положение дел меняется.
Говорят, что в свое время доктор Хаяси был очень известен, и размер его группы превышал исходную Усуи Рэйки Риохо Гаккай. Господин Дои, член Гаккай, рассказывал мне, что со смертью Тюдзиро Хаяси, покончившего с собой в 1941 году, Хаяси Шики Рэйки Риохо прекратила свое существование. Однако американские источники утверждают, что госпожа Хаяси продолжала обучать Рэйки и после смерти своего мужа.
Согласно японским источникам, таинственная история «внутреннего самоубийства» доктора Хаяси, которую многие из нас могли прочесть в западных книгах о Рэйки, чистейшая выдумка. После того как в 1930-е годы Хавайо Таката стала членом организации доктора Хаяси, она часто ездила в Соединенные Штаты. Между тем разразилась Вторая мировая война, и Америка стала врагом Японии. По слухам, циркулирующим в Японии, доктор Хаяси решил положить конец своей жизни, потому что его считали шпионом.
. Пять или шесть лет назад господин Фумио Огава (приемный сын господина Кодзо Огавы, который лично работал с доктором Усуи и, возглавлял центр Рэйки) рассказал нам, что во время войны те, кто практиковали Рэйки, нередко вынуждены были куда-то переехать, чтобы избежать подозрений в их принадлежности к движению за мир — что влекло за собой немедленную смертную казнь.
Поскольку группы Рэйки в Японии были либо совсем небольшими, либо чрезвычайно засекреченными, они не слишком разрастались с годами, а большинство из них после Второй мировой войны вообще прекратили свое существование. Многие исчезли вместе со смертью своих лидеров, другие изменили техники, приспособив их к собственным потребностям. Были даже такие, кто полностью изменил характер своей деятельности. Мне приходилось слышать, что основателями некоторых современных японских минирелигий были ученики доктора Усуи.
Большой пробел в истории Рэйки приходится на период с 1940-х годов до начала 1980-х. Господин Фумио Огава отмечал, что в 40-е годы школы Рэйки существовали по всей стране. От своего тестя я узнал, что один из его товарищей по русскому лагерю для военнопленных, доктор-японец, рассказывал ему о Рэйки сразу после Второй мировой войны. По словам одного из наших учеников, занимавшегося массажем и акупунктурой, он впервые услышал о Рэйки в 60-е годы.
Хорошо известным, хотя и немного забавным фактом японской культуры является следующий факт: "для того, чтобы техники, разработанные в Японии, были приняты японцами, нередко их нужно было вывезти на Запад, а затем опять ввезти в Японию! Одним из примеров может служить искусство макробиотики, которое было разработано в Японии. Оно не получало там никакой поддержки, пока не приобрело неожиданный успех в Соединенных Штатах, после чего опять вернулось в Японию. Та же судьба постигла лйкидо, шиацу и Рэйки. (Далее я буду использовать термин «Западное Рэйки» для обозначения техники, полученной от доктора Хаяси и Хавайо Такаты, и «Японское Рэйки» — для обозначения того, чему учили в Усуи Рэйки Риохо Гаккай и других родс-I твенных японских группах).
Дух Рэйки
Большая заслуга в том, что Рэйки было заново введено в Японии, принадлежит госпоже Миеко Мицуи, учителю Техники Сияния, которая в 1984 году вернула популярность Рэйки на его родине. Она вела в ряде японских городов группы Рэйки-I и Рэйки-П и опубликовала несколько статей в эзотерических журналах. В одной из статей она описывает свою встречу с господином Огавой4. Эта статья явилась первым документом — дополненным фотографиями — о встрече между Западным Рэйки и Японским Рэйки, хотя результаты этой встречи на Западе никогда публично не обсуждались.
Госпожа Мицуи не обучала уровню мастера Рэйки в Японии. Ищущие ученики, овладевшие Рэйки-1 и Рэйки-Н в Японии, приезжали в Саппоро, чтобы получить уровень учителя у Четны или у меня.
