Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Практическое занятие № 7. Эволюция античной любовной лирики: от Сапфо до Овидия




1. Древнегреческая лирика: происхождение и жанровая структура. Место любовной лирики в древнегреческой поэзии. Любовная тема в монодической мелике: ее генезис (эпиталамии) и своеобразие.

2. Любовная лирика Сапфо:

– биография поэтессы: мифы и реальность

– любовные стихотворения и эпиталамии Сапфо: концепция любви, адресат, лирический герой, способы выражения любовного чувства, художественно-изобразительные средства, жанровое своеобразие

– анализ стихотворений «Богу равным кажется мне по счастью…», «К Афродите», «Нет, она не вернулась…»

3. Любовь как наслаждение: поэзия Анакреонта и ее традиции в европейской литературе Нового времени. Анализ 2-3 стихотворений по выбору.

4. Любовная лирика в Древнем Риме: традиции и новаторство. Поэзия неотериков и ее роль в развитии любовной лирики. Литературный быт неотериков. Понятия «оциума» и «негоциума». Воспевание праздности и частных интересов как эстетическая позиция

5. Катулл – «открыватель любовного чувства»:

– биография поэта как «срез эпохи». История любви Катулла и Клодии Пульхер как основа любовной лирики

– цикл стихотворений, посвященный Лесбии как лирический дневник: динамика развития чувства (от влюбленности до ненависти) и его оттенки, традиции Сапфо и их переосмысление (сопоставить оригинал и катулловский перевод стихотворения Сапфо «Богу равным…»), лирический герой, адресат (Лесбия), художественные средства и язык, концепция любви (любовь как страдание). Анализ 2-3 стихотворений

6. Любовная элегия в древнем Риме: творчество Тибулла и Проперция. Традиции Катулла и канон любовной элегии (композиция, «общие места», пафос и т.п.).

7. Любовь как игра в раннем творчестве Овидия:

– концепция любви в «любовных элегиях» (Amores) Овидия, пародийное переосмысление традиций Катулла, Тибулла и Проперция. Адресат любовной лирики (Коринна), ее ироническое изображение. Лирический герой Овидия – несчастный влюбленный или «античный Дон-Жуан»? Анализ 2-3 стихотворений

– вариации «героической любви» в сборнике «Героиды»: повествование от лица мифологических героинь как авторская маска, ее варианты, преимущества эпистолярной формы

– «Наука любви» как пародия на ученую поэму и учебник начинающего ловеласа: структура поэмы, авторская позиция, концепция любви

 

Творческое задание:

1. Сделать сопоставительный анализ стихотворений Сапфо «Богу равным кажется мне по счастью…» и Катулла «Тот в моих глазах божеству подобен…» по следующей схеме: Какова тема стихотворений; Каков адресат, опишите его; Каков лирический герой (от лица которого ведется повествование); Как описывается любовное чувство, с помощью каких средств; Каков смысловой итог стихотворений Сапфо и Катулла, в чем разница финалов?

2. Провести сопоставительный анализ стихотворений «На смерть воробья Лесбии» Катулла и «На смерть попугая Коринны» Овидия по следующей схеме: Какова тема стихотворений? Какую роль играет образ птицы в обоих текстах, в чем разница? Как передаются в стихотворениях традиции погребального плача, какими средствами? К кому обращается автор? С какой целью?

В чем принципиальная разница в смысловой нагрузке стихотворений? С помощью каких средств Овидий пародирует стихотворение Катулла?

 

Тексты:

Стихотворения Сапфо, Анакреонта, Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия (по хрестомтии)

Литература:

Основная:

Боннар, А. Сафо – десятая муза // Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. – Р-н-Д: Феникс, 1999. – Т. 1.

Вулих Н. В. Овидий. М., 1996.

Гаспаров, М. Л. Очерк истории европейского стиха / М. Л. Гаспаров. – М., Наука. 1989.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. М., 1963.

Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1967. Шталь И. В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Дополнительная:

Гаспаров М. Л. Овидий в изгнании. / Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1982, 189—224.

Гринбаум Н. С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Дуров, В. С. История римской литературы / В. С. Дуров. – СПб., 2000.

Лосев. А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

Толстой И. И. Сапфо и тематика ее песен // Статьи о фольклоре. – М.–Л., 1966.

 

Сост. А. С. Полушкин

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1243 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.