В течение нескольких лет Западное Рэйки распространилось по всей стране. Некоторые из наших учеников стали вести большие группы во всех основных городах Японии. К декабрю 1999 года Западное Рэйки становится техникой, хорошо известной в эзотерических кругах Японии.
Сейчас в Японии действуют совершенно разные школы Западного Рэйки, почти исключительно основанные нашими учениками или продолжающие нашу линию. Самой крупной из них, по-видимому, можно считать школу в Токио, возглавляемую господином Тошитака Моти-дзуки, автором книги «Iyashi No Те»5, который прошел обучение непосредственно у нас. Он дважды приезжал к нам вместе с работающим у него господином Такахаши в 1993 и в 1998 году.
Среди других хорошо известных учителей Рэйки нашей линии можно назвать следующих:
♦ Господин Арупам Хитоси Исоно
♦ Господин Фуминори Аоки, один из учеников господина Моти-дзуки, автор книги «Healing the Reiki» и президент ассоциации Рэйки-Оцчн. Рэйки-Один — крупнейшая организация Рэйки в Японии, ее не следует путать с Усуи Рэйки Риохо Таккай.
♦ Господин Дои, автор книги «Gendai No Reiki-Ho»
♦ Господин Масахару Уэно, автор книги «Shinden Reiki No Himitsu»
♦ Господин Ёшио Тасаки, автор книги «Reiki Healing Jiten»
♦ Госпожа Юкико Утэна, автор книги «Kyoi No Reiki Ryoho»
Современное Рэйки в Японии
Японцы очень хорошо умеют взять какую-нибудь систему взглядов, концепцию, машину, ботинки, технику, песню или религию и сделать из них нечто совсем другое. Конечный продукт часто оказывается значительно лучше исходного. Многие из упомянутых выше школ сочетают Западное и Японское Рэйки.
Линия для Японии не является важным аспектом Западного Рэйки. Большинство практикующих и учителей Рэйки не знают, где или когда их учитель изучал Рэйки, их это просто не волнует. Но спросить об этом учителя не считается бестактностью.
Часто он может оказаться японцем, обучившимся Рэйки в Западных кругах Рэйки. Однако не стоит высокомерно относиться к национальности учителя. Вместо этого, прежде чем решить заниматься с конкретным учителем, постарайтесь оценить его по тем же меркам, по каким вы бы оценивали учителя, принадлежащего к вашей культуре.
Часть II
Энергетические основы Рэйки
ГЛАВА 6
Смысл иероглифа Рэйки
— Вальтер Любек —
О таинственных символах и мантрах II и III Ступеней Рэйки, а также о тайнах, в них заключенных, и о более глубоком понимании пути Рэйки, которого можно достичь, работая с ними, было сказано и написано много. Нет сомнения, что «ящик с инструментами» Системы естественного лечения Усуи — символы и связанные с ними мантры — содержит какие-то важные формулировки метода.
Лучше всего скрывает тайну нечто очевидное. С другой стороны, существует определенный символ, известный каждому, кто знаком с Рэйки. Он появляется почти всюду, где идет речь о Рэйки, и точно описывает, что такое Рэйки, как оно работает, откуда пришло и почему функционирует. Но, как ни странно, до сих пор ему было посвящено очень мало внимания в публикациях или семинарах.
В этой главе мы подробно обсудим значение этого замечательного знака. Его послание содержит несколько уровней и, если рассматривать его в целом, раскрывает увлекательную информацию о работе энергии Рэйки. Мне лично очень помогло мое углубление в этот символ. Я обретал способность проникать в самую сущность, и в результате смог лучше проработать множество вопросов. Мое общее понимание духовности и того, как работает энергия, позволило мне разработать целую серию эффективных техник Рэйки Радуги. Может быть, углубление в символ Рэйки поможет и вам в продвижении на вашем пути.
Сегодня людям нравится использовать японский символ Рэйки для рекламы, журнальных статей, названий книг, фирменных бланков, афиш и визитных карточек. Его печатают в двух вариантах.
Первый вариант (рис. 1) представляет собой более старое, более оригинальное изображение символа, которое мы подробно обсудим в этой главе. Хотя это и не самое старое его написание, в нем все же видны отдельные элементы, определяющие его смысл. Анализируя эти элементы, можно прийти к более глубокому пониманию Рэйки. Второй способ изображения (рис. 2) — это усовершенствованный вариант иероглифа, созданный в связи с реформой правописания. Он не позволяет провести серьезное исследование, поскольку его составляющие утратили свою исходную форму. В результате становится непонятным его внутреннее послание, особенно содержащееся в верхней части, которая означает Рэй, или «духовный». И тем не менее этот иероглиф также является правильным обозначением слова Рэйки. Просто он содержит слишком мало поддающихся объяснению элементов.
Здесь необходим небольшой экскурс в историю. Японские иероглифы создавались на основе китайских. На протяжении столетий Китай во многих отношениях играл для Японии роль культурной и религиозной модели. Но даже в древние времена Япония была склонна впитывать влияния других культур и, приспосабливая их, развивать свои собственные, особые качества.
В китайском языке аналог японского Рэйки носит название Лин Ки. Насколько мне известно, впервые о нем упоминается в трактате, написанном конфуцианским философом Мэнсиусом (Мэн-цзы) около 300 года до новой эры. В этом трактате он выражает недовольство по поводу того, что в монастырях проводят слишком много медитаций с целью получения мирских благ, а истинно важным аспектом, обеспечивающим личное открытие человеческого существа божественному — работой с использованием Лин Ки, — пренебрегают. Оказывается, подобные проблемы существовали во все века.
Анализ иероглифа, обозначающего Рэйк™
Для того чтобы точно понять, что означает Рэйки, мы должны разделить соответствующий иероглиф на два отдельных элемента. Чтобы добраться до сути, важно обратиться к истории и проследить способ написания каждого из элементов и смысл этих аспектов.
Давайте сначала рассмотрим символ для Ки: На рис. 3 приведено каллиграфическое изображение символа, который играет также роль во многих других формах работы с тонкой энергией, в медитации и медицине. В настоящее время термин Ки используется в Японии в сотнях сложных слов. Существует даже Словарь Ки, где приведены исключительно выражения, содержащие слово рис. 4 Ки. Японцы, среди прочего, понимают под Ки следующие понятия: дух, душа, сердце, намерение, настроение, темперамент и/или атмосфера (в смысле качества того, что окружает человека, игры или произведения искусства, или того, что преобладает в помещении).
Самая старая, первоначальная форма, верхняя часть — без наклонной черты — означает «облака». Это можно интерпретировать как воду, которая фактически преобразу ется в нечто духовное и поднимается в небо. Следующий Уровень смысла связан с «молитвой» и «нищенствовани-ем» (рис. 4).
Позднее был добавлен иероглиф, обозначающий «рис».
В Китае рис с незапамятных времен служит основной пищей и выражает качество Ци, питающей тело, ум и душу (рис.5).»!
Соответственно, самой старой версией иероглифа для»1 обозначения Ки является версия, приведенная на рис. 6.
Рис. 6
В Древнем Китае существовали и другие версии иероглифа для Ци, которые в настоящее время почти не применяются. Поэтому иероглиф, приведенный на рис. 4, используется для обозначения Ки в ряде вариаций и символизирует пар, напоминающий облако. Кстати, можно провести интересную параллель с обширным исследованием, выполненным великим австрийским ученым бароном фон Рейхенбахом в XIX столетии. Им были проведены многочисленные опыты по восприятию людьми средних способностей различных форм жизненной энергии, которую он назвал «Од». Он обнаружил, что эта энергия часто воспринимается как тонкий туман. О подобных наблюдениях сообщают также английские медиумы. Этот старый способ написания символа Км, по существу, представляет некоторую духовную и энергетическую абстракцию, которая отделена от материального уровня или излучается в виде поля и поднимается к небу, к творческой силе.
Как мы знаем, поднимающийся от земли пар приводит к образованию облаков и в конечном счете к дождю. Дождь возвращается на землю, в царство материи, чтобы питать ее. Нетрудно усмотреть связь между смыслом иероглифа и молитвой, ритуалом и магическими действиями.
Высказывание китайского классика Лао-цзы, который жил в период Чжаньго («Воюющих царств») (475-221 гг. до н. э.), содержит важную информацию о смысле символа, обозначающего жизненную силу: «...То, что духовно, есть часть небесного. Физическое есть часть земного. То, что принадлежит небесам, чистое и быстротечное. То, что принадлежит земле, плотное и вязкое. Когда дух покидает форму, и то и другое вновь обретает свою истинную природу»10.
Это означает, что жизнь прекращается тогда, когда душа, принадлежащая небесам, сущность духовной природы человеческого существа, отделяется от своей материальной формы — тела. С другой стороны, существует менее радикальное восприятие, о котором уже шла речь выше. В этот момент части души поднимаются в небо, подобно пару, под действием солнечного тепла освободившемуся от уз материальной связанности. Они устремляются от земли в сияющие небесные просторы, к своему источнику, чтобы получить совет и набраться сил от Источника Жизни. Они получают энергию и возможность следовать желаниям творческой силы, чтобы формировать и возрождать жизнь на материальном уровне духовным путем.
Необходимые для этого условия описывает другая китайская книга мудрости, ИЦзин (Книга Перемен), в Гексаграмме 11, называемой «Покой» Чтобы конструктивно формировать процесс жизни для всех его участников, женское, материальное Инь должно быть помещено над мужским, духовным Ян. Если перевести на язык практики, это означает, что духовное восприятие и переживания следует полностью превратить во что-то такое, что окажется полезным в повседневной жизни, а тело с его чувствами, желаниями и ощущениями должно превратиться в храм творческой силы. Тогда то божественное, что есть внутри человеческого царства, может быть воплощено в жизнь. Фактически, то же самое представление лежит в основе индийской Тантры, искусства и науки об использовании чувственности тела и его способности испытывать удовольствие для духовных переживаний и личного развития.
Противоположное состояние описывается в Гексаграмме 12 книги И Цзин, «Застой». Символически оно выражается в расположении духовного, мужского Ян над материальным, женским «.Инь». Теперь их взаимоотношения друг с другом невозможны, поскольку естественное движение Ян направлено вверх, к небесам, а естественное движение Инь направлено вниз, к земле. Используя привычные понятия, можно сказать, что духовные переживания и восприятие рассматриваются как цель сами по себе и тщательно оберегаются от повседневной жизни, тогда как энергии и желания тела существуют вне связи с духовными целями. Они сами по себе тоже могут рассматриваться как цель.
Приведем пример подобной ситуации: партнерство между мужчиной и женщиной может стать духовным путем для обоих, когда мужчина прилагает все усилия к тому, чтобы ощущать, принимать и воплощать божественное в себе, одновременно уважая и любя свою жену как богиню, и когда она прилагает все усилия, чтобы ощущать, принимать и воплощать божественное в себе, одновременно уважая и любя своего мужа как бога. Это то состояние покоя (описанное в главе 11 Книги Перемен), благодаря которому все расцветает в любви и радости. Оно исходит от такой пары в виде приятной энергии, делающей святой брак основой ее жизни.
Но если партнерство построено таким образом, что муж смотрит на свою жену сверху вниз, поскольку она не такая, как он, а она разочарована в нем, ибо он не такой, как она, при этом оба относятся к своей совместной жизни как к формальности, не видя за ней никакого более глубокого смысла, нельзя ждать ничего, кроме несогласия, описанного в главе 12 Книги Перемен.
Другие способы написания иероглифа Ки
Один из более древних способов написания иероглифа для обозначения Ки заключается в соединении верхней части иероглифа, приведенного на рис. 1, без добавления снизу наклонной черты, с иероглифом, обозначающим «огонь», или «дыхание и огонь».
Смысл этого изменения в том, что огонь, который, согласно китайскому мистицизму, связан с осуществлением личной духовной задачи, следуя Мэнсиусу (см. ниже), называют «долгом». Этот долг позволяет божественному центру человеческой природы стать со временем определяющей частью человека. Этот процесс объясняется в 30 Гексаграмме И Цзина — «Сияние». Только открывая свое сердце духовной задаче в материальном мире и становясь носителями и хранителями духовного света, божественного пламени, мы становимся посланниками Бога. Этого невозможно достичь с помощью формально выполняемых техник, а только благодаря глубокой духовной направленности всего образа жизни. Дыхание, которое включает несколько признаков Ки, в том числе и огонь, может стать мощным инструментом освобождения тела от блокировок, препятствующих течению божественных жизненных сил. Это известно каждому врачу. (См. также мое описание связи между сердцем и легкими при лечении тела в целом, стр. 213 и далее.)
С помощью дыхания мы можем направлять свое внимание на конкретные области тела и на отдельные органы. А когда на каком-то участке сфокусировано внимание, это облегчает течение через него жизненной силы. Чем свободнее циркулирует в теле жизненная сила, тем легче оно освобождается от отходов и токсинов, его вибрации становятся более высокими и более духовными. Чем выше его вибрации, тем вероятнее оно будет ощущать свою собственную божественность и божественный свет внутри. Тогда, совершая свой жизненный путь, мы можем на них ориентироваться.
Прежде чем приступить к интерпретации остальной части иероглифа, мне хотелось бы предоставить слово Мэнсиусу*, одному из известнейших мудрецов древнего Китая, чтобы он объяснил смысл концепции Ки/Ци:
«То, что мы понимаем под жизненной силой (Ци), есть нечто, обладающее наибольшим величием, наибольшей прочностью. Если ее питать тем, чем следует, и не причинять ей вреда, она становится посредником между невидимым и видимым мирами. То, что мы понимаем под жизненной силой, неразрывно связано как с долгом, так и со смыслом жизни. Без них она могла бы только истощаться. Это то, что создается в результате постоянного выполнения долга, а не то, чем можно завладеть, выполнив свой долг однажды».
В другом месте поучительной истории Мэнсиус говорит о Ци как о душе, центре нашей духовной природы. Возможно, вам легче будет представить эту ситуацию, если вы представите Ци как поле, излучаемое душей человеческого существа. Если это поле ослаблено или блокировано, оно больше не может поддерживать бодрость тела. Испытывая недостаток в ориентации и силе, тело становится слабым и больным. В таком теле душа начинает забывать, чем она является на самом деле, откуда она пришла и куда должна вернуться. Если душе напомнить о ее истинной природе, продемонстрировав наличие божественного внутри себя, она опять сможет сориентироваться, увеличится ее сила и радость, вера в жизнь, интуиция, она начнет выздоравливать.
В «Истинной канонической книге философа из Наньхуа (или Нань-хуа чжэнь цзин)», написанной китайским классиком Чжуан-цзы в IV веке до н. э., о Ци сказано следующее: «Человеческие существа рождаются благодаря накоплению силы (Ци)*. Жизнь состоит из силы Щи). Когда сила исчезает, жизнь заканчивается. Во Вселенной существует только одна жизненная сила».
В другом месте своей работы Мэнсиус пишет, что Ци, жизненная сила, возникает в результате превращений Инь и Ян.
Мастер Мэн, известный также под именем Мэн-Тэ или Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.), был одним из виднейших учеников великого Конфуция.
Что заставляет силу (Ци) накапливаться? К ней должна быть добавлена «Рэй» — китайская
Коротко об эзотерическом смысле понятия Ки/Ци
Приведем две имеющиеся интерпретации этого сложного понятия:
Благодаря солнечной, «горячей» силе из материи освобождается эстетическое, питающее качество, восходящее к небесам (к Божественному). Или:
Благодаря добавлению к материи большого количества энергии ее духовные/божественные составляющие усиливаются. Даже сегодня этот принцип успешно применяется в даосской Йоге, в индийской Тантре, а также в восточной и западной алхимии — ив Рэйки.
Каким образом Ки связано с Рэй?
На рис. 7 приведена старая форма написания символа Рэй. В буквальном переводе он означает: «дух, не имеющий качественного определения», или даже «духовный». Если исходить из его действительного смысла, этот символ можно перевести как «тайный смысл», а также «скрытая сила».
Добавив к этому более старые слои его смысла, которые приводятся в китайском Лин, можно получить более подробную информацию. В Древнем Китае этот термин использовался в тантро-буддийских и даосских кругах при работе с энергией и медитации. К нему можно применить объяснение, которое я слышал на семинаре по одному из методов цигун: «При использовании этого метода дух достигает совершенного успокоения; такой покой называется «совершенным», поскольку превосходит любой вид земного покоя, даже вечный покой смерти. Из этого покоя выкристаллизовывается свет (ума), дающий просветление, духовное качество (Лин) которого пропитывает все существо медитирующего и его естественные духовные стремления».
Устаревший смысл из эры развития даосской философии относится к области шаманизма. Здесь Рэй (китайское Лин) можно перевести как «вызывание дождя». Верхняя часть символа представляет «дождь» (рис. 8). Средняя часть (рис. 9) символизирует три открытых рта, а нижняя (рис. 10) означает «колдун», или «шаман».
Чтобы немного облегчить понимание этого буквального перевода, можно его интерпретировать, например, следующим образом: шаман согласует три части своего существа — тело (внутреннего ребенка), ум (среднее/рациональное «сознающее» я) и душу (высшее я) — со своим желанием достичь цели, то есть вызвать дождь. Для этого подвига нужна сила любви, готовая поддержать истину, красоту и доброту, а также восприимчивость отдельных составляющих личного Я. Сюда также входит желание улучшить наше собственное положение и положение людей, которые нас окружают. Как уже объяснялось при обсуждении понятия Ки, «дождь» можно понимать как воздействие божественного на расширяющееся личное духовное поле человеческого существа. В этом контексте техника Рэйки Радуги по призыванию ангела при лечении на расстоянии (как представителя творческой силы) — в качестве проводника — должна пробуждать взамен мощную целительную энергию. Потом это может проявиться в материальном мире, например, через человека, который посылал дистанционное Рэйки в виде субстанции Рэйки Радуги11.
Сама по себе троичность, например троекратное повторение мантры для активизации символа Рэйки в процессе лечения на расстоянии, является существенной составляющей многих форм современной работы с энергией.
Божественное также часто изображается в виде троицы.
В классических китайских текстах Лин продолжают рассматривать как силу, способную создавать эмоционально окрашенные представления, которая формирует и движет материальные структуры согласно направлениям духовного царства — совместно с Ки. В общем, Лин — это послание без посланника, письмо без почтовой марки.
Хотя продолжительное углубление в эти объяснения символа Рэйки требует определенной работы, оно может принести удивительные новые озарения.
Японская система описания жизненных энергий
— Вальтер Любек —
Благодаря своей увлеченности традиционными азиатскими искусствами исцеления и макробиотикой, основанной японцем Джорджем Оза-вой, я познакомился с очень полезной и информативной японской системой классификации жизненных энергий еще в начале 90-х годов. Эта система заполнила существенный пробел в доступной мне информации. Я не мог себе представить, чтобы Рэйки было создано Микао Усуи практически «из ничего». Что бы ни создавали человеческие существа, это всегда исходит из работы, опыта и представлений других людей. Следовательно, должна была существовать определенная среда, опираясь на которую Микао Усуи разработал свою Систему Естественного Исцеления — Рэйки. В частности, мне было очень интересно узнать, насколько описание функций и особенностей других типов жизненной энергии, образующих одну систему с Рэйки, облегчает понимание самого Рэйки.
Система жизненной энергии, которая объясняется в этой главе, частично заимствована из китайской модели Пяти Элементов. Нет ничего удивительного в том, что многие духовные представления, которые сегодня считаются «оригинальными японскими», большей частью пришли из Китая.
Основным источником системы наверняка был примитивный, ориентированный на шаманизм китайский даосизм. Существенные совпадения между шаманизмом и Рэйки обсуждались в предыдущей главе.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению «новой» старой японской системы жизненных энергий, следует сделать несколько замечаний о концепции Кн.
В японском языке слово «Ки» используется для обозначения всех жизненных энергий. Оно является японской версией китайского понятия Цм> с которым мы знакомы по тайцзи-цюань, цигун и традиционной китайской медицине. Кроме того, существует аналогия между Ки и понятием Праны, используемым в восточной индийской философии. Но Ки, как это часто утверждают, не является тем же типом жизненной силы, которая была открыта Вильгельмом Райхом и названа им аргоном.. Из-за ограниченности объема данной работы мы не станем объяснять здесь все различия, но труды Вильгельма Райха наверняка стоят того, чтобы с ними познакомиться. В них содержится подробное описание особых качеств оргона, которые можно сравнить с характеристиками Ци, описываемыми в настоящей книге и во множестве трудов по традиционной китайской медицине. Это позволит легко понять разницу между этими двумя концепциями.
Оргон — это одно из выражений жизненной энергии, но он не может служить общим термином для различных типов тонких жизненных сил, подобно Ци, Ки или Иране. Эта дифференциация очень важна, потому что законы, применимые к оргону, часто пытаются применять ко всем типам Ки — но на практике это не работает.
Если говорить в общих чертах, жизненные энергии обладают определенными характерными особенностями, которые в первую очередь наблюдаются в их синергетическом взаимодействии. Сюда входит их взаимное сходство с известными электромагнитными полями, их способность обеспечивать независимое действие органических систем и противодействие энтропии, а также возможности для этих систем бороться за сохранение единства и свое воспроизведение.
Ки циркулирует в человеческом теле в виде различных качеств, которые накладываются друг на друга:
Кэкки
Сиокэ
Мидзукэ
Куки
Дэнки
Дзики
Рэйки
Форма энергии, названная Кэкки, которая стоит в списке под номером 1, обладает наибольшей силой, но минимальной способностью к организации.
Энергия, стоящая под номером 7, Рэйки, обладает наибольшей способностью к организации течения энергии в уме и теле, но в то же время от нее трудно добиться непосредственного эффекта. Следовательно, последняя из перечисленных здесь энергий представляет собой своего рода программу управления, благодаря которой все необходимое в человеческой системе осуществляется с использованием нужных сил, в правильном соотношении, в соответствующее время, в наиболее подходящем ритме и наиболее выразительным образом. Другие энергии (со 2-й по 6-ю) выполняют различные функции, взаимодействуя друг с другом, как будет описано ниже.
Важно также отметить, что мы не будем описывать энергетические органы типа известных нам из индийской йоги чакр. Вместо этого мы остановимся на качествах энергий, которые являются их уникальными характеристиками. Силы действуют в каждом энергетическом органе существа. Но плотнее всего они сконцентрированы в том носителе функции, который находится ближе всего к ним. Упомянутые носители функций являются одним из примеров энергетических органов.
Характеристики семи основных жизненных энергий
1. Кэкки